- Преподавателю
- Математика
- Урок на тему Свойства тригонометрических функций
Урок на тему Свойства тригонометрических функций
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шелега Т.И. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Мерзім/Дата ______________ Сабақ/Урок 61
Тақырып/Тема Свойства тригонометрических функций.
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно-воспитательные задачи:
1.Сформировать основные понятия и определения: четность функций, нечётность функций, функция общего вида, периодичность функций. Ознакомить учащихся с тригонометрическими функциями и их свойствами.
2. Способствовать развитию мышления, речи учащихся, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
3. Воспитывать аккуратность, последовательность, самостоятельность.
Сабақ барысы/ Ход урока:
1.Организационный момент.
Нас много на земле и все мы разные
По росту, цвету кожи или глаз.
Но мы общаемся. Что может быть прекраснее
Того, что кто-то выслушает нас
И мнение свое в ответ предложит.
Так истина рождается порой.
Пусть вам сегодня диалог поможет
С учителем, с учебником, с собой.
- Сегодня вам предстоит ознакомиться с тем, что такое четные и нечетные функции, узнать, как определять четность функций, какими свойствами обладают тригонометрические функции. Поможет вам в этом учебник, компьютер и вы сами должны быть внимательны и усердны.
2.Контроль знаний.
1.Какой четверти числовой окружности принадлежит число:1); 2) ; 3)100?
………… ………… ………
2.Запишите три числа, которые изображаются на окружности той же точкой, что и
……… ……….. ……….
3.Найдите на числовой окружности точку, которая соответствует заданному числу:
1) ;- ; 3) ;-
2) ;-2; 4) 2;-
4.Какой четверти числовой окружности принадлежит точка, соответствующая числу:
1) 6,1;
2) 2,8;
3) 4,8;
4) 31;
5.Вычислите:
1) 2sin 30 - tg 45 + ctg 30=…………………………………………
2) =…………………………………….
3) 6cos 30 - 3tg 60 + 2sin 45=……………………………………
4) =………………………………
5) =……………………………………………
6.Найдите значение выражения:
7.Вычислите:
2.Этап усвоения новых знаний.
Вы уже знаете:
-
sin α > 0, если угол α лежит в I или II координатной четверти. Это происходит из-за того, что по определению синус - это ордината (координата y ). А координата y будет положительной именно в I и II координатных четвертях;
-
cos α > 0, если угол α лежит в I или IV координатной четверти. Потому что только там координата x (она же - абсцисса) будет больше нуля;
-
tg α > 0, если угол α лежит в I или III координатной четверти. Это следует из определения: ведь tg α = y : x , поэтому он положителен лишь там, где знаки x и y совпадают. Это происходит в I координатной четверти (здесь x > 0, y > 0) и III координатной четверти ( x < 0, y < 0).
Для наглядности отметим знаки каждой тригонометрической функции - синуса, косинуса и тангенса
Функция f(x) называется чётной, если она обладает двумя свойствами:
-её область определения симметрична относительно нуля;
- для любого х из области определения выполняется равенство: f(-x) = f (x)
Функция f(x) называется нечётной, если она обладает двумя свойствами:
- её область определения симметрична относительно нуля;
-для любого х из области определения выполняется равенство: f(-x) = - f (x).
Свойства графика чётной функции.
График чётной функции симметричен относительно оси ординат.
Свойства графика нечётной функции.
График нечётной функции симметричен относительно начала координат.
Чётность и нечётность тригонометрических функций.
Функции y = sin x, y = tg x, y = ctg x являются нечётными;
функция y = cos x является чётной.
Функция, область значения которой равна нулю, называется нулевой функцией.
- Как вы считаете, что будет являться графиком нулевой функции?
Графиком нулевой функции является ось абсцисс.
0 x
(Учащиеся пишут определение и строят график в тетрадь, одновременно определение и график функции отображается на экране).
- Как вы считаете, относительно чего симметрична данная прямая?
Прямая y = 0 симметрична как относительно оси ординат, так и относительно начала координат.
- Если графики нулевых функции f и g симметричны относительно начала координат, то функции f и g являются какими?
- Функции f и g являются нечетными.
- Если графики функций f и g симметричны относительно оси ординат, то функции f и g являются какими?
- Функции f и g являются четными.
- Какой можно сделать вывод на основании этих двух утверждений?
На основании этих утверждений заключаем, что функции f и g являются и чётными, и нечётными.
- Итак, функции f и g - нулевые и они являются и чётными и нечётными. Вместе с тем, возникает вопрос, а могут ли функции, являющиеся и чётными и нечётными, быть отличными от нулевых?
Чтобы ответить на этот вопрос, докажем утверждение: «Только нулевые функции могут быть и чётными, и нечётными».
Понятие периодичности функций:
Если для функции у=f(х) существует число Т≠0 такое, что для любого значения аргумента х выполнено равенство f(х+Т)=f(х), то число Т называется периодом функции f(х), а сама функция называется периодической.
Число T называется периодом функции
n-любое целое число для синуса, nЄZ для косинуса.
Число является периодом функций
Число Т=π является периодом функций у=tgx и ctgx
Физкультминутка
1. Простейшие упражнения для глаз.
1) вертикальные движения глаз вверх - вниз;
2) горизонтальное вправо - влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против.
2. Также обязательны и упражнения на релаксацию. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется в соответствии с организацией занятия.
3.Для улучшения мозгового кровообращения.
Исходное положение - сидя на стуле. Плавно наклонить голову назад (раз), наклонить голову вперёд, не поднимая плеч (два). Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
3.Закрепление.
Учебник Алгебра 9 класс Абылкасымова А.Е.
№ 287
а) «+» б) «+» в) «-» г) «+» д) «-» е) «+»
№ 288
а) IV б) III в) II г) III
№ 289
а) «+» б) «+» в) «-» г) «+» д) «+» е) «-»
№290
а) sin300>0 б) cos(-300)<0 в) tg(-450)<0 г) ctg600>0
4.Самостоятельная работа.
Задание №1 Установите четность или нечетность функции.
-
у(х)=1+х2/х-х3 (нечетная)
-
у(х)=cos2x-tg22x(четная)
-
у(х)=(х+1)∙3x2(общего вида).
-
у(х)=2ctgx/cosx+x2(нечетная).
Задание №2 Исследовать на чётность функцию а) у = х5 +; б) у = ; в) у= .
Решение.
а) h(х) = х5 +,
1) D(h) = (-∞; 0) U (0; +∞), симметричное множество.
2) h (- х) = (-х)5 + - х5 -= - (х5 +),
3) h(- х) = - h (х) => функция h(х) = х5 + нечётная.
б) у = ,
у = f(х), D(f) = (-∞; -9)? (-9; +∞), несимметричное множество, значит функция ни чётная, ни нечётная.
в) f(х) = , у = f (х),
1) D(f) = (-∞; 3] ≠ [3; +∞), симметричное множество.
2)f (- х) == ;
3) f (- х) = f (х) => функция f(х) = чётная.
-
Итог урока. Выставление оценок.
-
Рефлексия. Что вам понравилось? Почему? Что нового узнали?
-
Домашнее задание. §17 читать, №291, №292.