Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике. Из опыта работы

В работе показаны методические подходы педагога  при подготовке к ЕГЭ. Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы,  процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.   Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании.  Одним словом, научить школьника...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе»












Подготовил:

учитель математики

первой квалификационной

категории

Шамкаева Н.М.






















1.Методическая подготовка учителя к ЕГЭ

  • Знакомиться с нормативными документами по проведению ЕГЭ

  • Повышать свой уровень профессиональной грамотности (развивать свои способности при решении заданий части С)

  • Отслеживать нововведения в структуре и процедуре проведения ЕГЭ

2. Психологическая подготовка

  • Обучение приему «Движение вверх-вниз»

  • Обучение жесткому самоконтролю времени

  • Обучение оценке трудности заданий и разумному выбору этих заданий

  • Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как способам проверки результатов

3. Организация повторения

  • Вводное повторение

  • Текущее повторение (по горизонтали)

  • Итоговое повторение (по вертикали)

  • «Числа и вычисления»

  • «Функции»

  • « Выражения и преобразования»

  • «Уравнения и неравенства»

  • «Геометрические фигуры и их свойства»

  • Повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки учащегося

4. Создание банка тестовых заданий

  • Создание тестов по основным темам курса

  • Тренировочные тесты

  • Диагностические работы

  • Итоговые тесты

  • Тесты прошлых лет

  • Тесты пробных экзаменов

5. Организация самостоятельной работы

  • Работа учащихся по сборникам подготовки к ЕГЭ

  • Организация самостоятельной работы по материалам в интернете

6. Анализ качества ЗУН учащихся

  • Входное диагностирование учащихся 11 класса за курс 10 класса

  • Тематическое тестирование по основным разделам курса

  • Тренировочные и диагностические работы (Статград)

  • Пробный ЕГЭ


Единый государственный экзамен по математике - серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Профильное обучение в старших классах давно стало требованием времени, но выпускник сельской школы, получающий универсальное образование в общеобразовательной школе не имеет этой возможности. Он не может пройти очные курсы по подготовке к ЕГЭ, организованные на базе вузов областного центра. А вопрос репетиторства на селе, при наличии 1-2 учителей математики своей же школы, отпадает сам по себе. Существенная особенность ЕГЭ по математике - он является обязательным для всех учащихся 11 классов.

Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хочется не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться подготовить 2-3 учеников на более высокий результат. У меня было 3 выпуска , следовательно 3 ГИА и 3 ЕГЭ. Самый высокий результат ЕГЭ 68 баллов, набрали 2 ученика в 2013 году и 2 ученика из 1 выпуска. Результаты всех 8 учеников выпуска 2013года выше региональных. Для сельской школы неплохой результат.

Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.

Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании. Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике - это две абсолютно разные вещи.

Задачи, которые стоят , по подготовке детей к ЕГЭ и ГИА:

1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 7 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4. Психологическая подготовка к ЕГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

Работаю как все.

Во-первых, никогда не пугаю школьников предстоящими экзаменами . Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего года знакомлю детей с материалами ГИА и ЕГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ: в 7- 9 классах - за основную школу, в 10-11 классах - за полную среднюю школу. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет, как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.

В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

- знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».

Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 - 6 заданий теста. При этом даю тесты ГИА или ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент обучения. Обязательно отмечаю количество человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и опять даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части - это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.

Все интересные задания в них стараюсь с ребятами разобрать, на консультациях отвечаю на все возникшие вопросы. Помимо этого ребята знают , что можно подойти с вопросами во время любой перемены, чтоб получить подсказку Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. И еще учителя математики знают, что учебники абсолютно не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Результаты каждого ученика по выполненному тесту записываю в таблицу. Работая с КИМами с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации. Четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. Ученики с удовольствием обмениваются и печатными и электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ и ГИА. Ребят, успешно справляющихся с 1,2 частью, привлекаю в качестве консультантов.

Конечно, за последние три года научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому конечно по возможности надо брать элективные курсы. Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики, помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения.

Собираю и пополняю тестовый материал, по подготовке к промежуточным аттестациям, ГИА и ЕГЭ. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том, что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения и обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей немаловажен.

7

© 2010-2022