Публикация на тему Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики

Большинство современных ученых справедливо утверждают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает под руководством учителя создание  проблемных ситуаций. В результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями. Главная ценность проблемного обучения состоит в том, что ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Имея...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики

через использование проблемно - поискового метода обучения.


В настоящий период, когда развитие науки и техники проходит чрезвычайно быстро, когда делаются всё новые и новые научные открытия, когда появляются неизвестные ранее отрасли науки, техники, когда невозможно даже предугадать всю совокупность знаний, которыми должно владеть поколение людей, работающих в следующем столетии, исключительную значимость приобретает проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями. Необходимо найти такие методы инновационной работы, которые будут развивать у учащихся интерес к учебной работе, самостоятельности и творчеству. Существует ряд проблем:

- проблема несоответствия уровня обученности учащихся их реальным возможностям;

- низкий уровень мотивации;

- снижение или отсутствие интереса к предмету;

- неумение учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи.

Одним из путей решения данных проблем я считаю применение проблемно - поискового способа обучения. Современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, ориентируется в информационном пространстве, умеет видеть, сформулировать и решить проблему, умеет принимать субъективное решение.

Учитывая, что организовать деятельность учащихся на уроке необходимо так, чтобы они сами «открывали» новые для них научные истины, выделим задачи, способствующие формированию творческой личности:

- развитие познавательных навыков, умений ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие творческого мышления;

- приобретение навыков поисково-исследовательской деятельности.

Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний - это процесс

творческий. Самая главная его характеристика - это умение, способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.

Большое внимание в психологии уделяется раскрытию сущности творческого мышления.

В. Н. Дружинин считает, что творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Я. А. Пономарев сводит суть творческого мышления к интеллектуальной активности.

И. Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Большинство современных ученых справедливо утверждают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает под руководством учителя создание проблемных ситуаций. В результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями.

Так же они выделяют главные условия успешности проблемного обучения:

- обеспечение достаточной мотивации, способной вызывать интерес и достижению проблемы;

- обеспечение посильной работы с возникающими на каждом этапе проблемами;

- значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого;

- необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказываниям учащегося относятся с вниманием и поощрением.

Проблемно - поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

- поиск истины (способа, приема, правила решения);

- различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- противоречия практической деятельности.

Приведу примеры использования «Проблемных ситуаций».


  1. Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

Задача. Жидкость, налитая в конический сосуд, имеющий 0,18 м высоты и 0,24 м в диаметре основания, переливается в цилиндрический сосуд, диаметр основания которого 0,10 м. Как высоко будет уровень жидкости в сосуде?

Создаётся проблемная ситуация: учащимся неизвестна формула объёма конуса. Формулируется проблема: как вывести формулу объёма конуса, зная, что вывод её аналогичен доказательству теоремы об объёме цилиндра?

Публикация на тему Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики



  1. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.

Задача. В приведённой таблице числа расположены в соответствии с определённой закономерностью. Установите эту закономерность и назовите число, которое следовало бы вписать в пустое место таблицы.

3

12

6

4

16

8

5

20


3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

Задача. Длина аквариума 80 см, ширина 40 см, а высота 50 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

Проблемная ситуация: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.

4. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

Задача - шутка. Как разделить 100 на 2 равные части, чтобы в каждой из них получилось 100?

Считаю, что главная ценность проблемного обучения состоит в том, что ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Имея успех в небольших исследованиях на уроках, некоторые ребята вовлекаются в более серьёзные исследования, требующие много времени. Исследования помогают расширить кругозор учащегося, повысить его самооценку, формировать исследовательскую компетентность.

Таким образом, использование проблемно - поисковых методов обучения способствует развитию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. В блоке личностных УУД - действия смыслообразования, в блоке познавательных УУД - действия постановки и решения проблемы, в блоке коммуникативных УУД - строить сотрудничество с учителем и одноклассниками, в блоке регулятивных УУД - волевая саморегуляция.

Совершенно прав известный психолог С.Л. Рубинштейн, который говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса…»


Литература:

1. Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: Учебно-методическое пособие, Казань, Магариф, 2005 г.

2. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого; Москва, Просвещение, 1991 г.

3. Махмутов М. И., Лернер И. Я., Скаткин М. Н., Матюшкин А.М.; «Теория проблемного обучения».

4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы; Москва, Знание, 1991 г.


© 2010-2022