- Преподавателю
- Математика
- Исследовательская работа по математике
Исследовательская работа по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пилипейко О.И. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школа №3
7 или 13
Какое число счастливее?
ВЫПОЛНИЛА:
ученица 6 Б класса
Махова Кристина.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
учитель математики
Пилипейко О.И.
Каргат 2012
Оглавление.
I. Введение. 3
II. Некоторые факты. 4
2.1. Число 7. 4 2.2. Число 13. 7
2.3. Пословицы и поговорки о числах 7 и 13. 9
III. Какое число счастливее: 7 или 13?
3.1. Изучение общественного мнения. 10
3.2. Анализ успеваемости учащихся 6-х классов 7 числа и 13 числа. 11
3.3. Статистические данные МЧС по Каргатскому району
(в сравнении чисел 7 и 13). 11
IV. Выводы. 12
V.Используемая литература. 13
-
Введение
С древних времён и в наше время многие люди верили и верят в счастливые и несчастливые числа. Например, боятся числа 13 и верят в удачу числа7. Известно и много других мистических чисел. Суть числовых суеверий и числовой мистики состоит в том, что отдельным числам приписывается мистическое, сверхъестественное, таинственное значение. Вдохновителями всех без исключения суеверий являются служители разных религий, так как в основе суеверий лежит вера в существовании таинственных, недоступных для понимания людей, связей между вещами и явлениями.
На уроках математики мы изучали натуральные числа. Моя одноклассница приготовила доклад о истории натуральных чисел. Она затронула тему мистификации некоторых чисел. Меня очень заинтересовала эта тема, и я занялась сбором информации о числах 7 и 13.
Гипотеза: выяснить имеют ли числа 7 и 13 мистическое, сверхъестественное, таинственное значение.
Цель исследования: выяснить, правда ли, что число 13 является страшным, а с числом 7 связаны только хорошие события.
Задачи исследования
-
изучить специальную литературу;
-
провести анкетирование учащихся школы № 3 с целью выявления положительных и отрицательных событий, связанных с числами 7 и 13;
-
проанализировать успеваемость учащихся 6-х классов школы №3 7 и 13 числа каждого месяца;
-
сделать анализ статистических данных МЧС по Каргатскому району.
Методы исследования: анкетирование, статистический
опрос, статистическая обработка полученных
данных, анализ, сравнение и обобщение
полученных результатов.
Этапы работы:
1) Сбор и изучение информации по данной теме.
2) Проведение анкетирования среди учащихся 5-х, 6-х, 7-х классов.
2) Анализ, обобщение и сравнение полученных результатов.
Объект исследования: статистика как метод исследования.
II. Некоторые факты.
С очень давних времен людям свойственно было приписывать тем или иным числам магические свойства - одни числа считали счастливыми другие - наоборот, несчастливыми. Причем и то, и другое - без всяких на то оснований. Эти нелепые суеверия благополучно дожили до наших дней и в обозримом будущем умирать не собираются. Вера в счастливые и несчастливые числа восходят к временам, когда только возникал счет.
Древние люди считали священными все числа, которыми у них замыкалась система счисления. Такими волшебными числами являлись три, семь, тринадцать, сорок и т.д.
2.1 Число 7
Большим почётом в древности была окружена семёрка. Таинственное число семь! Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Так относятся к нему англичане, французы, итальянцы, русские, почитают его индусы, арабы, турки и другие народы. Почитали много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня. Число семь играет важную роль в религиях и верованиях людей, в искусстве и языке, в науке и технике…
Семь стало священным числом.
Его считали магическим. "7 = 3 + 4"
3- божественное совершенство,
4- мировой порядок;
Их соединение - число 7 - олицетворение общения между Богом и Его творением - человеком.
Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).
«Семиричность» мира проявлялась, как думали, и в семи возрастах человеческой жизни:
7 х 1 = 7 (младенчество),
7 х 2 = 14 (отрочество),
7 х 3 = 21 (юношество),
7 х 4= 28 (молодость),
7 х 5 = 35 (зрелость) и т.д.
Число 7 символизирует тайну, объединяет целостность единицы с идеальностью шестёрки и образует собственную симметрию, делающую его магическим числом.
В математике: В математике число семь 4-ое простое число.
В науке: атомный номер азота
В религии: особенно важным число 7 становится с развитием христианства: мир создается за 7 дней, в Храме Иерусалима имеется светильник с 7 рожками и есть легенда о 7 спящих братьях. Для нас число 7 сохранилось во многих устойчивых словосочетаниях, например, мы говорим о «книге за семью печатями» или «на седьмом небе». Мы знаем из средневековья семь смертных грехов: высокомерие, скупость, сладострастие, зависть, чревоугодие, ярость, лень.
Интересные факты. Число 7 играет большую роль в мировой символике. Числа до 9 включительно, вероятно, столь значимы по той причине, что - ввиду своей наглядности - способствуют формированию у людей первоначальных представлений о количествах. Мистическое значение числа 7 встречается уже в письменных памятниках Древнего Востока и античности. При этом называются 7 ценных, важных, полезных или избегаемых объектов либо героических поступков. В Греции 7 воинов идут на Фивы, существуют 7 мудрецов, в Китае живут 7 гениев (поэтов), а в Индии 7 юных дев и есть бог огня с 7 языками. Рим и Киев были построены на семи холмах. Согласно индийским преданиям, Будда сидел под фиговым деревом с семью плодами. Не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней. Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках, мифах древнего мира.
У Атланта было семь дочерей - плеяд, которых Зевс превратил в созвездия.
У вавилонян подземное царство окружено семью стенами. У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников. В библии повествуется о семи светильниках, семи ангелах, о семи годах изобилия и семи годах голода. И, наконец, дни недели в античной культуре посвящены 5 известным планетам солнечной системы, Солнцу и Луне. Все непонятные явления природы приписывались к богам, и постепенно представления о богах соединилось и с семью планетами. Такое посвящение наглядно прослеживается и в валлийском языке:
Llim (Луна) понедельник,
Mawrth (Марс) вторник,
Mercher (Меркурий) среда,
Iau (Юпитер) четверг,
Gwener (Венера) пятница,
Sadwrn (Сатурн) суббота,
Sul ( Солнце) воскресенье.
По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя.
У греков мы встречаем 7 чудес света: египетские пирамиды, маяк на острове Фаросе перед городом Александрией, мавзолей царя Кари Мавзола, колосс Родосский - бронзовая статуя, изображающая бога Солнца Гелисса, Олимпийская статуя Зевса, храм Артемиды или Дианы, висячие сады Семирамиды.
В Греции почитались 7 мудрецов, в числе их математик Фалес и законодатель Солон, по представлению греков, - это самые выдающиеся политические деятели VII и VI веков до нашей эры.
2.2. Число 13.
А теперь о другом поверье - числе 13, «чертовой дюжине». Происхождение этого суеверия подобно происхождению многих других суеверий, рожденных когда-то фантазией наших предков. Мы пользуемся десятичной системой счисления, в основе которой лежит десятка. Но в древности у китайцев, римлян и некоторых других народов за основу счисления принимали 12. Позднее счет дюжинами, а не десятками был принят во многих европейских странах, в том числе на Руси. Таким образом, число 12 как бы замыкало группу чисел. В древнем Вавилоне 12 почиталось как самое совершенное число. А 13? Это число резко отличалось по своим свойствам от предыдущего: не делилось ни на одно число, кроме себя самого. Так зарождалась легенда о «несчастливом» числе 13.
Число 13 люди ещё с древности считают несчастливым. Оно идёт сразу после числа 12, считавшегося совершенным числом, символом божественной гармонии. Год делится на 12 месяцев и 12 знаков зодиака, день и ночь продолжается 12 часов и т.д. Число 13 считает новый цикл и как бы нарушает равновесие, достигнутое в предыдущем. Поэтому 13 считается также числом смерти. В Каббале число 13 и смерть обозначается одинаково: еврейской буквой «мем». Ещё господь предостерегал крестьян не начинать посев 13-го числа. В Вавилонском лунно-солнечном календаре в вавилонском году добавился дополнительный 13 месяц. Под названием «ворон несчастье». В нумерологии число 13 символизирует не только начало нового цикла и разрыв с прошлым, но и разрушение иллюзий, взгляд правде в глаза. Не случайно члены клуба «13» в своей деятельности суеверий вдохновились именно этим числом. Коса Смерти символизирует жатву: вы посеяли своё семя, и пришло время пожинать плоды. Обычно число 13 считается несчастливым, поэтому во многих странах эта цифра отсутствует на дверях кабинетов, номеров в гостиницах, кают кораблей это связано с тем, что данное число на единицу превышает считающуюся сверх-совершенной дюжину.
Отсюда связь данного числа с понятием смерти, поскольку последняя означает переход в новую фазу жизни, являющейся инобытием по отношению к потустороннему существованию. Оккультная традиция утверждает, что число 13 включает в себе несколько разновидностей смерти в зависимости от вызывающих её причин, что выражается различные способности разложения самого числа. Вот какие виды смерти выделяет Мабеус:
-
13 = 2 + 11 - смерть добровольно принятая как жертва.
-
13 = 12 + 1 - насильственная смерть.
-
13 = 11 + 2 - смерть осознанно выбравшая свой полюс.
-
13 = 3 + 10 - естественная смерть сточки зрения логики человека.
-
13 = 10 + 3 - естественная смерть с точки зрения логики макрокосма, смерть в розах.
-
13 = 4 + 9 - смерть, раскрывшая свои тайны при просвещении.
-
13 = 9 + 4 - преждевременная смерть от неподходящих условий
жизни.
-
13 = 5 + 8 - смерть в силу требования закона (например, казнь)
-
13 = 8 + 5 - смерть, основанная на попирант высшего закона.
10) 13 = 6 + 7 - смерть в борьбе за победу идеи.
11) 13 = 7 + 6 - смерть в неравной битве.
12) 13 = 12 + 1 - смерть как действие законченности задачи человека на
земле.
Исследователь символики Ф.Гудман в своей книге «Магические символы» пишет:
«Число 13, несомненно, имело большое значение, чем объясняется наличие в левой лапе орла 13 стрел и 13-ти отростков оливковой ветви, находятся в другой лапе. Одна лапа символизирует мир, другая войну. Эти крайности были отражением требований времени….»
В математике: число тринадцать 6-ое простое число.
В науке: атомный номер алюминия.
В религии: на тайной вечери за столом сидело тринадцать человек: 12 апостолов и Иисус Христос. Еврейский мальчик проходит обряд «Бар-Мицва» в возрасте тринадцати лет. У древних майя число 13 считалось священным и очень благоприятным. Число 13 является видным в масонской символике. Оно было введено в состав печати США во время принятия конституции в 1789 году. 13 звезд над головой американского орла символизирует собой 13 штатов, которые присоединились к Союзу. Соломонова печать с её магической основой включает в себя 13 звезд.
Интересные факты. При написании числа 13 некоторыми шрифтами оно напоминает букву B . Подводная лодка С-13 (командир А. Маринеско) была самой удачливой на Балтфлоте в годы Великой Отечественной войны. Участвуя в самых рискованных боевых операциях, она, по словам воевавших на ней моряков, "возвращалась буквально с того света". В составе первой очереди Московского метро, было открыто 13 станций. Во многих американских и европейских гостиницах нет тринадцатого этажа и тринадцатого номера.
2.3. Пословицы и поговорки, крылатые слова
Число 7.
7 лет не виделись, а сошлись - и говорить нечего.
Не строй 7 церквей, пристрой 7 детей (сирот).
7 раз по - твоему, а хоть раз по - моему.
7 одну соломинку поднимают
Всякая беда по 7 бед рожает.
7 генералов, да 1 рядовой.
7 не один, в беду не дадим.
7 дел в одни руки не берут.
7 с ложкой, а 1 с сошкой.
У 7 нянек дитя без глаза.
7 деревень, а лошадка 1.
7 сел, 1 вол, да и тот гол.
Сам не дерусь, 7 боюсь.
7 одного не ждут .
7 верст до небес.
7 бед - 1 ответ.
Лук от 7 недуг.
За 7 морями.
Число 13.
Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут.
Тринадцатый гость под стол.
В данной таблице приведены не все существующие пословицы и поговорки о числе 7, но всего две пословицы я нашла о числе 13. Т.е. можно сказать, что числу семь придается большее значение.
III. Какое число счастливее: 7 или 13?
3.1. Изучение общественного мнения.
Для того чтобы узнать общественное мнение по основополагающему вопросу моей работы, я опросила учащихся, своих друзей, одноклассников, учителей. Всего было опрошено 32 человека.
Результаты анкеты:
Вопрос: Какое число вы считаете счастливее 7 или 13?
Вывод: Большая часть опрошенных считают, что счастливее число 7. Из этого следует вывод, что почти все опрошенные люди являются суеверными.
-
Изучение качественной успеваемости учащихся 6 классов.
Я подсчитала успеваемость учащихся 6-х классах за 7 и 13 число с начала учебного года.
Успеваемость учащихся 6 «а» класса
Успеваемость учащихся 6 «б» класса
Вывод: В 6 «Б» классе 13-го числа было получено пятёрок больше, чем 7-го числа, а двоек 13-го числа было получено меньше, чем 7-го числа. В 6 «А» классе пятёрок и двоек 13-го числа было получено больше, чем 7-го числа.
3.3. Статистические данные МЧС по Каргатскому району
(в сравнении чисел 7 и 13).
По данным МЧС по Каргатскому району за 2011 год 7 и 13 числа каждого месяца было пожаров:
Вывод: По данным МЧС по Каргатскому району за 2011г. пожар был зарегистрирован только 7-го числа.
IV. Выводы.
Изучив литературу, проанализировав статистические данные, нельзя сделать однозначный вывод, что число13 несчастливое. В другие дни также происходят как хорошие, так и плохие события, но человек всегда пытается это связать с чем-то сверхъестественным. По данным статистики, в повседневной жизни тринадцать ничем не выделяется из обычного ряда числового ряда: тринадцатого числа происходит, в среднем, столько же несчастных случаев, как и в любой другой день.
Поэтому будьте спокойны и помните фразу американского киноактера Гручо Маркса:
«13 человек за столом может быть несчастливым числом, если вы приготовили только 12 котлет».
Используемая литература:
1. Г.И.Гейзер. История математики в школе. Пособие для учителей.
2. Журнал «Математика в школе» №2 1999г. Москва
3. И.Я Депман, Н.Я Виленкин «За страницами учебника математики», 1987.
4. М.И. Шахнович "Приметы в свете науки".
5. Степанова М.Г. «Числовые суеверия».Самара,1978 г.
Интернет ресурсы:
http//:edu.cap.ru
http//:matmir.narod.ru
http//:1September.ru
http//:proshkolu.ru