• Преподавателю
  • Математика
  • Доклад на тему Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и учащихся для достижения высокого качества математического образования

Доклад на тему Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и учащихся для достижения высокого качества математического образования

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Раздорская средняя общеобразовательная школа















Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и учащихся для достижения высокого качества математического образования.












Учитель математики МБОУ РСОШ

Сухарева Наталья Александровна.













Каждому учителю хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребенка. А что такое «качество образования» сегодня?

Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

В России сложились два разных толкования качества образования. Одно - официальное. Знания, умения, навыки, стандарты, ЕГЭ, успеваемость, число победителей олимпиад, процент поступивших в вузы. Другое - неофициальное. Дети от природы неодинаковы. Качество знаний следует оценивать по степени развитости ребенка, уровню его воспитанности, трудолюбия, способности включиться в дело.

Нельзя не отметить один, весьма важный, валеологический показатель качества образования - это состояние здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость. В Концепции модернизации российского образования в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования одной из важнейших задач планируется следующее: «создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет использования эффективных методов обучения».

Отсюда вытекают педагогические задачи:

1) научить мыслить, развить интеллект каждого обучающегося ребенка;

2) сформировать нравственно порядочную личность;

3) выпустить из школы здоровых учеников.

Показателем качества образования является образованность. Цель учителя сегодня - активными формами обучения повышать образованность и качество знаний. Задачи учителя: дать хорошие, крепкие знания, подготовить к жизни, научить ориентироваться в изобилии информации.

Считаю, что наиболее эффективными формами работы, повышающими активность обучающихся, обеспечивающих здоровье и успешность каждого ребенка, являются:

1) проведение нетрадиционных форм уроков;

  1. использование игровых форм обучения учащихся;

  2. применение проблемно - поискового и деятельностного подходов обучения;

  3. диалогическое взаимодействие с учащимися;

  4. использование различных форм учебной работы (групповые, парные, фронтальные, индивидуальные);

  5. введение интерактивных методов обучения (интерактивный, частично - поисковый, творческий);

  6. широкое использование дидактических средств обучения;

  7. внедрение в практику работы развивающих приемов обучения;

  8. включение всех методов мотивации обучения;

  9. разнообразие и дифференциация домашней работы учащихся;

  10. деятельный подход в обучении.

В настоящее время в образовании выделяется приоритет общечеловеческих ценностей. Прежде всего, самоценен человек как личность, а также его опыт эмоционально - ценностного отношения к миру в целом и к себе, изучающему и познающему этот мир в результате собственной деятельности. Отсюда акцент в образовательном процессе смещается от предмета «Математика» к человеку, осваивающему через содержание этого предмета уникальный математический инструментарий и опыт его использования с целью адаптации в повседневной жизни. Современная парадигма образования - «Не человек для математики, а математика для каждого человека». В соответствии с этим в содержании и требованиях к его освоению в образовательной области «Математика» выделяются три уровня, каждый последующий из которых включает в себя все предыдущие:

- базовый уровень (для каждого школьника, вне его отношения к предмету и его способностей);

- повышенный (для каждого школьника, имеющего математические способности, вне его личного отношения к предмету);

- высокий (для каждого способного и любящего математику ученика).

Такая позиция находит отражение и в содержании контрольно - измерительных материалов итоговой аттестации выпускников старшей школы по математике.

В настоящее время существуют три модели обучения:

формирующая (традиционная),

развивающая,

личностно - ориентированная.

Сравнительная таблица характеристик традиционного, развивающего и личностно ориентированного обучения

Модель

Формирующая

Развивающая

Личностно ориентированная

Цель:

Сформировать ЗУН

Развивать умственные способности

Создать условия для саморазвития и самосовершенст-

вования личности ребенка

Направление:

Результат

Процесс

Личность

Оценка:

Индивидуальный результат

Участие в процесс-

се и решение проб-

лем

Усилие, положи-

тельные измене-

ния личности

Мотивация:

Чувство долга, зна

чимость знаний

Интерес

Личностная заин-

тересованность

Характер познава-

тельной деятельности:

Знания в готовом виде

Творческий поиск

Активная самостоятельная познавательная деятельность

Позиция ученика:

Ученик-исполнитель

Партнер учителя

Субъект познаний

Позиция учителя:

Управленец, контролер

Партнер ученика

Организатор, сотрудник

Роль учителя:

«пастух»

«флейтист»

«пасечник»

От модели обучения зависят педагогические технологии, которые применяет учитель.

1. Технологии формирующей модели обучения: технология программированного обучения, алгоритмического обучения, поэтапного формирования умственных действий, полного усвоения знаний, группового обучения, дифференцированного обучения, индивидуального обучения и информационные технологии.

2. Технологии развивающего обучения: все технологии формирующей модели + технология групповой творческой деятельности (мозговая атака или мозговой штурм), технология проблемного обучения, коммуникативные технологии, технология моделирующего обучения или учебная игра, технология исследовательской направленности.

3. Технологии личностно ориентированного обучения: технология «свободный класс», технология проектного обучения, технология ситуативного обучения, «портфолио» технология, технология «обучение в сотрудничестве», технология уровневой дифференциации, технология индивидуального обучения.

Для достижения нового качества образования необходимо также правильно выбрать УМК и грамотно составить рабочую программу.

Раньше в системе образования учителю отводилась роль транслятора знаний.

Учитель = Транслятор знаний

В современном образовательном процессе учителю отводится не только роль транслятора знаний, но и роль управленца, мастера, консультанта. Учитель должен обладать такими качествами, как толерантность и эмпатия. (Толерантность - способность понять и принять эмоциональное состояние другого человека. Эмпатия - способность принять уникальность любой личности.)

Учитель = Транслятор знаний + управленец + мастер + консультант + толерантность + эмпатия

На первое место необходимо ставить собственную деятельность ребенка и эмоциональное состояние ребенка. В связи с этим возникла необходимость познакомиться с новыми педагогическими технологиями, пересмотреть и оценить свою роль и значимость в образовательном процессе.

Из своего накопленного опыта и имеющихся знаний хочу поделиться используемой мной технологией дифференцированного обучения в личностно ориентированном подходе к обучению.

Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

В своей работе к дифференцированному подходу я подхожу постепенно, начиная с 5 класса. Большую роль здесь играет правильный выбор педагогических технологий. Эти технологии должны создавать условия:

- удовлетворенности успехом;

- переживания интереса, радости от своей деятельности;

- переживание чувства сопричастности, поддержки, общения, товарищества;

- самореализации и социального одобрения.

Остановлюсь подробно на педагогических технологиях, которые применяю на своих уроках.

Технология группового обучения.

Цель данной технологии: групповая организация деятельности детей, позволяющая реализовать основные условия коллективности (осознание общей цели; целесообразное распределение обязанностей; взаимную зависимость и контроль).

На первых уроках мы с ребятами вырабатываем правила работы в группе. Происходит это следующим образом:

1 этап - правила предлагает каждый, записываем их на доску.

2 этап - разбиваемся на группы непостоянного состава, группы вырабатывают правила.

3 этап - садимся в круг, каждая группа представляет свои правила и выбираем общие.

Данная технология предусматривает работу в группах непостоянного состава, в которые входят школьники разного уровня обученности, задание дается равное по уровню сложности, в конце урока делается сообщение.

На подготовительном этапе урока происходит формирование групп, постановка целей, инструктаж и раздача дидактического материала.

Групповая работа проходит следующим образом: группа знакомится с полученным материалом, планирует свою работу; распределяются задания внутри группы; индивидуальное выполнение заданий; обсуждение индивидуальных результатов; обсуждение общего задания; подведение итогов группового задания внутри группы.

На заключительном этапе члены групп сообщают о проделанной работе; проходит анализ работы, рефлексия; делается общий вывод о работе.

Технология дифференцированного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких - либо значимых для учебного процесса общих качеств, задание дается разное по уровню сложности. Группы могут формироваться для работы и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях.

Деление учащихся на группы в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер и при правильной организации не дает ученикам поводов для обид. Важно, что дети могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем - перейти на более высокий уровень.

Главная идея технологии группового обучения и технологии дифференцированного обучения - учиться вместе, а не просто выполнять что - то вместе.

Данные технологии могут применяться как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах: при проверке раннее усвоенного, при изучении нового материала, при его закреплении, применении, обобщении, контроле.

Технология индивидуального обучения - организация учебного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один ученик взаимодействует лишь с одним средством обучения. Данная технология широко применяется мною на уроках изучения нового материала, на уроках анализа контрольной работы.

Технология алгоритмического обучения.

Для решения типовых задач существуют алгоритмы, которые скрывают логическую структуру деятельности ученика, дают точные указания последовательности действий и обязательно приводят к результату.

Этапы данной технологии следующие:

- представить решение задачи в виде последовательности действий;

- записать эту последовательность в виде алгоритма;

- предъявить алгоритм учащимся в наглядной форме;

- объяснение алгоритма;

- учитель выполняет - ученик повторяет;

- один ученик выполняет - остальные повторяют;

- самостоятельное выполнение действий с обращением к алгоритму;

- автоматическое выполнение;

- выводы.

Данную технологию я применяю при работе со слабыми учениками.

«Мозговая атака».

Целевое назначение данной технологии:

- стимулирование творческой деятельности;

- развитие творческих способностей;

- стимулирование поисковой деятельности на основе эмоционально - образного, метафорического мышления.

Основные этапы в организации учебной работы:

1. Постановка проблемы и сообщение вводной информации.

2. Переформулировка проблемы.

3. Выдвижение образных аналогий.

4. Оценка продуктивности предлагаемых подходов к требованиям, заложенным в проблеме.

На уроке эта технология выглядит следующим образом:

1. Учитель ставит перед учащимися задачу.

2. Учащимся предлагается высказывать свои предложения по ее решению, учитель, без обсуждения, заносит все предложения в таблицу на доске.

3. Организуется коллективное (или групповое) обсуждение каждого предложения.

4. Заключение класса о решении проблемы или о необходимости дальнейшего обсуждения.

Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений».

Эта одна из наиболее эффективных технологий разноуровневого обучения в личностно ориентированном образовании.

Сущность технологии «Лестница достижений» заключается в том, что к относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку, теме, всему курсу) составляется «лестница» заданий для самостоятельного выполнения учащимися. В основании «лестницы» представлены задания базового уровня, обязательные для выполнения каждым учеником. Они составляют наибольшее количество от общего числа заданий. Над ними надстраиваются более сложные задания, требующие самостоятельного применения знаний и умений базового уровня. Таких заданий предлагается в меньшем количестве. Следующая ступенька содержит еще меньшее количество заданий, но требующих для своего решения не только знаний, но и догадки. Таким образом, каждая следующая ступенька содержит задания, требующие все более высокого уровня умений и способностей.

Реализация технологии:

1. Все учащиеся начинают с выполнения заданий нижней ступеньки до тех пор, пока не будут выполнены все задания. В случае затруднения ученик может получить помощь в виде обращения к базовым знаниям. Помощь в виде подсказки решения задачи «оплачивается» добавлением аналогичной задачи для самостоятельного решения.

2. По завершении выполнения заданий первого уровня учащиеся предъявляют их на проверку и при правильном решении всех заданий получают отметку: «зачтено» (если намерены решать задачи следующего уровня) и «3» (если приняли решение ограничиться
базовым уровнем).

3. Выполнение заданий следующего уровня. Если ученик испытывает затруднение, то он может получить помощь ученика, который продвинулся по лестнице выше; разобрать образец решения по решебнику на «столе самоконтроля». Но, если он хочет, чтобы этот уровень ему был зачтен или получена «4» как фиксированная оценка, то он должен самостоятельно выполнить положенное количество заданий данного уровня.

4.А налогичным образом организовано выполнение заданий уровня, который оценивается высшей оценкой.

Таким образом, от желания ребенка зависит, на каком уровне достижений ему следует остановиться.

Но технология так сконструирована, что она создает психологический настрой на продолжение выполнения заданий. В самом деле, получив фиксированную оценку за выполнение заданий предыдущего уровня, ученик ничем не рискует, попробовав решить хотя бы одну задачу следующего уровня. Задания следующего уровня дают ребенку шанс улучшить свои результаты.

Следует отметить, что на своих уроках не следует ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя.

Так, на уроке изучения нового материала эффективно сочетание форм групповой и фронтальной работы, индивидуальной и фронтальной, индивидуальной и коллективной.

Смысл композиции, например, индивидуальной и коллективной форм заключается в том, что учитель посредством заданий обеспечивает переход от индивидуальной к коллективной деятельности, что достигается посредством многовариативных самостоятельных работ, при переходе от индивидуального выполнения их к коллективному обсуждению, либо выполнения заданий, сформулированных на карточках.

Организация, в основе которой лежит взаимосвязь групповой и фронтальной форм, заключается в следующем: новый материал изучается учащимися коллективно в типологических группах, каждая из которых работает по своим заданиям, а учитель организует и координирует совместную деятельность учащихся всех групп.

Возможны и различные формы выполнения заданий: самостоятельное, сопровождающееся самоконтролем учащихся, комментированное решение, выполнений упражнений на доске, самостоятельное решение заданий с набором методических рекомендаций.

Благодаря такому подходу дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя и для ученика смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками, поскольку учитель уже не должен спрашивать данный на уроке материал в полном объеме со всех школьников. Кроме того, отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых школьников.


© 2010-2022