Практическая реализация компетентносного подхода на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая реализация компетентносного подхода на уроках математики.

Ткаченко Н.А., учитель математики Горловской специальной общеобразовательной школы-интерната I-II ступеней № 16 МОН ДНР



Аннотация

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников. Все ключевые компетенции можно реализовать на уроках математики. Знания, умения и компетенции на уроках математики необходимо формировать через специальные задания и задачи.

Ключевые слова

Математика, компетентность, компетентностный подход, ключевые компетенции.

В настоящее время наиболее насущным становится преобразование нашего общества, направленность всех его институтов на формирование личности, главными характеристиками которой являются компетентность, ответственность и ее конкурентноспособность на рынке труда.

Сегодня востребованы выпускники школ, умеющие самостоятельно и креативно мыслить, способные видеть и формировать проблему, находить пути ее рационального решения, генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах, уметь работать в коллективе, самостоятельно работать над развитием своей нравственности, интеллекта и культурного уровня. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни.

Воспитание такой профессионально активной личности требует от педагога применения совершенно новых приемов, методов и форм работы. Учителю необходимо прежде всего применять активные формы обучения, развивающие технологии, которые направлены на развитие познавательной, коммуникативной, личностной активности школьников.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовывать знания.

Для формирования базовых, предметных компетенций на уроках я выбрала деятельностный подход обучения. При данном подходе у детей формируются навыки самообразования. Обучение строится на основе осознанного целеполагания. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своей деятельности.

Для этого я применяю на своих уроках различные педагогические технологии: дифференцированного обучения, игровые технологии, технологии оценки и контроля знаний. Для мотивации обучающихся использую на уроках «компетентные» задачи.

Урок дифференцированного обучения - урок изучения нового материала, на котором обучающиеся делятся на разноуровневые группы: «сильных» , «средних» и «слабых». Группа «сильных» изучает новый материал самостоятельно, выполняют работу по карточкам с заданиями, в процессе выполнения которых находят закономерности, делают выводы. Тем самым используется эвристический метод обучения. На этом этапе происходит формирование социальных, аналитических, творческих компетенций и компетенций самосовершенствования. Группа «средних» изучает новый материал, работая с книгой (репродуктивный метод). Обучающиеся получают карточки с вопросами и с помощью учебника отвечают на них, делают выводы. Группа «слабых» изучает новый материал с помощью учителя. При работе с этой группой я использую информационно-рецептивный метод обучения. Таким образом новый материал одновременно и быстро усваивается всеми обучающимися.

На следующем этапе «Применения знаний» группа «слабых» на уровне с группой «сильных» применяют полученные знания. А преподаватель, создав ситуацию успеха, объективно оценивает ответы. На этом этапе обучающиеся выполняют самостоятельную работу с самопроверкой ( работа дифференцирована по группам).

«Компетентные задачи» содержат практическую или личностную направленность. Цель решения таких задач заключается не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом на другие предметы. Здесь же можно говорить и о профориентации, именно в школьные годы мы способствуем выбору детьми той или иной сферы деятельности. Некоторые задачи подобного рода требуют не только знаний математики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке: 1.Проем в окне имеет высоту 2м 23см и ширину 1м 45см. Сколько потребуется ткани шириной 95 см для занавески, закрывающей весь проем окна, если на подшивку одного конца занавески потребуется 2 см ткани, на продольный шов по 1 см от полосы и на закрытие стен по краям проема 10 см? 2. Окружность груди 98 см. Для построения чертежа выкройки нужно найти чему равна четверть полуокружности груди.(Из практики работы в ателье по пошиву одежды). 3. На каком расстоянии друг от друга и концов лестницы можно расположить 7 ступенек шириной 4 см на лестнице длиной 2 м 65 см?( Из практики работы столярной мастерской). 4. Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола шириной 5 м и длиной 8 м? (Задачи связанные с элементарным строительством).

Преобразить формат преподавания и обучения поможет использование анимационных презентаций, сделает процесс обучения более эффективным и привлекательным. Для детей очень важно увидеть услышанное и участвовать в процессе изучения нового посредством нового. Применение презентаций на уроке математики повышает интерес обучающихся к предмету, а также насыщает и разнообразит уроки, развивает внимательность и сообразительность. Не заменяя учебник, презентации дают новые возможности для усвоения нового материала, закрепления и проверки знаний, увеличивают объем информации, представляемой в визуальной форме, позволяют использовать такие методы обучения как наблюдение и эксперимент. Так же я предлагаю ребятам задания типа: «С помощью интернета найти информацию о математиках». Таким образом «компетентностной « задачей будет не только изучение математиков, но и становление или совершенствование умений работы с информационными ресурсами.

Для оценивания деятельности обучающихся использую на только пятибалльную шкалу, но и рейтинговое оценивание, взаимное оценивание по установленным критериям, создаю возможности для самооценки обучающихся.

Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Литература.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы. Народное образование . 2003г. № 6.

Иванов Д.А. Компетентности и компетентностый подход в современном образовании. Москва. Чистые пруды. 2007г

Болотов В,А,, Сериков В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003г. № 10

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии, 2004, № 5.

Гетманская А.А, Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября «2003-2004г.



© 2010-2022