Программа элективного курса «Проценты…» (9 или 11 класс)

Предлагаемый курс «Проценты…» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Программа курса может быть эффектив...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа курса по математике для 9 класса составлена на основе требований ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, учебного плана школы на 2014-2015 учебный год (вариативная часть).

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа курса по математике для 9 класса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

Программа элективного курса состоит из двух разделов, посвященных теме: «Проценты». Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни и задачам с параметрами. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные задания. Однако практика показывает, что задачи на проценты, особенно вычисление сложных процентов, вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Предлагаемый курс «Проценты…» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Программа курса может быть эффективно использована в 9 классе, т.к. она хорошо подходит для этого класса с невысоким уровнем обученности, элементы программы можно применить и при подготовке к ЕГЭ. Программа курса способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения. Для проведения курса подготовлен дидактический материал по теме «Проценты», который позволяет производить процентные вычисления, отрабатывать вычислительные навыки, закрепить знания решения задач и уравнений с параметрами, задач на сплавы, смеси, растворы и банковские операции.

Цели курса:

- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

-создать целостное представление о процентах и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся; - способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем. Задачи курса:

- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- решать уравнения графическим способом;

- привить учащимся основы экономической грамотности;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. В результате изучения курса обучающиеся должны:

знать /уметь / понимать

раздел «Проценты…»

  • понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;

  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2; 20 % - 1/5; 25 % - 1/4 и т. д.);

  • знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;

  • при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения несложных практических задач

• устной прикидки и оценки результатов вычислений;

• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Формы контроля: самостоятельные работы, тест, устный и письменный опрос.

II. Содержание тем учебного курса

раздел «Проценты…» 17 час Понятие процента - 1 час. Решение задач на нахождение числа по проценту и наоборот - 3 час. Задачи на сплавы и смеси - 3 час. Схемы при решении задач на смеси - 1 час. Решение задач на экономию - 1 час. Начисление сложных процентов - 2 час. Решение задач (растворы) -2 час. Процентные вычисления в жизненных ситуациях - 1 час. Решение задач из ЕГЭ - 3 час.

III. Учебно-методическое обеспечение: Учебно-методическая литература для учителя:

  • журнал «Математика в школе» № 5. 2003г. с 51.

  • газета «Математика» № 17. 2001г. с11.

  • газета «Математика» № 26. 2000г. с31.

  • Виленкин Н.Я. и др. «Алгебра 8», «Алгебра 9» М.: Просвещение 1996г.

IV. Дополнительная литература:

для учителя

  • Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе. - 2001. - № 4.

  • Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. - № 4. - 1991. - С. 39.

  • Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. - № 5. -1995. - С. 24.

  • Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе. - № 1. - 1992. - С. 18.

  • Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). - М.: Просвещение, 1995. - 240 с.

  • Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. - 1998. - № 4.

  • Симонов, А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. - 1998. - № 6.

  • Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. - 1998. - № 5.

  • Соломатин, О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе. - 1997. - №1. - С.12-13.

  • Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Изд. отд. УНЦ ДО МГУ, 1997. - 60 с.

  • Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. «Алгебра 8». Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса. М.: Просвещение 1998г.

  • Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса с углубленным изучением математики. . М.: Просвещение 2001г.

  • Крамор В.С. «Математика. Типовые примеры» М.: «Аркти» 2000г.

для обучающихся

Цыпкин, А. Г., Пинский, А. И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы / под ред. В. Л. Благодатских. - М.: Наука, 1984.

  • Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Просвещение, 1997. - 112 с.

  • Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. - М.: Дрофа, 2003. - 120 с.

  • Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1988.

  • Научно-популярные издания , энциклопедии, СМИ, ресурсы Интернет.

  • Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. «Алгебра 8». Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса. М.: Просвещение 1998г.

Интернет - ресурсы:

  1. ege-ok.ru сайт репетитора по математике Инны Владимировны Фельдман.

  1. matematikalegko.ru/ проект по математике по подготовке к ЕГЭ (Александр Крутицких)

  2. dvd.ege-study.ru/ Образовательная компания ЕГЭ-Студия (подготовка к ЕГЭ и олимпиадам).

  3. alexlarin.net/ и др.

V. Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Кол час

Форма контроля

требования к уровню подготовки учащихся

Дата

план

факт

Проценты 17 час

1

Понятие процента

1

Работа в парах, малых группах, собеседование.

Знать

понятие процента

2,3

4

Решение задач на нахождение числа по проценту и наоборот

3

мини - тест

Уметь

находить числа по проценту и наоборот


5,6,7

Задачи на сплавы и смеси

3

проверочная работа

Уметь

решать задачи на сплавы и смеси


8

Схемы при решении задач на смеси

1

с\работа

Уметь

применять схемы при решении задач на смеси

9

Решение задач на экономию

1

Уметь

решать задачи на экономию

10

11,

Начисление сложных процентов

2

проверочная работа

Уметь

выполнять начисление сложных процентов


12,13

Решение задач (растворы)

2

Уметь

решать задачи (растворы)


14

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

1

Уметь

решать задачи на проценты

15

16

17

Решение задач из ЕГЭ

3

тест

Уметь

решать задачи на проценты






© 2010-2022