- Преподавателю
- Математика
- Рекомендации к практическим работам студентов по дисциплине Математика 2 курс БГР
Рекомендации к практическим работам студентов по дисциплине Математика 2 курс БГР
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова С.А. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО СО «Исовский геологоразведочный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
______________________О.А. Зинурова
«_______»_________2011 г.
Практические работы
по дисциплине ЕН.01 МАТЕМАТИКА
для специальности СПО
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
На базе среднего (полного) общего образования
Форма обучения - очная
Срок обучения 1 год 10 месяцев
Уровень подготовки: базовый
Нижняя Тура
2011
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания цикловой комиссии
математических и естественно-научных дисциплин
от _________№ __
Председатель ЦК
_______________Н.С.Жукова
Составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине « Математика» автора Ивановой С.А. от 2011 г.
Автор: Иванова С.А. - преподаватель математики, информатики и вычислительной техники высшей категории.
Пояснительная записка
Основной задачей курса математики в средних профессиональных учебных заведениях (СПУЗ) является математическое обеспечение специальной подготовки, т.е. вооружение студентов математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для изучения специальных дисциплин, разработки курсовых и дипломного проектов, для профессиональной деятельности и продолжения образования.
В программе учебной дисциплины «Математика» выделены два раздела: «Приближённые вычисления и вычислительные средства» и «Финансовая математика». В этих разделах рассмотрены такие темы, как: процент с математической точки зрения; применение МК в обработке бухгалтерской документации; простые и сложные проценты.
Среди требований, предъявляемых к выпускникам СПУЗов, важнейшим является: практические умения и навыки по преподаваемым дисциплинам. Это возможно только при проведении лабораторных и практических работ, учебных и производственных практик.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой предусмотрено проведение 20 часов практических занятий.
В данной работе предложены практические работы для студентов дневного отделения.
Практическая работа №1 (2 часа)
Тема: Нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Цель: закрепить алгоритм нахождения процента от числа, числа по его проценту на практических задачах.
Задания к практической работе:
-
На базу привезли 96 т капусты. 20% всей капусты отправили в магазин. Сколько капусты осталось?
-
Колхоз засеял 560 га пшеницей, что составило 62,5% всей площади, отведенной колхозом под зерновые, а остальная площадь, была засеяна рожью, просом и ячменём. Площадь, засеянная просом, составляла 22,5% площади, засеянной пшеницей, а рожью засеяно 18,75 % всей площади, отведенной под зерновые. Сколько гектаров засеяно ячменем?
-
Турист в первый день прошел пешком 38 км, что составило 9,5 % всего пути, который ему предстояло пройти. Во второй день он проехал на лошади 19,5 % всего пути. В третий день он проплыл на пароходе 40,8 км. Сколько процентов всего пути туристу осталось еще пройти?
-
Токарь одного из заводов г. Екатеринбурга при норме 45 деталей за смену выполнил план на 1780%. Сколько деталей он обточил за смену?
-
При перегонке нефти получается 30% керосина. Сколько керосина получается при перегонке 90 т нефти?
-
Мясо при варке теряет 35% своей массы. Сколько получится вареного мяса из 2 кг сырого? Сколько потребуется сырого мяса для получения 2,6 кг вареного?
-
Магазин приобрел книги ценою в 12 руб. со скидкой в 15%, а продал их по номинальной цене. Сколько процентов составляла наценка магазина при продаже (с точностью до 0,1%)?
-
На складе было 560 ц муки. 10% всей муки отпустили в первый день, во второй день отпустили остатка, остальную муку распределили между двумя магазинами в отношении 0,26 : . Сколько муки получил каждый магазин?
-
Свежие грибы содержат по весу 90 % воды, а сухие содержат 12 % воды. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих грибов?
-
За один час машина прошла 48 км, что составило 12% всего пути. Каков весь путь?
Практическая работа №2 (2 часа)
Тема: Нахождение процента от числа и числа по его проценту в задачах, решаемых с помощью уравнения или системы уравнений.
Цель: закрепить алгоритм нахождения процента от числа, числа по его проценту на практических задачах.
Задания к практической работе:
-
В библиотеке имеются книги на английском, французском и немецком языках. Английские книги составляют 36 % всех книг на иностранных языках, французские - 75% английских, а остальные 185 книг - немецкие. Сколько книг на иностранных языках в библиотеке?
-
Сумма двух чисел равна 120. Найти эти числа, если 40% одного равны 60 % другого.
-
В магазине для продаж поступили учебники по физике и математике. Когда продали 50 % учебников по математике и 20% учебников по физике, что составило в общей сложности 390 книг, то учебников по математике осталось в 3 раза больше, чем по физике. Сколько учебников по математике и сколько по физике поступило в продажу?
-
Мастер дает сеанс одновременной игры в шахматы на нескольких досках. К концу первых двух часов он выиграл 10% от числа всех играемых партий, а 8 противников свели вничью свои партии с мастером. За следующие два часа мастер выиграл 10% партий у оставшихся противников, 2 партии проиграл, а остальные 7 партий закончил вничью. На скольких досках шла игра?
-
Двое рабочих за смену вместе изготовили 72 детали. После того, как первый рабочий повысил производительность труда на 15%, а второй - на 25%, вместе за смену они стали изготовлять 86 деталей. Сколько деталей изготовляет каждый рабочий за смену после повышения производительности труда?
-
На полях, выделенных агролаборатории для опытов, с двух участков собрали 14,7 ц зерна. На следующий год после применения новых методов агротехники урожай на первом участке повысился на 80 %, а на втором - на 24 %, благодаря чему с этих участков было собрано 21,42 ц зерна. Сколько центнеров зерна собирают с каждого участка после применения новых методов агротехники?
-
Сумма 2-х чисел равна 54, причем одно из них на 20% меньше другого. Найти большее число.
-
Пошивочная мастерская получила сукно двух сортов, по 60 руб. и по 50 руб. за метр, всего на сумму 16000 руб. Для пошивки пальто мастерская употребила 25 % запаса сукна первого сорта и 20 % запаса сукна второго сорта, всего на сумму 3500 руб. Сколько метров сукна каждого сорта получила мастерская?
-
Для посадки на учебно- опытном участке было выделено 30 % количества саженцев, выращенных в школьном питомнике. 40 % оставшихся саженцев школа передала для озеленения завода, а остальные саженцы были переданы колхозу. Сколько саженцев передано заводу, если колхоз получил на 168 саженцев больше, чем завод?
-
В два амбара ссыпали 96 т зерна. Когда из первого амбара вывезли имевшегося в нем зерна, а из второго 40 % его, то во втором амбаре осталось зерна втрое больше, чем в первом. Сколько тонн зерна ссыпали в каждый амбар?
-
Две шкурки ценного меха общей стоимостью в 225 руб. были проданы на международном аукционе с прибылью в 40 % . Какова стоимость каждой шкурки отдельно, если от первой было получено прибыли 25 %, а от второй 50%?
-
Два ученика купили книг на 48 руб. Для уплаты первый отдал все свои деньги, а второй 75 % своих денег. Если бы первый ученик отдал 75 % своих денег, а второй все свои деньги, то для уплаты не хватило бы 1 руб. 50 коп. Сколько денег было у каждого ученика?
-
За килограмм одного продукта и десять килограммов другого заплачено 2 руб. Если при сезонном изменении цен первый продукт подорожает на 15 %, а второй подешевеет на 25 %, то за такое же количество этих продуктов будет заплачено 1 руб. 82 коп. Сколько стоит килограмм каждого продукта?
-
Кооператив купил на 3100 руб. кофе двух сортов, по 30 руб. и по 20 руб. за 1 кг. При жарении кофе первого сорта потерял 14%, а кофе второго сорта 15 % своего веса. Сделав наценку на весь кофе в сумме 105 руб., кооператив стал продавать кофе первого сорта по 35 руб., а кофе второго сорта по 25 руб. за 1 кг. Сколько килограммов кофе каждого сорта купил кооператив?
-
От трех кафедр института поступили заявки на приобретение дополнительного оборудования лабораторий. Стоимость оборудования в заявке первой кафедры составляет 45% от заявки второй кафедры, а стоимость оборудования в заявке второй кафедры составляет 80 % от заявки третьей. Стоимость оборудования в заявке третьей кафедры превышает заявку первой на 640 руб. Какова общая стоимость оборудования в заявках всей трех кафедр?
-
Сумма двух чисел равна 24. Найти меньшее из них, если 35 % одного из них равны 85 % другого.
-
За 4 кг муки и 5 кг крупы заплатили 19 руб. 60 коп. В следующий раз за 5 кг муки и 6 кг крупы заплатили на 1 руб. 40 коп. больше, чем в первый раз; при этом цена на муку снизилась на 15 %, а на крупу на 10 %. Определить цену 1 кг муки и 1 кг крупы до снижения цен.
-
За 5 м шерстяной ткани и 4 м шелковой уплачено 50 руб. После снижения цен на ткани из шерсти на 25 %, а из шелка на 15 % стало возможным купить каждой ткани на 1 м больше, да осталось еще 1 руб. 75 коп. Сколько стоил метр каждой ткани до снижения цен?
-
Для прокормления 10 лошадей и 14 коров отпускалось ежедневно 180 кг сена. После увеличения нормы выдачи сена для лошадей на 25 %, а для коров на 33% стали отпускать 232 кг сена в день. Сколько килограммов сена отпускали первоначально в день одной лошади и одной корове?
-
Стоимость 60 экземпляров первого тома и 75 экземпляров второго тома составляет 270 руб. В действительности за все эти книги уплатили только 237 руб., так как была произведена скидка: на первый том в размере 15 %, а на второй - в размере 10 %. Найти начальную цену этих книг.
Практическая работа №3 (2 часа)
Тема: Решение задач на смеси и сплавы.
Цель: закрепить навыки студентов в решении задач на смеси и сплавы.
Задания к практической работе:
-
Кусок сплава меди и цинка массой 36 кг содержит 45 % меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60 % меди?
-
Из молока, жирность которого составляет 5 %, изготовляют творог жирностью 15,5%, при этом остается сыворотка жирностью 0,5 %. Сколько творога получается из 1 т молока?
-
Сколько кг воды нужно выпарить из 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85% воды, чтобы получить массу с содержанием воды 75%?
-
В 500 кг руды содержится некоторое количество железа. После удаления из руды 200 кг примесей, содержащих в среднем 12,5% железа, в оставшейся руде содержание железа повысилось на 20 %. Какое количество железа осталось еще в руде?
-
Имелось два сплава меди с разным процентным содержанием меди в каждом. Число, выражающее в процентах содержание меди в первом сплаве, на 40 меньше числа, выражающего в процентах содержание меди во втором сплаве. Затем оба эти сплава сплавили вместе, после чего содержание меди составило 36 %. Определить процентное содержание меди в каждом сплаве, если в первом сплаве меди было 6 кг, а во втором - 12 кг.
-
Смешали 30%- ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%- ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
-
Сплавили два сорта чугуна с разным процентным содержанием хрома. Если одного сорта взять в 5 раз больше другого, то процентное содержание хрома в сплаве вдвое превысит процентное содержание хрома в меньшей из сплавляемых частей. Если же взять одинаковое количество обоих сортов, то сплав будет содержать 8% хрома. Определить процентное содержание хрома в каждом сорте чугуна.
-
Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля 5 % и 40 %. Сколько нужно взять металла каждого их этих сортов, чтобы получить 140 т стали с содержанием 30 % никеля?
-
В мастерскую привезли некоторое количество чугуна. В первый день израсходовали 30 % привезенного чугуна, во второй день израсходовали 23 % остатка. Сколько тонн чугуна осталось еще, если в первый день израсходовали на 12,6 т больше, чем во второй день?
-
) Восемнадцатипроцентный раствор соли массой 2 кг разбавили стаканом воды (0,25 кг). Какой концентрации раствор в процентах в результате был получен?
-
Практическая работа №4 (2 часа)
Тема: МК с памятью: основные клавиши, их функции, составление простейших программ.
Цель: закрепить навыки студентов в составлении простейших программ для программируемого МК.
Задания к практической работе: Составить программу и посчитать результат.
-
((21,85:43,7+8,5:3,4):4,5):1+1
-
12**(-0,125)
-
(1,8-4,105)2*12,13:5,8*
-
6,73-1,2*4,5+0,52
-
-
(1):2+3,4:2-0,35
-
11
-
(2,3-1,4)3*2,8:1,3*
-
2,74-1,3*5,8-0,83
-
Практическая работа №5 (4 часа)
Тема: Обработка экономической информации с помощью программируемого МК.
Цель: закрепить умения студентов обработке экономической информации с помощью МК.
Задания к практической работе: Подсчитать результаты инвентаризационных ведомостей, записывая промежуточные результаты и засекая время на подсчёт ведомости (предлагается студентам 35 различных ведомостей).
Примеры ведомостей:
Практическая работа №6 (1 час)
Тема: Основные понятия кредитной операции.
Цель: закрепить умения студентов решать задачи на нахождение дисконта и интереса сделки; формулы начисления простых процентов.
Задания к практической работе: Записать условие задачи в математической форме и решить её.
I вариант
-
Выдан кредит в начальный момент сроком 3 года в сумме 100 тыс.руб. с условием возврата 260 тыс.руб. Найти интерес и дисконт сделки.
-
Выдан кредит в начальный момент с условием возврата 600 тыс.руб. и дисконтом 30%. Выяснить интерес сделки и начальную сумму.
-
В банке открыт счёт до востребования на 300 тыс.руб. при ставке 60% годовых. Какую сумму может снять вкладчик через 4 мес., пол года, год, 15 мес.?
-
Выдан кредит на 9 мес. В сумме 200 тыс.руб. под простые проценты по ставке 15% в месяц. Найти наращенное значение долга в конце каждого месяца.
II вариант
-
Выдан кредит в начальный момент сроком 2 года в сумме 400 тыс.руб. с условием возврата 780 тыс.руб. Найти интерес и дисконт сделки.
-
Выдан кредит в начальный момент с условием возврата 800 тыс.руб. и дисконтом 30%. Выяснить интерес сделки и начальную сумму.
-
В банке открыт счёт до востребования на 600 тыс.руб. при ставке 60% годовых. Какую сумму может снять вкладчик через 4 мес., пол года, год, 15 мес.?
-
Выдан кредит на 8 мес. В сумме 300 тыс.руб. под простые проценты по ставке 13% в месяц. Найти наращенное значение долга в конце каждого месяца.
Практическая работа №7 (1 час)
Тема: Начисление простых процентов.
Цель: закрепить навыки применения формул при решении задач по теме «Начисление простых процентов».
Задания к практической работе: Записать условие задачи в математической форме и решить её.
I вариант
-
Договор предусматривает следующие ставки простых процентов: за 1 квартал - 150% годовых, за 2 квартал - 220% годовых, за 3 квартал - 180% годовых, за 4 квартал - 200% годовых. Определить коэффициент наращения и конечную сумму за 1 год, если начальная сумма составляет 100 тыс.руб.
-
Договор предусматривает следующие ставки простых процентов: за 1 квартал - 12% ежемесячно, за 2 и 3 кварталы - по 10% ежемесячно, за 4 квартал - 25% за квартал. Определить коэффициент наращения и конечную сумму за 1 год, если начальная сумма составляет 100 тыс.руб.
-
На некоторую сумму ежемесячно в течении квартала начисляются простые проценты по ставке: 12% - 1 месяц, 10% - 2 месяц, 13% - 3 месяц. Определить коэффициент наращения и конечную сумму за квартал при реинвестировании, если начальная сумма составляла 200 тыс.руб.
-
На некоторую сумму ежемесячно в течении квартала начисляются простые проценты по ставке: 12% - 1 месяц, 10% - 2 месяц, 13% - 3 месяц. Определить коэффициент наращения и конечную сумму за квартал без реинвестирования, если начальная сумма составляла 200 тыс.руб.
II вариант
-
Договор предусматривает следующие ставки простых процентов: за 1 квартал - 120% годовых, за 2 квартал - 180% годовых, за 3 квартал - 250% годовых, за 4 квартал - 270% годовых. Определить коэффициент наращения и конечную сумму за 1 год, если начальная сумма составляет 100 тыс.руб.
-
Договор предусматривает следующие ставки простых процентов: за 1 квартал - 45% за квартал, за 2 и 3 кварталы - по 15% ежемесячно, за 4 квартал - 30% за квартал. Определить коэффициент наращения и конечную сумму за 1 год, если начальная сумма составляет 100 тыс.руб.
-
На некоторую сумму ежемесячно в течении квартала начисляются простые проценты по ставке: 10% - 1 месяц, 15% - 2 месяц, 10% - 3 месяц. Определить коэффициент наращения и конечную сумму за квартал при реинвестировании, если начальная сумма составляла 150 тыс.руб.
-
На некоторую сумму ежемесячно в течении квартала начисляются простые проценты по ставке: 10% - 1 месяц, 15% - 2 месяц, 10% - 3 месяц. Определить коэффициент наращения и конечную сумму за квартал без реинвестирования, если начальная сумма составляла 150 тыс.руб.
Практическая работа №8 (2 часа)
Тема: Дисконтирование по простым процентам.
Цель: закрепить навыки применения формул при решении задач по теме «Дисконтирование по простым процентам».
Задания к практической работе: Записать условие задачи в математической форме и решить её.
I вариант
-
Заёмщик получил кредит на 8 месяцев под 60% годовых с условием вернуть 500 тыс.руб. Какую сумму получил заёмщик в начальный момент и чему равен дисконт суммы?
-
Какую сумму должен внести вкладчик сегодня под простые проценты по ставке 30% годовых, чтобы накопить 200 тыс.руб.:
а) за квартал;
б) за 3 года?
-
Выдан вексель на сумму 10000$ сроком 85 дней с процентной ставкой 18% в год. Определить:
а) фактическую стоимость векселя;
б) цену продажи и прибыль кредитора, если вексель продан через 15 дней со срока заключения договора.
II вариант
1) Заёмщик получил кредит на 5 месяцев под 70% годовых с условием вернуть 500 тыс.руб. Какую сумму получил заёмщик в начальный момент и чему равен дисконт суммы?
2) Какую сумму должен внести вкладчик сегодня под простые проценты по ставке 60% годовых, чтобы накопить 300 тыс.руб.:
а) за два квартала;
б) за 4 года?
3) Выдан вексель на сумму 5000$ сроком 85 дней с процентной ставкой 18% в год. Определить:
а) фактическую стоимость векселя;
б) цену продажи и прибыль кредитора, если вексель продан через 15 дней со срока заключения договора.
Практическая работа №9 (2 часа)
Тема: Сложные годовые проценты.
Цель: закрепить формулы для решения задач по теме «Сложные годовые проценты».
Задания к практической работе: Записать условие задачи в математической форме и решить её.
I вариант
-
Пусть начальный вклад 200 тыс.руб. положен на 3 года под сложные проценты при ставке 50% годовых. Проследить за ростом вклада по годам.
-
Сумма 300 тыс.руб. инвестируется на 4 года под 60% годовых. Найти наращенную сумму и сложные проценты за этот срок.
-
Кредит размером 500 тыс.руб. выдан под сложные проценты на 10 месяцев по ставке 12% в месяц. Найти полную сумму долга к концу срока.
-
Найти сложные проценты за полтора года, начисленные на 700 тыс.руб. по ставке 20% в квартал.
-
На срочный вклад в банке зачислено 100$ по ставке 3% годовых. Найти накопленные на счёте суммы через 2,3,4 и 5 лет при условии начисления простых и сложных процентов.
II вариант
-
Пусть начальный вклад 300 тыс.руб. положен на 3 года под сложные проценты при ставке 60% годовых. Проследить за ростом вклада по годам.
-
Сумма 400 тыс.руб. инвестируется на 5 лет под 60% годовых. Найти наращенную сумму и сложные проценты за этот срок.
-
Кредит размером 700 тыс.руб. выдан под сложные проценты на 11 месяцев по ставке 11% в месяц. Найти полную сумму долга к концу срока.
-
Найти сложные проценты за полтора года, начисленные на 600 тыс.руб. по ставке 15% в квартал.
-
На срочный вклад в банке зачислено 200$ по ставке 5% годовых. Найти накопленные на счёте суммы через 2,3,4 и 5 лет при условии начисления простых и сложных процентов.
Практическая работа №10 (2 часа)
Тема: Сравнение простых и сложных процентов.
Цель: показать студентам различие в нахождении коэффициентов наращения при простых и сложных процентах.
Задания к практической работе: Записать условие задачи в математической форме и решить её.
I вариант
-
На некоторую сумму начисляются проценты простые и сложные при ставке 6% в год. Сравнить коэффициенты наращения и конечную сумму через 30 дней, 180 дней, 1 год, 5 лет, 10 лет, 50 лет, 100 лет, если начальная сумма составляет 100 тыс.руб.
-
Найти эффективную процентную ставку, эквивалентную номинальной ставке 130% при ежемесячном начислении процентов.
-
Найти наращенную сумму на 150 тыс.руб., инвестированную на 4 месяца по номинальной ставке 110% годовых.
-
Найти современное значение долга, полная сумма которого через 2 года составит 700 тыс.руб. Проценты начисляются по следующим ставкам: а) 130% в конце каждого года; б) 15% в конце каждого квартала; в) 120% годовых в конце каждого месяца.
-
Долг в размере 300 тыс.руб. должен быть выплачен через 3 года. Найти эквивалентные по ставке 150% годовых значения через 1 год, через 5 лет.
II вариант
-
На некоторую сумму начисляются проценты простые и сложные при ставке 7% в год. Сравнить коэффициенты наращения и конечную сумму через 30 дней, 180 дней, 1 год, 5 лет, 10 лет, 50 лет, 100 лет, если начальная сумма составляет 200 тыс.руб.
-
Найти эффективную процентную ставку, эквивалентную номинальной ставке 140% при ежемесячном начислении процентов.
-
Найти наращенную сумму на 250 тыс.руб., инвестированную на 5 месяцев по номинальной ставке 110% годовых.
-
Найти современное значение долга, полная сумма которого через 3 года составит 600 тыс.руб. Проценты начисляются по следующим ставкам: а) 120% в конце каждого года; б) 14% в конце каждого квартала; в) 130% годовых в конце каждого месяца.
-
Долг в размере 400 тыс.руб. должен быть выплачен через 4 года. Найти эквивалентные по ставке 150% годовых значения через 1 год, через 5 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Е. Кочович. Финансовая математика. Теория и практика финансово - банковских расчетов.
М.: Финансы и статистика, 1994.
2. Е.М.Четыркин. Методы финансовых и коммерческих расчетов.
М.: Издательство « Дело», 1992.
3. Г.П.Башарин. Элементы финансовой математики.
Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «Математика» № 27, 1995г. ; №16, 1996г.
Дополнительная
1. А.Н.Колмогоров и другие. Алгебра и начала анализа (учебник для 10-11 классов средней школы).
М.: Просвещение, 1993.
2. И.В.Липсиц. Экономика без тайн.
М.: Издательство « Дело», 1994.
3. Журнал « Математика в школе» № 8, 2002.
4. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «Математика» № 34, 1998 г.
5. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «Математика» № 15, 2005 г.
6. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» «Математика» №17, 2005 г.
Справочная
1. Б.Г.Федоров. Англо - русский банковский энциклопедический словарь.
Санкт Петербург: Лимбус Пресс, 1995.