- Преподавателю
- Математика
- Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике. Из опыта работы
Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике. Из опыта работы
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шамкаева Н.М. |
Дата | 10.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе»
Подготовил:
учитель математики
первой квалификационной
категории
Шамкаева Н.М.
1.Методическая подготовка учителя к ЕГЭ
-
Знакомиться с нормативными документами по проведению ЕГЭ
-
Повышать свой уровень профессиональной грамотности (развивать свои способности при решении заданий части С)
-
Отслеживать нововведения в структуре и процедуре проведения ЕГЭ
2. Психологическая подготовка
-
Обучение приему «Движение вверх-вниз»
-
Обучение жесткому самоконтролю времени
-
Обучение оценке трудности заданий и разумному выбору этих заданий
-
Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как способам проверки результатов
3. Организация повторения
-
Вводное повторение
-
Текущее повторение (по горизонтали)
-
Итоговое повторение (по вертикали)
-
«Числа и вычисления»
-
«Функции»
-
« Выражения и преобразования»
-
«Уравнения и неравенства»
-
«Геометрические фигуры и их свойства»
-
Повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки учащегося
4. Создание банка тестовых заданий
-
Создание тестов по основным темам курса
-
Тренировочные тесты
-
Диагностические работы
-
Итоговые тесты
-
Тесты прошлых лет
-
Тесты пробных экзаменов
5. Организация самостоятельной работы
-
Работа учащихся по сборникам подготовки к ЕГЭ
-
Организация самостоятельной работы по материалам в интернете
6. Анализ качества ЗУН учащихся
-
Входное диагностирование учащихся 11 класса за курс 10 класса
-
Тематическое тестирование по основным разделам курса
-
Тренировочные и диагностические работы (Статград)
-
Пробный ЕГЭ
Единый государственный экзамен по математике - серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Профильное обучение в старших классах давно стало требованием времени, но выпускник сельской школы, получающий универсальное образование в общеобразовательной школе не имеет этой возможности. Он не может пройти очные курсы по подготовке к ЕГЭ, организованные на базе вузов областного центра. А вопрос репетиторства на селе, при наличии 1-2 учителей математики своей же школы, отпадает сам по себе. Существенная особенность ЕГЭ по математике - он является обязательным для всех учащихся 11 классов.
Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хочется не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться подготовить 2-3 учеников на более высокий результат. У меня было 3 выпуска , следовательно 3 ГИА и 3 ЕГЭ. Самый высокий результат ЕГЭ 68 баллов, набрали 2 ученика в 2013 году и 2 ученика из 1 выпуска. Результаты всех 8 учеников выпуска 2013года выше региональных. Для сельской школы неплохой результат.
Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.
Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании. Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике - это две абсолютно разные вещи.
Задачи, которые стоят , по подготовке детей к ЕГЭ и ГИА:
1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 7 класса;
2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;
3. Учить школьников «технике сдачи теста»;
4. Психологическая подготовка к ЕГЭ;
5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.
Работаю как все.
Во-первых, никогда не пугаю школьников предстоящими экзаменами . Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.
Во-вторых, в течение всего года знакомлю детей с материалами ГИА и ЕГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ: в 7- 9 классах - за основную школу, в 10-11 классах - за полную среднюю школу. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет, как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.
В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:
- обучаю строгому самоконтролю времени;
- учу определять трудность заданий;
- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;
- знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».
Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 - 6 заданий теста. При этом даю тесты ГИА или ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент обучения. Обязательно отмечаю количество человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и опять даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.
Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.
Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части - это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.
Все интересные задания в них стараюсь с ребятами разобрать, на консультациях отвечаю на все возникшие вопросы. Помимо этого ребята знают , что можно подойти с вопросами во время любой перемены, чтоб получить подсказку Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. И еще учителя математики знают, что учебники абсолютно не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Результаты каждого ученика по выполненному тесту записываю в таблицу. Работая с КИМами с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации. Четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. Ученики с удовольствием обмениваются и печатными и электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ и ГИА. Ребят, успешно справляющихся с 1,2 частью, привлекаю в качестве консультантов.
Конечно, за последние три года научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому конечно по возможности надо брать элективные курсы. Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики, помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения.
Собираю и пополняю тестовый материал, по подготовке к промежуточным аттестациям, ГИА и ЕГЭ. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том, что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения и обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей немаловажен.
7