- Преподавателю
- Математика
- «ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ» (Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса.)
«ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ» (Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса.)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фролова Л.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа элективного курса
для предпрофильной подготовки
учащихся 9 класса.
«ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ»
Выполнила:
учитель математики Жарковской средней
общеобразовательной школы
Фролова Лидия Васильевна
пос. Жарковский
Жарковского района
Тверской области
2011
I. Маркетинг деятельности
-
Обоснование выбора темы.
Правительство РФ в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001г. № 1756 - р) ставится задача создания « системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».
Обновление старшей ступени общего образования (профильное обучение) предусматривает предпрофильную подготовку - элективные курсы по выбору учащихся, способствующие осознанному выбору профиля обучения в 10-11 кл. будущей профессии, но отсутствие программ элективных курсов «подтолкнуло меня на разработку программы курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах).
В настоящее время между требованием жизни (необходима активная, творческая молодежь, у которой выработана потребность в самообразовании, самостоятельность и личная ответственность) и действительностью (отсутствие у выпускников навыков самостоятельной деятельности, умения и желание принимать самостоятельные решения, нести ответственность) возникает противоречие, которое не в полной мере, но частично можно разрешить на занятиях элективного курса, продолженное обучение в профильном классе полностью его ликвидирует.
Выбор темы также связан с необходимостью обучения всех учащихся, но уровень развития и подготовленности учащихся различный, поэтому выбранный курс должен помочь одной части группы ликвидировать проблемы, а другой части получить опыт решения задач повышенного уровня сложности, а также помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?»
-
Цель .
Разработать программу предпрофильного курса по выбору «Вписанные и описанные многоугольники» и учебно-методический комплект.
-
Задачи.
- познакомиться с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- познакомиться с письмом Департамента общего и дошкольного образования об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003 года;
- познакомиться с «Положением об элективных курсах в МОУ «Жарковская средняя общеобразовательная школа № 1»;
- познакомиться с структурной программы элективных курсов;
- познакомиться с публикациями о предпрофильном обучении в учебно- методических и научно- практических журналах;
- выяснить интересы детей, готовность реализации, изучить опыт детей;
- познакомиться с новыми технологиями, видами контроля, подобрать инструментарий для достижения цели;
- подобрать соответственную литературу;
- ознакомиться и систематизировать материал по геометрии из сборников заданий по ЕГЭ за 2010-2015г.
-
Планируемый результат.
- составить программу предпрофильного курса по выбору и УМК;
- реализовать программу своей деятельности.
-
Инструментарий.
Сертификация.
Литература.
-
Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Элективные курсы для профильного обучения (народное образование, 2004, № 2. с. 114-119)
-
Школьные технологии. 2003, № 6, с. 23.
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. (Вестник образования России. 2002г. № 6 с.10-40)
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Стандарты и мониторинг в образовании. (Вестник образования 2002г. № 4 с3-16
-
Артюхова И.С. «Проблема выбора профиля обучения в старшей школе» Педагогика 2004 № 2 с.28-33
-
Артемова Л.К. «Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения» Школьные технологии 2003г. № 4 с. 22-31
-
Элективные курсы в профильном обучении «Управление школой» № 9 2004г. стр.8-9.
Пояснительная записка.
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (второе полугодие) посвящен трудной теме для учащихся в планиметрии «Вписанные и описанные треугольники и четырехугольники».
К, сожалению, в основной школе, где на изучении этих вопросов отводится мало часов и этот материал изучается в конце учебного года в 8 классе (по остаточному принципу), трудно поддержать интерес учащихся из-за ограниченности приобретенных знаний. А важные свойства, необходимые при решении задач, вообще отсутствует или перенесены в задачи и не воспринимаются школьниками как теоретические положения.
Теоретический материал ученик применяет всегда, а свойства, заложенные в задачу, в лучшем случае, при изучении конкретной темы. Такое положение создает определенные трудности для дальнейшего изучения геометрии учащихся в 10-11 классах и как результат - сдача ЕГЭ, где 3 задачи геометрического содержания решаются детьми очень слабо. Данный элективный курс позволит детям почувствовать себя увереннее и комфортнее на экзамене, смягчает стрессовую ситуацию.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательство не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, и каждое предыдущие готовит последующее. При направляющей роли учителя, школьники смогут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать и самостоятельному поиску и повысить интерес к изучению предмета. Представляя, возможность осмысливать свойства и их доказательства, учителем развивает геометрическую интуицию, без которой немыслимо творчество. Можно утверждать, что как раз геометрия лучше всего развивает нестандартное мышление и помогает выделить математически одаренных детей. Организация на занятиях должна несколько отмечаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе звложена возможность дифференцированного обучения. Одной группе учащихся дать нетривиальные задачи, для решения которых требуется необычные идеи и специальные методы, а для другой - более стандартные, но которые можно решить оригинальным способом. Чаще давать задачи, которые используют в своем решении необычную идею, как правило, дополнительное построение.
Цель курса.
- обобщить и расширить знания по теме «Вписанные и описанные многоугольники»;
- познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения нового класса задач;
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса.
- дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
- помочь овладеть технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии.
Структура курса представляет собой четыре логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса содержание курса можно варьировать с учетом склонности, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируется различные формы работы с учащимися:
- лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Изучение данного курса заканчивается проведением итоговой контрольной работы.
В результате изучения курса учащихся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
- применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
- применять свойства геометрических преобразований к решению задач.
Содержание программы.
Тема 1. Окружность
На первом занятии учащимся сообщаются цель и значение элективного курса, систематизируются знания учащихся и центральных и вписанных углах, развивая их, учащиеся формируют и доказывают теоремы об углах между хордами, секущими, касательной и хордой, двумя касательными. В результате учащиеся получают необходимые знания, расширяющие пласт посильных задач. Применение полученных знаний к практике решения задач полезно организовать в малых группах. Лучшему осмыслению учебного материала послужит составление справочной таблицы, озвучивая которую, учащиеся оценят себя и своего товарища.
Тема 2. Окружности и треугольники
Тема 3. Окружности и четырехугольники
В программе для общеобразовательных школ не апцептируется внимание на некоторых геометрических фактах, которые были бы полезны и значительно упрощают решение некоторых задач (свойство биссектрисы треугольника, параллелограмма и т.д.). Содержание элективного курса призвано ликвидировать этот пробел. Последовательность заданий составлены так, что при определенной организации учебного процесса школьники будут приобщаться к исследовательской деятельности и сами формулировать новые свойства. Полезно выделить время на индивидуальную работу учащихся.
Тема 4. Решение олимпиадных задач и задач контрольно-измерительных материалов.
Содержание заключительной темы курса рассчитано на повышение учебной мотивации за счет нетрадиционных заданий, имеющих практическую направленность, психологической готовности «Я смогу!»
Учебно - тематический план
№ пп
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекция
практика
семинар
1
2
3
4
5
6
7
1
Окружность
2
1
1
Составление справочной таблицы самостоятельная работа
2
Окружности и треугольники
5
2
3
3
Окружности и четырехугольники
5
2
3
Самостоятельная работа
4
Решение олимпиад-ных задач и задач контрольно-измери-тельных материалов
5
4
1
Собеседование с учащимися. Самооценка и оценка товарищей
5
Итоговый контроль
1
1
Контрольная работа
Литература для учащихся
-
Геометрия. Атанасян и др. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М: Просвещение 2010г.
-
Атанасян и др. Дополнительные главы к школьному учебнику. М: Просвещение 2010 год.
-
Петраков И.С. Математические кружки М: Просвещение 1987 год.
-
Фарков А.В. Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия 5-11 классы Москва Айрис - пресс (5) 2007 год.
-
КИМы ГИА - 2010 - 2015 года издания.
Литература для учителя
-
Звавич Л.И. Геометрия 8-11 классы. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. М: Дрофа 2000г.
-
Зив Б.Г. дидактические материалы по геометрии для 8-9 кл. М: Просвещение 2002г.
-
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. - курс геометрии 8 кл. в задачах М: 1996 год.
-
Глазков Ю.А. и др. Планиметрия в едином государственном экзамене. Математика для школьников - 2008 год.
-
Киселев А.П. Элементарная геометрия: книга для учителя. М: Просвещение, 1990г.
-
Прасолов В.В. Задачи по планиметрии Ч 1, 2. М: Просвещение, 1986г.
-
Шабунин М. Математика для поступающих в ВУЗы. М: Лаборатория базовых знаний 1999г.
-
ФГОС КИМ «Геометрия» к учебнику Л.С. Атанасяна, Москва «ВАКО» 2011
-
Поурочные разработки по геометрии 7-9 классы. М - 2010 год.
ТЕМА 1.
Окружность.
Свойства касательных, хорд и секущих.
1.
а) отрезки касательных АМ и А равны
О оооо б) прямая, проходящая через центр окружности
и точку А делит угол пополам
2.
а) MA2 =
б)
F
3. а) Диаметр, перпендикулярный к хорде, делит
её пополам;
б) Обратно: диаметр, проходящий через середину
хорды, перпендикулярен ей.
4.
где АВ1 и АВ2 - внешние части секущих/
5. а) ВАС и ВА1 С - вписанные опираются на
дугу ВС, значит ВАС = ВА1 С = ВС
б) Вписанный угол, опирающийся на диаметр,
является прямым.
в) Если в окружность радиуса R вписанный угол1
опирающийся на хорду длины а равен , то
а = 2R sin
6. Угол между пересекающимися хордами:
γ =
7. Угол между секущими, пересекающимися
вне окружности =
8. Угол между касательной и секущей:
9. Угол между касательными
10. Угол между касательной и хордой.
Решение задач
Задача № 1.
Доказать, что АВС+ АОС = 180
Творческое задание: доказать несколькими способами.
Задача № 2.
На окружности выбраны диаметрально противоположные
точки А и В и отличная от точка С. Касательная к окружности
в точке А и прямая ВС пересекаются в точке D.
Докажите, что прямая, касающаяся окружности в точке С,
делит пополам отрезок АD.
Дано: Окружность, т. А и В - диаметрально
противоположные, т. С принадлежит
окружности АD - касат., ВС- секущая,
АD ВС=D.
СF - касат., СF АD = Е
Доказать, что АЕ = ЕD
-
Выполним дополнительное построение:
Проведем АВ и ОС
-
АЕ - ЕС - как отрезки касательных, проведенные из одной точки к окружности.
-
В ∆ ВОС, ОВ = ОС = R, то ОВС = ОСВ;
-
т.к. ОС ЕС, то ЕСD = ВСF = 90 - ОСВ = 90 - ОВС;
-
В АВD. ВDА = 90 - ОВС, значит ВDА = ЕСD, а значит ЕСD - равнобедренный, поэтому СЕ = ЕD.
-
СЕ = АЕ
АЕ = ЕD
СЕ = ЕD
Задача № 3
Окружность с центром О касается сторон угла в точках А и С. Отрезок ВО пересекает окружность в точке К. Найдите периметр АКСО, если В = 60, ВК = 12.
1. Пусть ОК = r. В прямоугольном ВАО, АВО = 30,
следовательно ВО = 2АО = 2r, ВК + r = 2r, следовате-
но ВК = r.
2. АВО. АОВ = 60, АО = ОК, треугольник
равносторонний, АК = r = 12.
3. Аналогично СК = r = 12
4. Р АКСО = = 48
Ответ: 48
Задачи для самостоятельного решения
Задача № 1. Радиус окружности равен . Определите длины хорды, проведенную из
конца данного диаметра через середину перпендикулярного ему радиуса.
Решение.
1. АОМ. 0 т. . АМ =
=
2. Продолжим радиус ОD до пересечения с окружностью
в т. К.
По свойству пересекающихся хорд в окружности имеем: =
= , МС =
Т.к. DМ = МК =, получаем МС =
Значит АС = АМ + МС =
Ответ: 4
Задача № 2. Из точки В к окружности проведены касательные ВР и ВQ (Р и Q - точки
касания).
Найдите длину хорды РQ, если дли отрезка РВ = 40, а расстояние от
центра окружности хорды РQ равно 18.
Решение:
-
РQ = 2 РМ, РОВ - прямоугольный
РМ - высота
РВ2 =
2. Пусть ВМ = х, тогда 402 =
х2+18х-1600=0
х1,2= -941
х = 32
РМ2 =, РМ= 24
РQ =
Ответ: 48
Самостоятельная работа
Задача № 1 Известно, что АВ = 6, ВС = 9, DЕ = 13
Найти: АD
Ответ: 5
Задача № 2. CD=CE, О - цент окружности. Угол на больше
угла . Найдите угол .
Ответ: 5
О
Задача № 3. На окружности радиуса R последовательно отмечены точки А, В, С и
D так, что величины Дуг АВ и ВС равны соответственно 500 и 800, а
диагонали четырехугольника АВСD равны между собой. Найдите
длину наибольшей стороны четырехугольника.
Решение:
по условию, значит
;,AD- диаметр,AD = 2 R
Ответ: 2 R
ТЕМА 2.
Треугольники и окружность.
2.1. Окружность, вписанная в треугольник.
Большинство планиметрических задач, предлагаемых на ЕГЭ, составляют задачи, связанные с окружностью, вписанной в треугольник - произвольной, равнобедренный, прямоугольный.
При решении задач следует опираться на следующие факты:
-
отрезок, соединяющий центр окружности и точку её касания со стороной, перпендикулярен этой стороне;
-
отрезки двух соседних сторон от общей вершины до точек касания равны между собой;
-
центр вписанной окружности лежит в точке пересечения биссектрис углов треугольника;
-
в треугольниках АОИ, АОС,ВОС, образованных отрезками биссектрис АВС, углы при вершине О связаны с углами АВС следующими соотношениями: ;
-
если окружность вписаны в прямоугольный треугольник АВС , то угол между биссектрисами острых углов .
- Четырехугольники КОМС - квадрат,
а r =
Решение задач.
Задача 1. Окружность, вписанная в равнобедренный треугольник АВС с основанием
АС касается сторон АВ и ВС в точках К и М соответственно. Найдите КМ,
если АК = 6, КВ=12.
Решение.
-
МВ=ВК=12, КА=АТ=ТС=СМ = 6, как отрезки касательных,
проведенных из одной точки. АВ=18; АС = 12.
2. ~
Ответ: 8
Задача № 2. Радиус окружности, вписанной в прямоугольный треугольник, равен 2,
радиус описанной окружности - 5. Найдите большой катет треугольника.
Решение:
-
АВ = 2R = 10, ОК = ОР = r = 2.
-
Пусть АК = х, тогда АТ = х, а ВТ = 10-х, ТВ = РВ.
-
По т. П из АВС имеем:
Но АК не может быть меньше 5, следовательно, АК = 6. Итак АС = 6 + 2 = 8
Ответ:8.
Задача № 3. Найдите радиус окружности, вписанной в остроугольный АВС, если
высота ВН равна 12 и известно, что sin
Решение:
1. прямоугольный, тогда
по теореме Пифагора из АВН имеем:
-
Аналогично для ВНС
3.SАВС=
4. Воспользуемся формулой S=,
Ответ: 4
Задачи для самостоятельного решения
Основание равнобедренного треугольника равно 36. Вписанная окружность касается его боковых сторон в точках А и Р, АР = 12.
Найдите периметр треугольника.
Решение.
-
Проведем высоту СН. Т.к. треугольник равнобедренный, то
то ВН =НF = 18.
По свойству касательных:
АВ = ВН = НF = FР = 18.
-
Пусть АС = х, ~, тогда
36х =12х + 216, 24х = 216, х = 9. Поэтому ВА + АС = ВС = 18 + 9 = 27, Р = 27+27+36=90
Ответ: 90
Задача № 2. Окружность, вписанная в прямоугольный треугольник АВС ,
касается катета ВС в точке Н. Биссектриса угла А пересекает катет ВС
в т. М. Найдите НМ, если СН = 4, ВН = 12.
Решение.
1. Пусть т. О - центр окружности, вписанной в АВС.
Тогда О Є АМ; ОН ВС
2. Пусть окружность касается гипотенузы в т. К, а катета АС -
- в точке Т. АК = х. Тогда АТ = АК = х
ВК = ВН = 12, СТ = СН = 4
По т. П. получаем
3. ~(по двум углам)
Следовательно, НМ : ОТ = ОН : АТ
Получаем,
Ответ: 2
-
Окружность, описанная около треугольника
-
Цент О окружности, описанной около АВС, есть точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам этого треугольника.
-
Треугольники АОВ, ВОС, СОА - равнобедренные (ОА = ОВ = ОС = R).
-
-
Длины сторон АВС определяются по формулам АВ = 2 sin
Решение задач.
Задача № 1. Около АВС описаны окружности. Медиана АМ, проведена до пересечения
с окружностью в точки К. Найти АС, если АМ = 18, МК = 8, ВК = 10
Решение.
1. откуда
2. ~ (по двум углам)
.
Ответ:15.
Задача № 2. Основание равнобедренного остроугольного треугольника 48, а радиус
описанной около нею окружности 25. Найдите расстояние между цент-
рами вписанной и описанной окружностей треугольника.
Решение.
-
О: - цент вписанной окружности, лежит на серединном перпендику-
ляре, содержащем высоту АН треугольника к основанию ВС. Т.к.
треугольник остроугольный, то О лежит внутри треугольника, на
высоте АН. При этом ОА = ОВ = ОС = 25 - радиусы описанной окружности
2. Радиус вписанной окружности найдем, используя полупериметр и площадь АВС.
р = 24 + 40 = 64, S
3. Центр вписанной окружности точка Q также лежит на высоте АН, значит QН=QН-ОН = = 12 - 7 = 5
Ответ: 5.
Задачи для самостоятельного решения.
Задача № 1. Около равнобедренного АВС с основанием АС и углом при основании
750 описана окружность с ц. О. Найдите её радиус, если площадь ВОС
равна 16.
Решение.
1. (по условию), следовательно , т.к.
2.
Ответ: R=8.
Задача № 2. Около тупоугольного равнобедренного треугольника описана окружность
радиусом 25. Расстояние от центра до основания треугольника равно 7.
Найдите расстояние от центра окружности до боковой стороны треугольника.
Решение.
1. Искомое расстояние - длина перпендикуляра ОК, проведенного
из т. О к стороне АВ.
Прямоугольный АОК~АВН, следовательно
2. Цент О окружности, описанной около тупоугольного равнобедренного АВС лежит вне его, на прямой АН, содержащей высоту треугольника. Поэтому АН=АО-ОН=25-7=18.
3. В прямоугольном ОВН, Тогда в
Итак, .
Ответ: 20.
ТЕМА 3.
Четырехугольники и окружности.
-
Около параллелограммы можно описать окружность в том и только в том случае, если параллелограмм является прямоугольником.
-
В параллелограмм можно вписать окружность в том и только в том случае, если он является ромбом.
-
Параллелограмм, в который можно вписать окружность и вокруг которого можно описать окружность, является квадратом.
4. Если в четырехугольнике можно вписать окружность, то
1) АВ + СD = ВС + АD; 2) S = , где r - полупериметр
четырехугольника.
5. Если около четырехугольника можно описать окружность,
то
Теорема Пигаммея:
6. В окружность можно вписать только равнобедренную
трапецию НD=е, где е - средняя линия трапеции,
ВD = 2R sin
7. Если основание трапеции является диаметром, то АВD и
АСD - прямоугольные, ВН - высота прямоугольного АВD
8.Если трапеция описана около окружности, то ВОА и СОD
- прямоугольные;
MN = h = 2r
BC + AD = BA = CD
r2 = xy.
9. Если равнобедренная трапеция описана около окружности
то: 1)
2) НD= е, где е - средняя линия трапеции;
3)
-
Окружность, вписанная в ромб.
-
Радиус r вписанной окружности удовлетворяет соотношениям:
, где h - высота ромба
, где d1 и d2 - диагонали ромба, d12 + d22 = 4а2.
2. Точка касания вписанной окружности делит сторону ромба на отрезки, связанные с его диагоналями и радиусом вписанной окружности следующими соотношениями:
3. Площадь ромба: S = ah, S = 2ar, S = a2sin, S =
Решение задач.
Задача № 1. Диагонали четырехугольника АВСD, вписанного в окружность, пересекаются
в точке М, АМ = 4, СМ = 9, ВМ = DМ, АМВ = 300.
Найдите площадь четырехугольника.
Решение
1. (свойство 5)
2.
Ответ: 39
Задача № 2. Высота ромба, проведенная из вершины его тупого угла, делит сторону
ромба в отношении 1:2, считая от вершины острого угла.
Какую часть площади ромба составляет площадь писанного в него круга?
Решение.
Пусть АН = а, тогда НD = 2а и АD = 3а;
ВН = h, r - радиус вписанного круга. По т. П. из АВН имеем: h=ВН=
=
Ответ: .
Задача № 3. В прямоугольную трапецию вписана окружность. Расстояние от центра
окружности до концов боковой стороны трапеции равны 6 и 8.
Найдите S трапеции.
Решение:
Способ 1.
1. СОD - прямоугольный, CD=
2. М - точка касания окружности и стороны СD. Тогда ОМ = r, ОМCD. COD,
3. Высота прямоугольной трапеции равна её меньшей боковой стороны, т.е. диаметру вписанной окружности. Следовательно, РВ = hтр= 2r = 9,6
Тогда Sтр.=
Ответ: 94,08
Способ 2.
Разобъём данную трапецию на два квадрата со стороной, равной радиусу вписанной окружности, и две пары равных треугольников.
Следовательно, Sтр.=
Ответ: 94,08
Задача № 4. Около трапеции описана окружность, центр которой лежит внутри трапеции
Высота трапеции равна 27, а длины оснований равны 48 и 30. Найдите радиус
окружности.
Решение:
-
Трапеция, вписанная в окружность, является равнобедренной.
Центр окружности лежит внутри трапеции на общем серединном перпендикуляре к её основанием.
2. Пусть ОН = х, тогда ОК = 27 - х; из прямоугольных треугольников АОН и ВОК получаем АН2= ОН2= ВК2= ОК2, т.е. 242= х2= 152= (27 - х)2. Решая уравнение получаем
х = 7. Следовательно,R= АО =
Ответ: 25.
Задачи для самостоятельного решения.
Задача № 1. Дан ромб ABCD. Окружность, описанная около треугольника ABD,
пересекает большую диагональ ромба АС в т.Е.
Найдите СЕ, если АВ = , BD = 16.
Решение:
-
Диагонали ромба пересекаются в точке О. Из треугольника АОВ.
находим ОА = 16, следовательно, АС= 32. Из ADE находим DE:
DE =
2. Четырехугольник ABED вписан в окружность.
По теореме Птолелия
АЕ = 20. Следовательно, СЕ = АС = АЕ = 32-20 = 12
Ответ: 12.
Задача № 2. Площадь круга, вписанного в трапецию, равна 9, а сумма боковых сторон
трапеции равна 20. Найдите площадь трапеции.
Решение:
-
По условию задачи Sтр.=. Тогда диаметр круга, а значит, и высота трапеции равны 6.
-
Средняя линия трапеции, описанной около круга, равна полусумме её боковых сторон, т.е.10.
Итак, Sтр = Ответ: 60.
Самостоятельная работа.
Задача № 1. Окружность, вписанная в прямоугольный треугольник АВС, касается
гипотенузы АВ в т. Е. Найдите площадь треугольника АВС, если АЕ = 5,
ВЕ = 4.
Решение:
-
ОМ = ОN = r, МОNС - квадрат, МС = СN = r
-
АЕ = АМ = 5, ВЕ = ВN = 4, АС = АМ + МС = АМ + r, ВС = DN + r.
По т.П.
Тогда АС =
ВС =
3. SАВС =
=
Ответ: 20.
Задача № 2. Большее основание трапеции является диаметром описанной окружности.
Определите радиус окружности, если средняя линия трапеции равна 8, а её
площадь 32.
Решение:
-
Трапеция вписана в окружность. Следовательно, она равнобедренная.
-
АВD - вписанный, опирается на диаметр, значит АВD = 900,
АВD - прямоугольный.
Ответ: 5.