- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса «Проценты…» (9 или 11 класс)
Программа элективного курса «Проценты…» (9 или 11 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колосницына В.А. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа курса по математике для 9 класса составлена на основе требований ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, учебного плана школы на 2014-2015 учебный год (вариативная часть).
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа курса по математике для 9 класса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Программа элективного курса состоит из двух разделов, посвященных теме: «Проценты». Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни и задачам с параметрами. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные задания. Однако практика показывает, что задачи на проценты, особенно вычисление сложных процентов, вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс «Проценты…» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Программа курса может быть эффективно использована в 9 классе, т.к. она хорошо подходит для этого класса с невысоким уровнем обученности, элементы программы можно применить и при подготовке к ЕГЭ. Программа курса способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения. Для проведения курса подготовлен дидактический материал по теме «Проценты», который позволяет производить процентные вычисления, отрабатывать вычислительные навыки, закрепить знания решения задач и уравнений с параметрами, задач на сплавы, смеси, растворы и банковские операции.
Цели курса:
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
-создать целостное представление о процентах и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся; - способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем. Задачи курса:
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- решать уравнения графическим способом;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать /уметь / понимать
раздел «Проценты…»
-
понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
-
уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2; 20 % - 1/5; 25 % - 1/4 и т. д.);
-
знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
-
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
-
при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических задач
• устной прикидки и оценки результатов вычислений;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Формы контроля: самостоятельные работы, тест, устный и письменный опрос.
II. Содержание тем учебного курса
раздел «Проценты…» 17 час Понятие процента - 1 час. Решение задач на нахождение числа по проценту и наоборот - 3 час. Задачи на сплавы и смеси - 3 час. Схемы при решении задач на смеси - 1 час. Решение задач на экономию - 1 час. Начисление сложных процентов - 2 час. Решение задач (растворы) -2 час. Процентные вычисления в жизненных ситуациях - 1 час. Решение задач из ЕГЭ - 3 час.
III. Учебно-методическое обеспечение: Учебно-методическая литература для учителя:
-
журнал «Математика в школе» № 5. 2003г. с 51.
-
газета «Математика» № 17. 2001г. с11.
-
газета «Математика» № 26. 2000г. с31.
-
Виленкин Н.Я. и др. «Алгебра 8», «Алгебра 9» М.: Просвещение 1996г.
IV. Дополнительная литература:
для учителя
-
Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе. - 2001. - № 4.
-
Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. - № 4. - 1991. - С. 39.
-
Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. - № 5. -1995. - С. 24.
-
Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе. - № 1. - 1992. - С. 18.
-
Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). - М.: Просвещение, 1995. - 240 с.
-
Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. - 1998. - № 4.
-
Симонов, А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. - 1998. - № 6.
-
Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. - 1998. - № 5.
-
Соломатин, О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе. - 1997. - №1. - С.12-13.
-
Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Изд. отд. УНЦ ДО МГУ, 1997. - 60 с.
-
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. «Алгебра 8». Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса. М.: Просвещение 1998г.
-
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса с углубленным изучением математики. . М.: Просвещение 2001г.
-
Крамор В.С. «Математика. Типовые примеры» М.: «Аркти» 2000г.
для обучающихся
Цыпкин, А. Г., Пинский, А. И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы / под ред. В. Л. Благодатских. - М.: Наука, 1984.
-
Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Просвещение, 1997. - 112 с.
-
Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. - М.: Дрофа, 2003. - 120 с.
-
Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1988.
-
Научно-популярные издания , энциклопедии, СМИ, ресурсы Интернет.
-
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. «Алгебра 8». Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса. М.: Просвещение 1998г.
Интернет - ресурсы:
-
ege-ok.ru сайт репетитора по математике Инны Владимировны Фельдман.
-
matematikalegko.ru/ проект по математике по подготовке к ЕГЭ (Александр Крутицких)
-
dvd.ege-study.ru/ Образовательная компания ЕГЭ-Студия (подготовка к ЕГЭ и олимпиадам).
-
alexlarin.net/ и др.
V. Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол час
Форма контроля
требования к уровню подготовки учащихся
Дата
план
факт
Проценты 17 час
1
Понятие процента
1
Работа в парах, малых группах, собеседование.
Знать
понятие процента
2,3
4
Решение задач на нахождение числа по проценту и наоборот
3
мини - тест
Уметь
находить числа по проценту и наоборот
5,6,7
Задачи на сплавы и смеси
3
проверочная работа
Уметь
решать задачи на сплавы и смеси
8
Схемы при решении задач на смеси
1
с\работа
Уметь
применять схемы при решении задач на смеси
9
Решение задач на экономию
1
Уметь
решать задачи на экономию
10
11,
Начисление сложных процентов
2
проверочная работа
Уметь
выполнять начисление сложных процентов
12,13
Решение задач (растворы)
2
Уметь
решать задачи (растворы)
14
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
1
Уметь
решать задачи на проценты
15
16
17
Решение задач из ЕГЭ
3
тест
Уметь
решать задачи на проценты