Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

"Описание материала: Изучая школьный курс по планиметрии, мы часто сталкиваемся с понятием "равностороннего треугольника, знаем его определение, основные свойства, формулы, умеем строить с помощью циркуля и линейки. Родилась идея собрать и доказать неизвестные в школьном курсе теоремы ,найти интересные задачи, связанные с равносторонним треугольником. Материал можно применять как в своей учебной деятельности ,так и в реальных ситуациях на экзаменах. Применение новых свойств ускоряет решение некоторых задач в планиметрии. Предложенный материал можно использовать на уроках математики, на факультативных занятиях с учащимися 7-11 классов. Учителям – с целью подготовки к олимпиадам ,турнирам , различным интеллектуальным конкурсам. Работа изложена доступным языком ,чтобы каждый любознательный ученик и продвинутый учитель ,которому это интересно, мог самостоятельно получить дополнительные знания по изумительным свойствам привычных нам фигур.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Введение

Геометрия является самым могущественным

средством для изощрения наших умственных

способностей и дает нам возможность

правильно мыслить и рассуждать


Галилео Галилей

Среди огромного количества самых разнообразных книг, по геометрии начиная от школьных учебников и кончая олимпиадными сборниками cложно объединить известные или малоизвестные нам свойства геометрических фигур и их элементов. Поэтому появилось желание поглубже и повнимательнее рассмотреть, доказать иногда очевидное, иногда поразительное, а иногда просто фантастические, изумительные свойства привычных нам фигур.

На создание работы натолкнула старинная задача:

Сколько равносторонних треугольников изображено на знаменитой печати царя Соломона, изображенной на его гробнице?

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Изучая школьный курс по планиметрии, мы часто сталкиваемся с понятием равностороннего треугольника ,знаем его определение ,основные свойства, формулы, умеем строить с помощью циркуля и линейки. Родилась идея собрать и доказать неизвестные в школьном курсе теоремы ,найти интересные задачи, связанные с равносторонним треугольником.

Объект исследования- изучение различных свойств равностороннего треугольника и задач, связанных с ним.

Предмет исследования -подбор задач и теорем.

Цели исследования- расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках математики, а также развитие умений применять полученные знания к решению нестандартных задач, формирование определенной культуры работы над задачами.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1) самостоятельно исследовать известные свойства равностороннего треугольника;

2) изучить дополнительную литературу с целью ознакомления с другими интересными свойствами;

3) объединить и обобщить свойства и теоремы из различных источников;

4) провести анализ различных способов решения и доказательства;

5) исследовать значимость данных задач в школьном курсе математии и для подготовки при поступлении в вузы;

6) пропагандировать необходимость изучения данной темы в школьном курсе математики.

Гипотеза: сколько существует свойств равностороннего треугольника?

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.

Ход исследования:

1.Анализ литературы и источников Интернет по заявленной теме.

2.Реферирование литературы.

3.Создание презентации исследования.

4.Представление результатов на НПК.

5.Обсуждение вопросов исследования на конференции.

Актуальность и практическая значимость:

- исследованные теоремы и задачи способствуют эффективному и рациональному решению задач;

-её могут использовать школьники и взрослые при решении определенных задач;

-учителя при проведении уроков математики и факультативных занятий;

-данное исследование будет полезно учащимся при самостоятельной подготовке к выпускным и вступительным экзаменам;

-полезно ученикам, для которых математика не просто школьный предмет.

С надеждой отмечаю, что знание этих свойств, многие из которых составляют содержания известных теорем, а другие еще не попали в школьные учебники, являются вполне достаточным условием для решения задач по планиметрии.


2.Основная часть

2.1 Основные свойства и теоремы

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»Определение 1. Если все три стороны треугольника равны, то такой треугольник называется равносторонним.
Он является частным видом равнобедренного треугольника.


Свойство 1. Высота равностороннего треугольника, опущенная на строну, одновременно является биссектрисой угла между сторонами, медианой и осью симметрии стороны.
Свойство 2. В равностороннем треугольнике совпадают все замечательные точки: центр тяжести, центры вписанной и описанной окружностей, точка пересечения высот (называемая ортоцентром треугольника).

Свойство 3. Из всех треугольников с заданным периметром равносторонний треугольник имеет наибольшую площадь.

Свойство 4. Из всех треугольников с заданной площадью равносторонний треугольник имеет наименьший периметр

Таблица зависимости между элементами равностороннего треугольника


a

h

S

a

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

h

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

S

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»



2.2 Произвольная точка внутри треугольника

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

1. Сумма расстояний от любой точки внутри правильного треугольника до его сторон равна высоте этого треугольника

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Действительно, соединяем точку P с вершинами ∆ABC SABP=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»AB•PK

SCPB=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»•PL•BC

SAPC=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»•AC•PM

SABC=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»•AC•h

SABC=SCPB+SAPC+SAPB

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»a•h=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»a•PM+Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»a•PL+Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»a•PM

преобразуем:

h=PK+PL+PM.

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

2. Из некоторой точки М внутри правильного ∆АВС опущены перпендикуляры МН, МК и МР на стороны АВ, ВС и СА соответственно. Справедливы следующие соотношения:

а) Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

1) Соединим точку М с вершинами ∆АВС

2) Рассмотрим ∆АМН

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

3) Рассмотрим ∆MBK

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

4) Рассмотрим ∆PMC

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

5) Аналогично для ∆HMB, ∆MKC, ∆APM

HB2 + KC2 + PA2 = BM2 - MN2 + CM2 -MK2 +AM2 - PM2

6)вычтя первое равенство из второго, получим

HB2 + KC2 + PA2 = CP2 +BK2 + AH2

бКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника») AH + BK + CP = HB + KC + PA.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

1) Проведём через M прямые, параллельные сторонам ∆ABC

2) NB=RC, т.к. RN//BC

3) AF=EC, т.к. FE//AC

4) AQ=BL, т.к. QL//AB

5) ∆QMR, ∆FMN, ∆LME - равносторонние

6) MP, MH, MK - высоты, медианы, биссектриса Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

QP=PR

FH=HN

LK=KE

AK+BK+CP=HB+KC+PA Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника» AF+FH+BL+LK+CR+RP=HN+NB+KE+EC+PQ+RA Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

AH + BK + CP = HB + KC + PA

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

3.Если из любой точки внутри равностороннего треугольника, опустить перпендикуляры на стороны и соединить с вершинами, то сумма площадей трех из шести треугольников через одного равна сумме оставшихся.


Доказательство:

Проведем через эту точку прямые параллельные сторонам. Заметим, что теперь получились 12 треугольников, которые попарно равныКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»площади их тоже равныКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»также каждый из двух равных треугольников не входит в одинаковую тройкуКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»площадь каждой тройки состоит из 6 разных маленьких площадейКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»площадь троек равна



Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»4. Через точку О внутри равностороннего треугольника проведены прямые, проходящие через его вершины. В результате получилось 6 треугольников, 3 из которых через один заштриховали. Д-ть, что если сумма площадей заштрихованных треугольников равна половине площади равностороннего треугольника, то точка О лежит на одной из медиан этого треугольника.


Доказательство:

Примем сторону равностороннего треугольника равной 2 и обозначим длины отрезков АС1, ВА1 и СВ1 через 1+а, 1+b и 1+с соответственно. Тогда длины отрезков С1В, А1С и В1А соответственно равны 1-а, 1-b и 1-с. Заметим, что сумма площадей треугольников АВВ1, ВСС1 и САА1 равна полутора площадям треугольника АВС. Если обозначить высоту треугольника АВС через h, то это равенство можно записать:

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»,

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»=0

С другой стороны, отношение площадей треугольников АОС и ВОС равно

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника», т.к. у них общее основание ОС, а высоты относятся, как Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника». Аналогично отношение площадей треугольников ВОА и АОС, ВОС и АОВ равноКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника» и Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника» соответственно. Перемножим эти отношения и заметим, что площадь каждого из трех треугольников АОВ, АОС и ВОС по одному разу встречается в числителе и знаменателе, т.е. это произведение равно 1.Отсюда:

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника».

Раскрыв скобки и приведя подобные члены, получим:

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Но Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»=0, Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника». Это означает, что хотя бы одно из чисел a,b,c равно 0, т.е. точка О лежит на одной из медиан.



2.3 Правильный треугольник и описанная окружность

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

1. Если вокруг правильного ∆АВС описать окружность, и на дуге ВС взять точку М, то справедливо равенство

AM = BM + CM

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

По теореме Птолемея для четырехугольника ABMC:

AM•BC=BM•AC+AB•MC

Т.к AB=BC=AC=a, то

а•|AM| = а•|BM| + а•|CM| Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

|AM| = |BM| + |CM|

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

2. Теорема Помпея.

Пусть ∆АВС - правильный и М - произвольная точка плоскости, не лежащая на описанной окружности. Докажем, что существует треугольник со сторонами AM, BM и CM|

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Отметим точки пересечения хорды А1С1 с ∆АВС - E и F.

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника», т.к. Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника» равен Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»,аналогично Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

∆BFA1 - равнобедренный Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»BF=FA1,но тогда BF=FA1=EF=BE, т.е .∆EBF - равносторонний

BF=EF Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»FA1=EF. Аналогично получаем, что C1E=EF.

Следовательно, С1Е=EF=FA1


Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»3 . Если на стороне ВС правильного ∆АВС, как на диаметре вовне построить полуокружность, на которой взять точки К и L, делящих ее на равные части, то прямые АК и АL делят сторону ВС также на равные части.

Доказательство:

1)Отметим точку О так, что BO=OC. Проводим OK и OL. OK=OL=BO=OC=R Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника» ∆BOK и ∆OLC равнобедренные. Но Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»BOK равен дуге BK, а Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»OBK равен полудуге и Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»KLC и равен дуге BK (аналогично для ∆OLC) Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника» ∆OBK равен ∆OCL - они оба равносторонние.

2) ∆ALC равен ∆ABK (Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»ABK = Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»ALC

AB=AC и BK=LC)

∆PKO=∆OLQ (Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»KOB=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»LOC и Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»QAC=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»PAB, OK=OL) Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

OP=OQ и BO - OP=OC-OQКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

BP=CQ

3) OL||AC, т.к, Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»LOC=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»ACOКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»AQC=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»ALOКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

∆AQC подобен ∆OAL

OL=1/2•ACКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»OQ=1/2•QCКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

2OQ=OC=PQКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

PQ=QC=BP


2.4 Правильный треугольник и произвольная окружность

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

1 Если окружность делит каждую из сторон треугольника на три равные части (A A2=C1 A2=C C1 ; A1B2=B2B= AA1; ВВ11С22С), то треугольник - правильный.

Доказательство:

Обозначим AА2 = a, В2В = b, В2В = c.

По свойству двух секущих к окружности:

a (a+a)=b(b+b) Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

a2=b2 Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

a=b

Аналогично b=c=aКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

AB=BC=AC

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

2. Внутри окружности построен правильный ∆ABC, его стороны продлены до пересечения с окружностью в A1, A2, B1, B2, C1 и C2. Тогда AA1+BB1+CC1= AA2+BB2+CC2

Доказательство:

Пусть AB=a. По свойству двух хорд в окружности:

AA1(BB2+a)=AA2(CC1+a),

BB2 (AA1+a)=CC1(AA2+a);

AA1•BB2+a•AA1=AA2•CC1+a•AA2,

AA1•BB2+a•BB2=AA2•CC1+a•CC1;

AA1 - BB2 = AA2 - CC1.

Аналогично

BB1- CC2= BB2 - AA1, и

CC1- AA2= CC2 - BB1.

Из этих трех равенств получаем:

AA1+BB1+CC1= AA2+BB2+CC2.

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

3. Окружность высекает на сторонах правильного ∆ABC равные отрезки Тогда

AA1+BB1+CC1= AA2+BB2+CC2

Доказательство:

Обозначим A1B2 за а.

По свойству двух секущих к окружности:

АА12+а•АА1=АА22+а•АА2

(АА2-АА1)(АА2+АА1)=а•(АА1-АА2),

Что возможно только при АА1=АА2.

Аналогично

ВВ1=ВВ2,

СС1=СС2;

т.е. AA1+BB1+CC1= AA2+BB2+CC2

Заметим, что данное равенство свойственно любому произвольному треугольнику.










2.5 Высоты в треугольнике

1Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника». Если ортоцентр остроугольного треугольника делит его высоты в одном и том же отношении, то треугольник - правильный.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

1.Рассмотрим ∆AKL и ∆BKN .

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»AKL= Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»BKN ,т.к. они вертикальные ;

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»KLA = Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»BNК =90°

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника» ∆AKL и ∆BKN подобны.

по условию- Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»;

Из п.1 Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»;

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника», по условию AK=z•KN,

BK=z•KL;

z•KN2=z•KL2

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»AK=KB;

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»KL= NK

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»BL= AN , также для ∆LKC и ∆PKB.

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

2.Если в остроугольном треугольнике АВС угол В=600, АМ и СN - его высоты, а Q - середина стороны АС, то треугольник MNQ - равносторонний.

Доказательство:

Т.к. АМ и СN - высоты, то точки N и M, лежат на полуокружности с диаметром АС и центром в точке Q. Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

QM=QN=RANMC

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»=300

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника», т.к. опираются на одну дугу NM, Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»- центр. Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

QM=QN=NMКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»- равносторонний

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

3. Медианы разбивают треугольник АВС на шесть треугольников. Оказалось, что четыре из окружностей, вписанных в эти треугольники, равны. Доказать, что треугольник правильный.

Доказательство:

Площади всех шести треугольников, на которые разбивается данный треугольник его медианами, равны.

В силу этого равенства радиусов вписанных окружностей и формулы S=pr следует равенство периметров четырех из таких треугольников.

Так как два из них примыкают к одной стороне, скажем к АВ, то АМ=МВ, поэтому МК - медиана и высота Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»АМВ и АС=ВС.

Если равны радиусы окружностей, вписанных в Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»ALM и AKM, то эти треугольники равны (как треугольники с равными площадями, периметрами и основаниями), причем AL=AK, т.е. АС=АВ и Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»АВС правильный.

Если равны периметры Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»CLM и КМВ, то, пользуясь равенством длин отрезков касательной, проведенных из одной точки, получим: CL+LM+CM=2.CL+2x=2.ВК+2х (х - расстояние от точки М до точки касания с соответствующей окружностью). Отсюда следует, что АС=АВ.

2.6 Интересные задачи

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

1.Возьмем внутри квадрата ABCD такую точку N, что Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»NDC=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»NCD=15°. Тогда ∆ANB - правильный.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»NDC = Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»NCD=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника». Решим обратную задачу.

Построим на стороне AB квадрата равносторонний ∆ABN, чтобы вершина N лежала внутри квадрата. Тогда ∆CNB равнобедренный. Его угол при вершине равен Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника», следовательно, угол при основании равенКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника». Отсюда Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»DCN=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»=Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника» . Аналогично получаемКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»CND =Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника».По условию Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»DCM= Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»CDM= Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника». Значит, точка N лежит на луче СМ и на луче DM, следовательно, совпадает с М.

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

3.Если равносторонние треугольники АВС и PQR расположены так, что вершина С лежит на стороне PQ, а вершина R - на стороне АВ, то четырехугольник ABPQ - трапеция.

Доказательство:

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»около четырехугольника ARCQ можно описать окружность. Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»около четырехугольника BRCP можно описать окружность. Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника», и поэтому Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»4.Чему будет равняться угол между двумя лучами, выпущенными из вершин при основании равностороннего треугольника, если площадь треугольника APC равна площади четырехугольника BMPN?


Решение:

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника», т.к. Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»- общая площадь

AC=BC, Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника», Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»образован поворотом Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»вокруг т.А и сдвигом на Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Угол поворота равен 1200Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

Угол между CN и AM тоже 1200


2.7 Построения при помощи линейки и шаблона в форме равностороннего треугольника

1. Пользуясь односторонней линейкой и шаблоном имеющим форму правильного треугольника, разделите данный отрезок на 2 равных отрезка.

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

С помощью линейки продолжим отрезок АВ за точки А и В, затем с помощью шаблона по разные стороны прямой АВ построим два равносторонних треугольника. Отрезок, соединяющих вершины этих треугольников, пересекает отрезок АВ в его середине.


2. Пользуясь односторонней линейкой и шаблоном, имеющим форму правильного треугольника, разделите данный отрезок на три равных отрезка.

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»



Выполнив построения показанные на рисунке получим точки C и D, делящие отрезок АВ на три равные части.



2.8 Исторические задачи


  1. ТКонспект по математике «Геометрия правильного треугольника»еоремы Наполеона

Пусть ∆ABC - произвольный треугольник, и пусть на его сторонах построены равносторонние ∆ABX, ∆BCY и ∆CAZ (точки X, Y и Z лежат вне треугольника ABC). Тогда центры ∆ABX, ∆BCY и ∆CAZ являются вершинами равностороннего треугольника

Часто для доказательства теоремы Наполеона использует комплексные числа, мы же нашли красивое геометрическое доказательство.

Лемма. Окружности, описанные около ∆ABX, ∆BCY и ∆CAZ, пересекаются в одной точке.

Доказательство леммы

.Пусть P - точка пересечения окружностей, описанных около ∆BCY и ∆CAZ. Предположим, что точка P лежит внутри ∆ABC (другие случаи рассматриваются аналогично). Тогда из свойства вписанного четырехугольника вытекает, что углы BPC и CPA равны 120°. Следовательно, Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»APB также равен 120° и точка P лежит также на окружности описанной около ∆ABX.

Доказательство теоремы.

Обозначим через K, L и M центры ∆ABX, ∆BCY и ∆CAZ соответственно. Как известно, прямая, соединяющая центры пересекающихся окружностей, перпендикулярна их общей хорде. Отсюда следует, что KL перпендикулярно BP, LM перпендикулярно CP и MK перпендикулярно AP. В доказательстве леммы мы установили, что Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»APB, Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»BPC и Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»CPA равны 120° (в случае, если точка P лежит внутри ∆ABC). По свойству углов с перпендикулярными сторонами отсюда вытекает, что Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»KLM, Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»LMK и Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»MKL равны 60°, что и требовалось доказать.

2.Задача Тарталя Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

На данном отрезке АВ при помощи данного раствора циркуля (не равного АВ) и линейки построить равносторонний треугольник.


Решение:

Из т. А данным радиусом на прямой АВ делаем засечку D . Далее, из т. В тем же радиусом, на той же прямой АВ делаем другую засечку С. Затем на отрезке СВ строим равносторонний треугольник СКВ а на отрезке АD - равносторонний треугольник АDН. Точка пересечения сторон ВК и АН - точка М - даёт третью вершину искомого треугольника АМВ.

Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»

3.Задача Евклида

На данной конечной прямой АВ построить равносторонний треугольник.


Решение

Приняв A за центр, опишем окружность радиусом, равным данному отрезку. Далее, приняв В за центр опишем другую окружность с тем же радиусом. Обозначив одну из точек пересечения окружности через С и соединив ее прямыми с А и В, получим треугольник АВС, Который, как легко проверить, есть искомый.







3.Заключение


В результате выполнения работы у меня расширились знания по математике.

Кроме известных свойств равностороннего треугольника ,узнал много интересных и полезных свойств, познакомился с историческими задачами, которые решали известные люди.

Считаю, что применение изложенного выше материала можно применять как в своей учебной деятельности ,так и в реальных ситуациях на экзаменах.

Применение новых свойств ускоряет решение некоторых задач в планиметрии.

Предложенный материал можно использовать на уроках математики, на факультативных занятиях с учащимися 7-11 классов.

Учителям - с целью подготовки к олимпиадам ,турнирам , различным интеллектуальным конкурсам.

Работа изложена доступным языком ,чтобы каждый любознательный ученик и продвинутый учитель ,которому это интересно, мог самостоятельно получить дополнительные знания по изумительным свойствам привычных нам фигур.








4.Список литературы:


1.А. А. Фомин, Г. М. Кузнецова (сост.). Международные математические олимпиады- Дрофа, 1998.

2.Агаханов Н. X. Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / Н. X. Агаханов, О. К. Подлипский; [под общ. ред. С. И. Демидовой, И. И. Колисниченко]. - М. : Просвещение, 2009. - 159 с.

3.Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике.

3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 364с.

4.Васильев Н.Б., Савин А.П., Егоров А.А. Избранные олимпиадные задачи. Математика. - М.: Бюро Квантум, 2007. - 160 с.

5.Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 / [Н. X. Агаханов, И. И. Богданов, П. А. Кожевников и др.]. - М. : Просвещение, 2008. - 192 с. ил.

6.math.ru/lib/92

7.mirknig.com/knigi/nauka_ucheba

8. hijos.ru/2012/10/24/teorema-napoleona/

17

© 2010-2022