Рабочая программа геометрия 7 класс

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные АКТЫ и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

1

Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»

2

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. №2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 3997.

3

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрии).

4

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Математика.

5

Региональный примерный учебный план (недельный) образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год в рамках реализации БУП-2004 для основного общего образования

6

Учебный план МБОУ Крымской СОШ №5 на 2015-2016 учебный год.

7

Л.С. Атанасян и др. Программы по геометрии. 7 класс.//Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Сост. Т.А. Бурмистрова. Москва, Просвещение,2012.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Изучение геометрии направлено на достижение следующих целей:

  • Расширение математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • Интеллектуальное развитие, формирование логического мышления, интуиции, навыков преодоления творческих трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики, как форме описания и познания действительности, расширить представление о роли вычислений и человеческой практике, понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;

  • Формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

  • Использование вычислительной техники для выполнения практических расчетов;

  • Развитие логического мышления и речевых умений: умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), выстраивать аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога), распознавать логически некорректные рассуждения.

В задачи обучения геометрии 7 класса входит развитие умений:

  • Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное положение;

  • Изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;

  • Вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);

  • Решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;

  • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;


2.общая характеристика учебного предмета, курса

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в образовательном стандарте, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Курс геометрии характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использование рисунков, чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

В ходе освоения содержания курса геометрии учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства фигур; вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников).

На изучение геометрии 7 класса отводится 2 часа в неделю, в том числе 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса. Этот час используется для увеличения практической направленности курса.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Учебным планом отводится на изучение геометрии в 7-9 классах всего 208 часов.

На изучение геометрии 7 класса отводится 2 часа в неделю, в том числе 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса, всего 70часов в учебный год.

Резерв предполагается использовать в течение каждой четверти для восполнения пробелов.



4. Содержание учебного предмета.

№ п/п

Раздел, характеристика основных содержательных линий


Количество часов

Контроль

Планируемые

результаты

1.

Начальные геометрические сведения.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

10

К.р.№1


Знать: Геометрия, отрезок, прямая, обозначение прямой и точек на прямой. Отрезок, угол, биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы.

Уметь: находить длину отрезка, уметь вычислять градусные мере смежных и вертикальных углов..

2.

Треугольники.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

17

К.р.№2

Знать: Элементы треугольника, первый признак равенства треугольников. Второй и третий признаки равенства треугольников. Определение, окружность, диаметр, центр круга, хорда, дуга.

Уметь: доказывать теоремы о признаках равенства треугольников, решать задачи по данной теме.

3.

Параллельные прямые.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

13

К.р.№3

Знать: Параллельные прямые, накрест лежащие углы, односторонние углы, соответственные углы, признак параллельности. Аксиома, следствие.

Уметь: видеть углы при параллельных прямых, решать задачи по данной теме.

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

18

К.р. №4

К.р. №5

Знать: Внешний угол треугольника, остроугольный, тупоугольный, прямоугольный треугольник, гипотенуза, катеты. Свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Уметь: находить внешний угол треугольника, решать задачи, применяя данные теоремы.

5.

Повторение. Решение задач.

8

Итоговая к.р.

6.

Резерв.

4




ИТОГО

70



В ходе изучения курса учащиеся выполняют проекты по темам:

  • Измерение углов;

  • Способы построения равных треугольников;

  • Построение треугольника по трем элементам.


5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Номер урока

Дата проведения

Раздел учебной программы по предмету

Тема урока; темы контрольных, практических, лабораторных работ

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Контроль

1


Начальные геометрические сведения (10 ч.)


Прямая и отрезок

1

Формулирование определения и иллюстрирование понятия отрезка, луча, угла, прямого, острого, тупого, развернутого углов, вертикальных и смежных углов,

Решение задач на нахождение углов различных видов.

С.р.

2-3


Луч и угол

2


4


Сравнение отрезков и углов

1


5


Измерение отрезков

1


6


Измерение углов

1


7


Смежные и вертикальные углы

1

С.р.

8


Перпендикулярные прямые

1


9


Решение задач

1


10


Контрольная работа №1

1

К.р.№1

11


Треугольники (17 ч.)


Треугольник

1

Формулирование определения равных треугольников, Доказательство теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника.

Решение задач с применением признаков равенства треугольников.


12-13


Первый признак равенства треугольников

2

С.р.

14


Перпендикуляр к прямой

1


15


Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1


16


Свойства равнобедренного треугольника

1


17-18


Второй признак равенства треугольников

2

С.р.

19

Резерв



20-21


Третий признак равенства треугольников

2


22


Окружность

1

С.р.

23-24


Задачи на построение

2


25-27


Решение задач по теме «Треугольники»

3


28


Контрольная работа №2

1

К.р. №2

29


Резерв

1



30-33


Параллельные прямые (13 ч.)


Признаки параллельности двух прямых

4

Формулирование определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых;

Решение задач.

С.р.

34


Аксиома параллельных прямых

1


35-36


Свойства параллельных прямых

2


37-38


Решение задач на применение свойств параллельных прямых

2

С.р.

39-41


Решение задач

3


42


Контрольная работа №3

1

К.р. №3

43


Резерв

1


44-45


Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч.)

Сумма углов треугольника

2

Формулирование и доказательство теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, сумме углов треугольника;

Решение задач с применением теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, сумме углов треугольника.

С.р.

46-47


Соотношения между сторонами и углами треугольника

3


48


Контрольная работа №4

1

К.р. №4

49-50


Прямоугольные треугольники. Некоторые свойства прямоугольных треугольников

2


51-53


Признаки равенства прямоугольных треугольников

3

С.р.

54


Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1


55-57


Построение треугольника по трем элементам

3

С.р.

58-60


Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

3

С.р.

61


Контрольная работа №5

1

К.р. №5

62


Резерв

1



63


Повторение (8 ч.)

Измерение отрезков и углов; перпендикулярные прямые

1

Решение задач с применением теорем изученными в течении года.



64-66


Треугольники

3


67


Параллельные прямые

1


68


Итоговая контрольная работа

1

К.р.

69


Задачи на построение: основные построения, построение треугольников по трем элементам.

1


70


Итоговый урок

1



Темы резервных уроков определяются учителем по результатам изучения тем.

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1.Геометрия,7-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] - М.: Просвещение, 2014.

2.Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян и др. - М.: Просвещение, 2014

3.Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазгов Ю.А. Изучение геометрии в 7-9 классах. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2012.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Фарков А.В. Тесты по геометрии. 7 класс: к учебнику Атанасяна Л.С. и др. Издательство «Экзамен», Москва, 2014.

2.В.А.Гусев. Сборник задач по геометрии. Издательство «Экзамен», Москва, 2013.

3.КИМы. Геометрия. 7 класс. М.:ВАКО, 2014

2.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. Ноутбуки

  2. Перcональный компьютер учителя

  3. Мультимедийный проектор

  4. ИД

  5. Модели геометрических тел

  6. Электронный периодический журнал «Компьютер школьного учителя математики» выпускается в сети Интернет, автор Зыкин Валерий Григорьевич

3.ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.

1.Комплект ЦОР на DVD и CD носителях:

  • Сдаем единый экзамен по математике 5-11 класс,

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс,

  • Математика 5-11 классы. Практикум электронное издание 1С,

  • Математика 5-11 практикум. Учебное электронное издание, издательство дрофа,

3.Интернет-ресурсы сайтов:


  • school-collection.edu.ru

  • eor.ru

  • openclass.ru

  • it-n.ru/

  • fcior.edu.ru/

  • alleng.ru/edu/math1.htm

• Тесты по математике online: kokch.kts.ru/math/

• Тесты для промежуточной аттестации. 7 - 8 класс. (Ф. Ф. Лысенко) 2015


7. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАССА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ.


В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры

доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и не

равенства;

  • примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач

землемерия;

  • примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь:

  • понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды, окружность и круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а так же для нахождения длин отрезков и величин углов;

  • решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), применяя изученные свойства фигур и проводя аргументацию в ходе решения задач;

  • решать задачи на доказательство;

  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение.

Использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии,

  • решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства),

  • построений геометрическими инструментами (линейка, треугольник, циркуль, транспортир).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

  1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

  1. Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории,

  • незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения; неумение выделить в ответе главное; неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; неумение делать выводы и обобщения; неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; потеря корня или сохранение постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них; равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской; логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Оценивание выполнения проекта, в себя включает:

  • Правильность изображения геометрической фигуры;

  • Соблюдение размеров;

  • Визуальное восприятие;

  • Использование нестандартных материалов.

Контроль.

ВВОДНЫЙ: нет

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ:

Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»»

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа №5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

ИТОГОВЫЙ:

Итоговая контрольная работа



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания ШМО учителей ________________________

________________________

________________________

МБОУ СОШ №5

от ________2015г. №1

Рук.ШМО ____________

подпись

/ (Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УМР


_________/ С.В.Топалян


_________2015г.




© 2010-2022