- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике Решение задач с помощью уравнений
Урок по математике Решение задач с помощью уравнений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шукшина Л.С. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по математике
Решение задач при помощи уравнений
Цели:
- познакомить учащихся с новым способом решения задач;
- провести наблюдение над изменением числа знаков в значении частного при изменении делителя;
- совершенствовать навыки решения сложных уравнений и их преобразования;
- закреплять навыки обозначения точек, координаты которых выражены дробными числами;
- повторить распределительный закон умножения и деления;
- развивать умение анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
а) числитель 7, знаменатель 8;
б) знаменатель 6, числитель 1;
в) знаменатель 3, числитель 11;
г) числитель 9, знаменатель 12;
д) числитель 29, знаменатель 29;
е) знаменатель 15, числитель 18.
- Запишите все дроби, меньше числа 1, со знаменателем 12.
- Запишите 7 дробей, больших числа 1, со знаменателем 10.
- Запишите 8 дробей, равных числу 1.
2. «Четвертый лишний». В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее.
а) в)
б) г)
3. Восстановите пропущенные в тексте задачи слова и числа, если ее решением является выражение (12 + 12 : 2) · 2.
Длина прямоугольника ___ см, ширина ___. Чему равен ___ прямоугольника?
4. Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными:
600 - 240 : 3 + 1 = 521
600 - 240 : 3 + 1 = 121
600 - 240 : 3 + 1 = 540
600 - 240 : 3 + 1 = 90
720 : 9 · 20 + 60 = 64
720 : 9 · 20 + 60 = 6400
720 : 9 · 20 + 60 = 3
720 : 9 · 20 + 60 = 1660
III. Постановка проблемы.
- Найдите значение частного: 96 : 12.
- Не выполняя вычислений, соедините каждое частное с его значением:
96 : 24
96 : 6
96 : 2
96 : 48
96 : 3
96 : 4
- Объясните, как вы рассуждали.
- Сформулируйте закономерность изменения значения частного от изменения делителя.
IV. Работа по теме урока.
З а д а н и е 216.
- Прочитайте задачу.
- Что известно в данной задаче?
- Что требуется найти?
- Запишите решение этой задачи по действиям.
Хлопушки - ? шт.
Фонарики - ? на 3 б.
Снежинки - ? в 3 раза б.
138 шт.
Р е ш е н и е:
1) 138 - 3 = 135 (шт.) - в пяти равных частях;
2) 135 : 5 = 27 (шт.) - в одной части, то есть хлопушек;
3) 27 · 3 = 81 (шт.) - в трех частях, то есть снежинок;
4) 27 + 3 = 30 (шт.) - фонариков.
- Кроме хорошо вам знакомого арифметического способа решения задач часто используется решение задач при помощи уравнений. Как называется данный способ решения задачи? (Алгебраический способ.)
- Запишите решение этой задачи алгебраическим способом.
Р е ш е н и е:
1) Пусть х - сделали хлопушек, тогда (х + 3) - столько сделали фонариков, а снежинок сделали - 3х. По условию задачи получим уравнение:
х + х + 3 + 3х = 138
5х + 3 = 138
5х = 138 - 3
5х = 135
х = 135 : 5
х = 27 (шт.) - хлопушки;
2) 27 + 3 = 30 (шт.) - фонарики;
3) 27 · 3 = 81 (шт.) - снежинки.
- Какой способ решения задачи является рациональным? (Алгебраический способ.)
З а д а н и е 217.
- Сравните выражения, записанные в пункте 1.
- Чем похожи данные выражения? Чем отличаются? (В данных выражениях делимое - одно и то же число, а делители - разные числа - однозначные и двузначные.)
- Не выполняя деления, определите количество знаков в значении выражений.
768 : 2 =
768 : 4 =
768 : 8 =
768 : 16 =
768 : 32 =
- Найдите значения частных.
- Как изменяются эти значения? (Значения частных уменьшаются в 2 раза.)
- От чего это зависит? (Это зависит от делителя, так как делитель увеличивается в 2 раза, значит, значение частного уменьшается в 2 раза.)
- Продолжите последовательность данных частных, сохраняя подмеченную закономерность.
З а п и с ь:
768 : 64 = 12
768 : 128 = 6
768 : 256 = 3
- В частных, значения которых имеют больше одного знака, замените делимое суммой удобных слагаемых.
З а п и с ь:
768 : 2 = (600 + 160 + 8) : 2 = …
768 : 4 = (400 + 360 + 8) : 4 = …
768 : 16 = (640 + 128) : 16 = … и т. д.
- Объясните выбор слагаемых.
V. Повторение пройденного материала.
З а д а н и е 219.
- Как называются данные математические записи? (Уравнения.)
- Сравните уравнения каждого столбика. Чем они похожи? (Уравнения похожи количеством действий.)
- В каком столбике уравнения проще? (В первом столбике уравнения, для решения которых надо выполнить два действия.)
- Какие способы решения уравнений вы знаете? (Используя свойства равенств и правила нахождения компонентов действий.)
- Найдите корни уравнений более простых уравнений удобным способом.
15х - 1 = 29
15х - 1 + 1 = 29 + 1
15х = 30
х = 30 : 15
х = 2
9у + 73 = 109
9у + 73 - 73 = 109 - 73
9у = 36
у = 36 : 9
у = 4
67 - z : 28 = 53
z : 28 = 67 - 52
z : 28 = 15
z = 15 · 28
z = 420
- Как вы думаете, возможно ли сразу использовать эти способы решения в другом столбике? (Нельзя.)
- Объясните почему. (В уравнениях второго столбика два компонента содержат неизвестное число.)
- Какие действия нужно выполнить, чтобы эта трудность исчезла? (Необходимо выполнить такие преобразования, чтобы в уравнениях было одно неизвестное число.)
- Выполните такие преобразования.
З а п и с ь:
8 · (а + 1) - 7а = 9
8 · а + 8 · 1 - 7а = 9
8а + 8 - 7а = 9
(8 - 7) · а + 8 = 9
а + 8 = 9
(18у - 12) : 6 + 5у = 14
18у : 6 - 12 : 6 + 5у = 14
3у - 2 + 5у = 14
(3 + 5) · у - 2 = 14
8у - 2 = 14
- Сравните свои преобразования с преобразованиями в учебнике в пункте 6. Они похожи? Если есть различия, какие?
- Какие знания вы использовали на каждом этапе преобразований? (Распределительный закон умножения относительно сложения и относительно вычитания, распределительный закон деления относительно вычитания.)
З а д а н и е 218.
- Что изображено в учебнике? (Координатный луч.)
- Как восстановить на нем единичный отрезок? (Вправо от точки отложить 3 отрезка, равных расстоянию между точками О и .)
- Какая точка имеет координату (1)? (Точка Н.)
- Укажите координаты отмеченных на луче точек. (R, P, L.)
З а д а н и е 116 (рабочая тетрадь 1).
О т в е т: помочь Снегурочке догнать похитителя могут олень, волк и белый медведь.
- Кто догонит похитителя первым? (Олень, так как у него скорость самая большая.)
VI. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: № 218 (2) по учебнику; рабочая тетрадь 1, задание 117.