- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа геометрия 7 класс
Рабочая программа геометрия 7 класс
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кешешян Н.Г. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные АКТЫ и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
1
Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»
2
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. №2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 3997.
3
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрии).
4
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Математика.
5
Региональный примерный учебный план (недельный) образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год в рамках реализации БУП-2004 для основного общего образования
6
Учебный план МБОУ Крымской СОШ №5 на 2015-2016 учебный год.
7
Л.С. Атанасян и др. Программы по геометрии. 7 класс.//Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Сост. Т.А. Бурмистрова. Москва, Просвещение,2012.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение геометрии направлено на достижение следующих целей:
-
Расширение математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
-
Интеллектуальное развитие, формирование логического мышления, интуиции, навыков преодоления творческих трудностей;
-
Формирование представлений об идеях и методах математики, как форме описания и познания действительности, расширить представление о роли вычислений и человеческой практике, понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
-
Формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
-
Использование вычислительной техники для выполнения практических расчетов;
-
Развитие логического мышления и речевых умений: умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), выстраивать аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога), распознавать логически некорректные рассуждения.
В задачи обучения геометрии 7 класса входит развитие умений:
-
Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное положение;
-
Изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
-
Вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);
-
Решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
-
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
2.общая характеристика учебного предмета, курса
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в образовательном стандарте, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс геометрии характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использование рисунков, чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
В ходе освоения содержания курса геометрии учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства фигур; вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников).
На изучение геометрии 7 класса отводится 2 часа в неделю, в том числе 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса. Этот час используется для увеличения практической направленности курса.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебным планом отводится на изучение геометрии в 7-9 классах всего 208 часов.
На изучение геометрии 7 класса отводится 2 часа в неделю, в том числе 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса, всего 70часов в учебный год.
Резерв предполагается использовать в течение каждой четверти для восполнения пробелов.
4. Содержание учебного предмета.
№ п/п
Раздел, характеристика основных содержательных линий
Количество часов
Контроль
Планируемые
результаты
1.
Начальные геометрические сведения.
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
10
К.р.№1
Знать: Геометрия, отрезок, прямая, обозначение прямой и точек на прямой. Отрезок, угол, биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы.
Уметь: находить длину отрезка, уметь вычислять градусные мере смежных и вертикальных углов..
2.
Треугольники.
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
17
К.р.№2
Знать: Элементы треугольника, первый признак равенства треугольников. Второй и третий признаки равенства треугольников. Определение, окружность, диаметр, центр круга, хорда, дуга.
Уметь: доказывать теоремы о признаках равенства треугольников, решать задачи по данной теме.
3.
Параллельные прямые.
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
13
К.р.№3
Знать: Параллельные прямые, накрест лежащие углы, односторонние углы, соответственные углы, признак параллельности. Аксиома, следствие.
Уметь: видеть углы при параллельных прямых, решать задачи по данной теме.
4.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
18
К.р. №4
К.р. №5
Знать: Внешний угол треугольника, остроугольный, тупоугольный, прямоугольный треугольник, гипотенуза, катеты. Свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Уметь: находить внешний угол треугольника, решать задачи, применяя данные теоремы.
5.
Повторение. Решение задач.
8
Итоговая к.р.
6.
Резерв.
4
ИТОГО
70
В ходе изучения курса учащиеся выполняют проекты по темам:
-
Измерение углов;
-
Способы построения равных треугольников;
-
Построение треугольника по трем элементам.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Номер урока
Дата проведения
Раздел учебной программы по предмету
Тема урока; темы контрольных, практических, лабораторных работ
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
Контроль
1
Начальные геометрические сведения (10 ч.)
Прямая и отрезок
1
Формулирование определения и иллюстрирование понятия отрезка, луча, угла, прямого, острого, тупого, развернутого углов, вертикальных и смежных углов,
Решение задач на нахождение углов различных видов.
С.р.
2-3
Луч и угол
2
4
Сравнение отрезков и углов
1
5
Измерение отрезков
1
6
Измерение углов
1
7
Смежные и вертикальные углы
1
С.р.
8
Перпендикулярные прямые
1
9
Решение задач
1
10
Контрольная работа №1
1
К.р.№1
11
Треугольники (17 ч.)
Треугольник
1
Формулирование определения равных треугольников, Доказательство теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника.
Решение задач с применением признаков равенства треугольников.
12-13
Первый признак равенства треугольников
2
С.р.
14
Перпендикуляр к прямой
1
15
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
1
16
Свойства равнобедренного треугольника
1
17-18
Второй признак равенства треугольников
2
С.р.
19
Резерв
20-21
Третий признак равенства треугольников
2
22
Окружность
1
С.р.
23-24
Задачи на построение
2
25-27
Решение задач по теме «Треугольники»
3
28
Контрольная работа №2
1
К.р. №2
29
Резерв
1
30-33
Параллельные прямые (13 ч.)
Признаки параллельности двух прямых
4
Формулирование определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых;
Решение задач.
С.р.
34
Аксиома параллельных прямых
1
35-36
Свойства параллельных прямых
2
37-38
Решение задач на применение свойств параллельных прямых
2
С.р.
39-41
Решение задач
3
42
Контрольная работа №3
1
К.р. №3
43
Резерв
1
44-45
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч.)
Сумма углов треугольника
2
Формулирование и доказательство теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, сумме углов треугольника;
Решение задач с применением теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, сумме углов треугольника.
С.р.
46-47
Соотношения между сторонами и углами треугольника
3
48
Контрольная работа №4
1
К.р. №4
49-50
Прямоугольные треугольники. Некоторые свойства прямоугольных треугольников
2
51-53
Признаки равенства прямоугольных треугольников
3
С.р.
54
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
1
55-57
Построение треугольника по трем элементам
3
С.р.
58-60
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»
3
С.р.
61
Контрольная работа №5
1
К.р. №5
62
Резерв
1
63
Повторение (8 ч.)
Измерение отрезков и углов; перпендикулярные прямые
1
Решение задач с применением теорем изученными в течении года.
64-66
Треугольники
3
67
Параллельные прямые
1
68
Итоговая контрольная работа
1
К.р.
69
Задачи на построение: основные построения, построение треугольников по трем элементам.
1
70
Итоговый урок
1
Темы резервных уроков определяются учителем по результатам изучения тем.
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
1.Геометрия,7-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] - М.: Просвещение, 2014.
2.Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян и др. - М.: Просвещение, 2014
3.Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазгов Ю.А. Изучение геометрии в 7-9 классах. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2012.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.Фарков А.В. Тесты по геометрии. 7 класс: к учебнику Атанасяна Л.С. и др. Издательство «Экзамен», Москва, 2014.
2.В.А.Гусев. Сборник задач по геометрии. Издательство «Экзамен», Москва, 2013.
3.КИМы. Геометрия. 7 класс. М.:ВАКО, 2014
2.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
-
Ноутбуки
-
Перcональный компьютер учителя
-
Мультимедийный проектор
-
ИД
-
Модели геометрических тел
-
Электронный периодический журнал «Компьютер школьного учителя математики» выпускается в сети Интернет, автор Зыкин Валерий Григорьевич
3.ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.
1.Комплект ЦОР на DVD и CD носителях:
-
Сдаем единый экзамен по математике 5-11 класс,
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс,
-
Математика 5-11 классы. Практикум электронное издание 1С,
-
Математика 5-11 практикум. Учебное электронное издание, издательство дрофа,
3.Интернет-ресурсы сайтов:
-
school-collection.edu.ru
-
eor.ru
-
openclass.ru
-
it-n.ru/
-
fcior.edu.ru/
-
alleng.ru/edu/math1.htm
• Тесты по математике online: kokch.kts.ru/math/
• Тесты для промежуточной аттестации. 7 - 8 класс. (Ф. Ф. Лысенко) 2015
7. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАССА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ.
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
-
существо понятия математического доказательства; приводить примеры
доказательств;
-
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и не
равенства;
-
примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач
землемерия;
-
примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь:
-
понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
-
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды, окружность и круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
-
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а так же для нахождения длин отрезков и величин углов;
-
решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), применяя изученные свойства фигур и проводя аргументацию в ходе решения задач;
-
решать задачи на доказательство;
-
владеть алгоритмами решения основных задач на построение.
Использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии,
-
решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства),
-
построений геометрическими инструментами (линейка, треугольник, циркуль, транспортир).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
-
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
-
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
-
незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения; неумение выделить в ответе главное; неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; неумение делать выводы и обобщения; неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; потеря корня или сохранение постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них; равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской; логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Оценивание выполнения проекта, в себя включает:
-
Правильность изображения геометрической фигуры;
-
Соблюдение размеров;
-
Визуальное восприятие;
-
Использование нестандартных материалов.
Контроль.
ВВОДНЫЙ: нет
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ:
Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»»
Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»
Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»
Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа №5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
ИТОГОВЫЙ:
Итоговая контрольная работа
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей ________________________
________________________
________________________
МБОУ СОШ №5
от ________2015г. №1
Рук.ШМО ____________
подпись
/ (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_________/ С.В.Топалян
_________2015г.