- Преподавателю
- Математика
- Публикация на тему Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики
Публикация на тему Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Обухова С... |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики
через использование проблемно - поискового метода обучения.
В настоящий период, когда развитие науки и техники проходит чрезвычайно быстро, когда делаются всё новые и новые научные открытия, когда появляются неизвестные ранее отрасли науки, техники, когда невозможно даже предугадать всю совокупность знаний, которыми должно владеть поколение людей, работающих в следующем столетии, исключительную значимость приобретает проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями. Необходимо найти такие методы инновационной работы, которые будут развивать у учащихся интерес к учебной работе, самостоятельности и творчеству. Существует ряд проблем:
- проблема несоответствия уровня обученности учащихся их реальным возможностям;
- низкий уровень мотивации;
- снижение или отсутствие интереса к предмету;
- неумение учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи.
Одним из путей решения данных проблем я считаю применение проблемно - поискового способа обучения. Современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, ориентируется в информационном пространстве, умеет видеть, сформулировать и решить проблему, умеет принимать субъективное решение.
Учитывая, что организовать деятельность учащихся на уроке необходимо так, чтобы они сами «открывали» новые для них научные истины, выделим задачи, способствующие формированию творческой личности:
- развитие познавательных навыков, умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие творческого мышления;
- приобретение навыков поисково-исследовательской деятельности.
Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний - это процесс
творческий. Самая главная его характеристика - это умение, способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.
Большое внимание в психологии уделяется раскрытию сущности творческого мышления.
В. Н. Дружинин считает, что творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).
Я. А. Пономарев сводит суть творческого мышления к интеллектуальной активности.
И. Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.
Большинство современных ученых справедливо утверждают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает под руководством учителя создание проблемных ситуаций. В результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями.
Так же они выделяют главные условия успешности проблемного обучения:
- обеспечение достаточной мотивации, способной вызывать интерес и достижению проблемы;
- обеспечение посильной работы с возникающими на каждом этапе проблемами;
- значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого;
- необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказываниям учащегося относятся с вниманием и поощрением.
Проблемно - поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
Приведу примеры использования «Проблемных ситуаций».
-
Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.
Задача. Жидкость, налитая в конический сосуд, имеющий 0,18 м высоты и 0,24 м в диаметре основания, переливается в цилиндрический сосуд, диаметр основания которого 0,10 м. Как высоко будет уровень жидкости в сосуде?
Создаётся проблемная ситуация: учащимся неизвестна формула объёма конуса. Формулируется проблема: как вывести формулу объёма конуса, зная, что вывод её аналогичен доказательству теоремы об объёме цилиндра?
-
Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
Задача. В приведённой таблице числа расположены в соответствии с определённой закономерностью. Установите эту закономерность и назовите число, которое следовало бы вписать в пустое место таблицы.
-
3
12
6
4
16
8
5
20
3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.
Задача. Длина аквариума 80 см, ширина 40 см, а высота 50 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
Проблемная ситуация: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.
4. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.
Задача - шутка. Как разделить 100 на 2 равные части, чтобы в каждой из них получилось 100?
Считаю, что главная ценность проблемного обучения состоит в том, что ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Имея успех в небольших исследованиях на уроках, некоторые ребята вовлекаются в более серьёзные исследования, требующие много времени. Исследования помогают расширить кругозор учащегося, повысить его самооценку, формировать исследовательскую компетентность.
Таким образом, использование проблемно - поисковых методов обучения способствует развитию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. В блоке личностных УУД - действия смыслообразования, в блоке познавательных УУД - действия постановки и решения проблемы, в блоке коммуникативных УУД - строить сотрудничество с учителем и одноклассниками, в блоке регулятивных УУД - волевая саморегуляция.
Совершенно прав известный психолог С.Л. Рубинштейн, который говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса…»
Литература:
1. Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: Учебно-методическое пособие, Казань, Магариф, 2005 г.
2. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого; Москва, Просвещение, 1991 г.
3. Махмутов М. И., Лернер И. Я., Скаткин М. Н., Матюшкин А.М.; «Теория проблемного обучения».
4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы; Москва, Знание, 1991 г.