- Преподавателю
- Математика
- Открытый урок по математике Тригонометрические уравнения
Открытый урок по математике Тригонометрические уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рамазанова Г.Н. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
10 класс
Тема: Решение тригонометрических уравнений
Цели:
Образовательные: проверить знания учащимися корней простейших тригонометрических уравнений, познакомить с решение более сложных тригонометрических уравнений, приводящихся к простейшим тригонометрическим уравнениям.
Развивающие: способствовать формированию умений применять полученные знания, развивать логическое мышление, математическую речь.
Воспитательные: воспитать интерес учащихся к математике, познавательную активность, коммуникативные навыки.
Оборудование: плакат с формулами решений тригонометрических уравнений, учебник, тетрадь.
Ход урока.
-
Постановка цели и задач урока.
С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
Давайте постараемся сделать так, чтобы с нами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек
Как вы думаете, когда люди впервые столкнулись с тригонометрическими уравнениями.
Ещё древнегреческие математики, используя элементы тригонометрии для решения прямоугольных треугольников, фактически составляли и решали простейшие тригонометрические уравнения типа: sin x = a, где 0 < x < П/2 и |a| < 1.
Исторически учение о решении тригонометрических уравнений формировалось с развитием теории тригонометрических функций, а также черпало из алгебры общие методы их решения. Как мы видим, часть тригонометрических уравнений непосредственно решается сведением их к простейшему виду, иногда - с предварительным разложением левой части уравнения на множители, когда правая часть равна 0. В некоторых случаях удается произвести замену неизвестных таким образом, что тригонометрическое уравнение преобразуется в «удобное» для решения алгебраическое уравнение.
К сожалению, нельзя указать общего метода решения тригонометрических уравнений, почти каждое из них (кроме простейших) требует особого подхода.
Какие новые знания вы узнали на последних уроках. На последних уроках вы познакомились с арксинусом, арккосинусом, арктангенсом, формулами для решения простейших тригонометрических уравнений. Сегодня мы с вами закрепим полученные знания, расширим их при решении более сложных уравнений.
В ходе работы вы будете заполнять лист успешности.
-
Устная работа.
а) повторение формул (на планшете).
1. Sin x = а, |a|≤1
х = (-1)к arcsin а + πк= arcsin а + 2πк
π-arcsin а + 2πк, к Є Z
2. Cos x = а, |a|≤1
х = +/- arccos a + 2 π n; n Є Z
3. tg x = a
х = arctg a + πn, n Є Z
4. ctg x = a
tg х =
х = arcсtg a + πn = arctg + πn, n Є Z.
б) Математическое лото. Заполнить таблицу (один человек решает у доски):
а
sin x = a
cos x = a
tg x = a
ctg x = a
0
1
-1
Ответ:
а
sin x = a
cos x = a
tg x = a
ctg x = a
0
х = к
х =
х = к
-
1
х =
х =
х =
х =
-1
х = -
х =
х = -
х =
в) Математическая эстафета.
По двое учащиеся подходят к доске, решают пример и передают «палочку» (мел) по эстафете
Sin x =1∕2
Cos x = √3∕2
Sin x = √3∕2
Cos x = 1∕2
Sin x = -√2∕2
Cos x = 0
Sin x = 0
tg x = √3∕3
Sin x = 1
tg x = -1
Cos x = -1∕2
tg x = 0
Cos x = -√2∕2
сtg x = 0
сtg x = -√3
Проверка решения заданий:
Sin x = 1∕2 х = (-1)кπ ∕6+πк, к Є Z
Cos x = √3∕2 х = +/- π∕6+ 2 π n; n Є Z
Sin x = √3∕2 х = (-1)кπ∕3+πк, к Є Z
Cos x = 1∕2 х = +/- π∕3+ 2 π n; n Є Z
Sin x= -√2∕2 х = (-1)п+1π∕4+πn, n Є Z
Cos x = 0 х = 2 π n; n Є Z
Sin x = 0 х = πn, n Є Z
tg x = √3∕3 х = π∕6 + πn, n Є Z
Sin x = 1 х = π∕2+2πn, n Є Z
tg x = -1 х = -π∕4+ π n; n Є Z
Cos x = -1∕2 х = +/- 2π∕3+ 2 π n; n Є Z
tg x = 0 х = π n; n Є Z
Cos x = -√2∕2 х = +/- 3π∕4+ 2 π n; n Є Z
сtg x = 0 х не существует
сtg x = -√3 х = 5π∕6+ π n; n Є Z
Проверка математического лото.
-
Решение уравнений, приводимых к простейшим тригонометрическим уравнениям.
Мы рассмотрим уравнения, которые можно привести к простейшим с помощью преобразований.
а) cos =1
= 2πk, k Z
X= 4πk, k Z
б) cos = - (самостоятельно для тех, кто справился с а)
= ± arccos (-) + 2πn, n Z
x = ± 2arccos (- ) + 4πn, nZ
в) sin 2x =
2x = (-1) n arcsin () + πn, n Z
х = (-1) n +, n Z
Минута отдыха.
Массаж ушных раковин.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против;
5) растирание ушей до ощущения «горения».
№ 137 а,б
№ 139 а,б
№ 145 а,б
-
Самостоятельная работа (программируемый контроль)
Задания
Ответ (n Z)
Вариант 1
Вариант 2
1
2
3
4
Sin x = -1∕2
Sin x = 1∕2
х = (-1)пπ∕6+πn
х = 2 π n
х = (-1)п+1π∕6+πn
х = +/- 2π∕3+ 2 π n
√3tg x -1=0
tg 2x- √3=0
х = π∕6+πn
не существует
х = +/- π∕3+ 2 π n
х = 5π∕6+2πn
Sin (х- π∕3) = 1
Sin (х- π∕3) = -1
х = -5π∕6+2πn
х = -π ∕6+2πn
х = πn
х = 5π∕6+2πn
Ответы: 1 вариант-3, 1, 4
2 вариант-1, 1, 2.
Во время выполнения самостоятельной работы учитель формирует итоговый лист мониторинга.
ФИ учащегося
Устная работа
Математическое лото
Математическая эстафета
Решение уравнений
Самостоятельная работа
Всего
-
Домашняя работа.
Решить тригонометрические уравнения (индивидуальные задания)
Обязательные задания 1-5, остальные по желанию.