Доклад Учебные ситуации на уроках математики в 5-6 классах

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(Слайд 1)Учебные ситуации на уроках математики в 5-6 классах.

(Слайд 2)Основная задача современной школы - формирование активной, творческой личности, способной самостоятельно решать разнообразные задачи.

(Слайд 3)Математика является важной учебной дисциплиной для многих профилей обучения. Она необходима будущим строителям и архитекторам, химикам и инженерам и т.д. Математика имеет большие возможности для развития: логического мышления; практических действий по моделированию геометрических и реальных объектов.
(Слайд 4)Успешность изучения школьного курса математики, творческая активность учащихся на уроке зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Урок должен быть интересным и увлекательным. Поэтому необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы у каждого ученика сформировать интерес к предмету. Так как именно интерес к предмету является одним из важнейших факторов успеха в обучении.

(Слайд 5)Важнейшим методом обучения в современной школе является системно-деятельностный подход, т.к. он обеспечивает включение ученика в процесс самостоятельного построения им нового знания.

(Слайд 6)Одним из видов этого подхода является создание учебных ситуаций на уроках. Эффективность этого метода заключается в том, что повышается не только уровень знаний ученика, но и его мыслительная активность.

(Слайд 7)Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. Анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, они сами получают из него новую информацию. Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приводит к накоплению умений, навыков, опыта таких действий, изменению качества самой умственной деятельности, к выработке особого типа мышления, к новому уровню развития и готовности решать более сложные задачи.

(Слайд 8)Поставив целью развитие творческих способностей детей, я выделила ряд задач:

  • поддерживать и развивать интерес к предмету;

  • формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.;

  • развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся;

  • учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);

  • показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики;

  • учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
    Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя.

(Слайд 9)Можно сформулировать три основные постановки учебной ситуации на уроке:

  • затруднение;

  • подводящий диалог;

  • сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема («яркое пятно»).

Вот несколько примеров создания разных учебных ситуаций и диалогического выхода из них на уроках математики в 5-6-х классах.

(Слайд 10) Затруднение . Ученикам предлагается ряд примеров на повторение, среди которых есть незнакомые. Ученики, испытывая затруднения, пытаются решать самостоятельно. Учитель в разговоре побуждает учеников к осознанию, создается проблемная ситуация.

Например. 6-й класс. Тема: Сложение чисел с разными знаками.

В начале урока устный счет примеры на повторение, среди которых есть примеры по новой теме. В ходе решения возникает диалог:

(Слайд 11)

Учитель.

Ученик.

1.

- Вы смогли выполнить все задания?

- Нет.

2.

- Почему не все примеры решаемы? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Слагаемые в некоторых примерах имеют разные знаки. (Осознание затруднения.)

3.

Чему сегодня будем учиться? (Формулирование проблемы.)

- Складывать числа разных знаков. (Учебная проблема как тема урока.)

(Слайд 12)Вторая возможность постановки учебной проблемы - подводящий диалог. Через вопросы и задания учитель подводит учеников к формулировке темы урока. В ходе беседы даются репродуктивные задания(вспомнив, выполним знакомое), и мыслительные задания (сравним, проанализируем). А последний вопрос задается на обобщение, ответом на него станет формулировка темы урока.

(Слайд 13)Например. 5-й класс. Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями.

В начале урока задания на повторение. Идет обсуждение повторение изученного ранее материала.

Учитель.

Ученики.

1.

- Как мы сравниваем обыкновенные дроби с одинаковыми числителями и знаменателями? Предлагаются примеры: Доклад Учебные ситуации на уроках математики в 5-6 классах

Учащиеся формулируют правила. Решают примеры.

(Слайд 14)2.

Предлагаются примеры. Сравнить Доклад Учебные ситуации на уроках математики в 5-6 классахЧем отличаются от предыдущих примеров?

- Числители и знаменатели разные.

3.

- Над чем на уроке будем работать?

- Сравнение обыкновенных дробей. (Тема урока.)

4.

- Над каким вопросом подумаем? (Побуждение к формулированию проблемы.)

- Правила сравнения обыкновенных дробей.

4.

- Какие дроби мы уже умеем сравнивать?

- С одинаковыми знаменателями и числителями.

5.

- Как же сравнить дроби с разными числителями и знаменателями?
- Какие есть гипотезы?

- Привести дроби к одинаковым числителю или знаменателю. (Формулировка правила, открытие нового знания.)

(Слайд 15)Третья возможность постановки учебной проблемы - сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема. Это может быть "яркое пятно" (сказка, фрагмент из художественного произведения) и "актуальность" (значимость темы).

Например. 6-й класс. Тема: Отрицательные числа.

Учитель: Первые числа появились натуральные, когда древний человек подсчитывал количество предметов. Когда же он столкнулся с делением меньшего числа на большее, пришлось "придумать" дробные числа. Однако и этих чисел оказалось мало. Когда люди занялись торговлей, им приходилось иметь дело с долгами и имуществом, поэтому возникла потребность в числах, которые в настоящее время называют отрицательными. Вот о таких числах поговорим сегодня на уроке.

Так же иногда на уроках для создания проблемных ситуаций использую следующие задания:

(Слайд 16)Задачи с несформулированным вопросом. Тонкая тетрадь в клетку стоит 5 руб., общая предметная тетрадь по математике - 45 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

(Слайд 17)Задачи с несколькими решениями. Три класса (5, 6, 7) посадили 120 рябинок. 5 класс посадил 25% всех рябинок, а 6 - 45% всех рябинок. Сколько рябинок посадил 7класс? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.

(Слайд 18)Задачи с излишними данными. Автомобиль проезжает за 2 часа 150 км, а автобус за 3 часа 180 км. Автомобиль был в пути 5 часов, а автобус 6 часов. На сколько скорость автомобиля больше скорости автобуса?

(Слайд 19)Задачи на нахождение ошибки. Постройте треугольник со сторонами 2 см, 3 см, 5 см и найдите его периметр.

Выход из созданной ситуации я предлагаю ребятам найти либо самостоятельно, либо в парах, либо в группах. Затем проводим обсуждение и делаем общий вывод.



(Слайд 20)Правильная постановка учебной ситуации - порождение у учеников мотивации к познанию нового на уроках математики.

Использование проблемных методов и приемов на уроке осуществляется по определенному алгоритму. Для начала необходимо продумать содержание учебной задачи, что бы она вызвала интерес у ребят, затем продумать и ее «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения

(Слайд 21)Данная технологическая схема позволяет целенаправленно добиваться высоких результатов на уроке, а самое главное не теряется интерес к предмету. Приходя на урок, ученики ожидают, чему удивятся сегодня.





© 2010-2022