Дидактические игры по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.




Помогите Буратино


Буратино решил примеры, но при проверке нечаянно задел носом чернильницу и залил ответы. Помогите ему восстановить ответы.

На листе ватмана рисунок Буратино, залитый чернилами. Примеры записаны на отдельной карточке и вставлены в рамку. Меняя задания, рисунок можно использовать много раз. Дети записывают ответы мелом на доске, рядом с примером.


Алло, ответ верен.


На столах у детей картонные телефоны. Дети работают парами. Решая примеры или выполняя задания по карточкам, или из учебника, ученик сообщает ответ в трубку телефона. Сосед по парте подтверждает его правильность

Этот игровой момент используется при устном счете, проверке и закреплении изученного материала.


Кто быстрее нарядит елочку.


Учитель прикрепляет к доске контурный рисунок человека или животного состоящий из одних чисел. Дети дают ему какое-то имя. Учитель спрашивает: «Знаете ли вы, сколько лет вашему человеку? Назовите, из каких чисел состоит рисунок, сложите их и узнаете, сколько ему лет».


Составь слово.


На доске написаны примеры. С другой стороны прикреплены карточки с числами, соответствующими ответам примеров. На обороте карточек написана соответствующая буква. Ученик решает пример, учитель переворачивает карточку с правильным ответом, и на доске в результате решения всех примеров выстраивается слово или слова.


Живая математика.


У учащихся, стоящих перед классом, на картонных сигналах различные числа. Учитель читает любой пример. Ученик, у которого число, соответствующее ответу примера, поднимает сигнал. Остальные проверяют. Затем учащиеся меняются.


Космонавты.


На доске изображения три ракеты с записью примеров. Из трех рядов образуются три команды. По мере того, как дети решают примеры, они подходят к доске и напротив примеров пишут ответы. Побеждает та команда, которая быстрее решит примеры, - они первыми поднимаются на ракете в космос.


Почтальон.


На партах у детей карточки - номера домов. Выбирается почтальон. Он берет письма, телеграммы, открытки. Затем выбирает себе любую корреспонденцию и решает задания, предложенное в ней. Определив ответ, он несет оставшиеся письма и открытки на ту парту, где номер дома тот же, что и ответ его задания. Ученик с этой парты становится почтальоном.


Помогите зайчатам.


На поляне играют зайчата. Вдруг их заметил волк. Зайчата насторожились, испугались. Ребята, давайте поможем зайчатам. Волк не заметит зайчика, если он спрячется за определенное число. У каждого ученика на парте карточки. На одной стороне ее изображен зайчик, на другой записано число. Дети должны поднять карточку с числом, дополняющим числом, названное учителем.

Так, учитель показывает карточку с зайчиком, с числом 12 и просит дополнить число до 20. Дети показывают карточки, на которых записано число, и закрывают зайчика. Зайчик спрятан. Аналогично, показывая недостающие до 20 числа, дети прячут остальных зайчат. Выигрывает тот, кто спрятал больше зайчиков.


Теремок.


Цель: закрепление знания таблицы умножения.

На доске висит таблица, на которой изображен теремок. Окошечки в нем закрыты карточками с примерами. Если ребенок правильно решил пример, то окошечко открывается, и дети видят, кто в тереме живет. Данную игру можно использовать не только при закреплении знания таблицы умножения, но и сложения и вычитания в пределах 10, состав чисел… В зависимости от цели игры, ее можно использовать с 1 - 4 класс. Жители теремка на разных уроках меняются. К работе привлекаются почти все ученики.


Рыболовы.


Цель: анализ двузначных и трехзначных чисел.

На наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и трехзначные числа. Соревнуются две команды по четыре человека в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит рыбу» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько значков в числе, его место в числовом ряду, разбор числа по десятичному составу. Если все ответы правильны - он «поймал» рыбку, если же была допущена ошибка - рыбка «уплыла», возвращается на место. Команда, поймавшая больше рыбок, выигрывает.

Сколько?

Цель: развитие внимания.

Дети кладут головы на парты и закрывают глаза. Учитель спрашивает, сколько в классе окон, сколько дверей, стен и т.д. На каждый вопрос отвечают несколько учеников. Класс контролирует ответы. Затем дети кладут на парту столько колечек или палочек, сколько в классе окон, дверей, стен и т.д.

Лестница.

Учитель рисует на доске несколько лестниц (для каждой группы детей). Рядом с каждой лестницей прикрепляет фигурку мальчика или девочки, а над лестницей - яблоки. Из группы отправляется к доске один ученик, который будет продвигать фигурки по лестнице. Учитель задает вопросы. Группа, которая ответит первой, получает право продвинуться на ступеньку вверх по своей лестнице. Можно организовать соревнование, кто первыми соберет яблоки, и кто первым доберется до верхней ступеньки.

Математический телефон.

Цель: закрепить приемы сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Обычно по телефону разговаривают двое: один спрашивает, другой отвечает, и наоборот. Учитель вызывает для разговора двух учеников. Они будут вести математический разговор: один будет задавать примеры на сложение однозначных чисел, другой - решать пример и называть ответ. Затем они поменяются ролями. А теперь ученики будут вести телефонный разговор друг с другом. Ученики 1 варианта будут задавать вопросы, а 2 - отвечать. Затем роли меняются.

Внимание, вам почта!

Цель: закреплять приемы сложения и вычитания в пределах 20 и умение в решении задач.

Учитель выдает ученикам карточки с цифрами. Диктор (один из учеников) объявляет: «Внимание, внимание! Поступила срочная математическая телеграмма для Иванова Коли. Прошу его зайти на почту (к столу учителя) за получением корреспонденции». Получивший математическую телеграмму зачитывает ее и отвечает на нее (в телеграмме может быть задача или пример). Все ученики контролируют, правильно ли отвечают на телеграмму.

Лишнее число.

Даны числа:1,6,10. Какое из них лишнее?

Лишним может быть число 1, т.к. оно не четное, а 10 и 6 - четные числа. Даже лишним может быть 10,т.к. оно двузначное, а 1 и 6 - однозначные. Да и число 6 может быть лишним, т.к. для написания двух других использована единица.

Даны числа: 6, 18,81. Какое число лишнее?

Сравнение чисел можно так же провести по признакам четности и нечетности, однозначности и двузначности, участия цифр 1 и 8 в написании. Кроме того, эти числа можно сравнивать и по наличию одинаковых делителей. Число 81 не делится на 6 или на 2, а числа 6 и 18 делятся.

Цифровая акробатика.

Цель: формировать вычислительные навыки.

Учитель вставляет карточки с цифрами в наборное полотно и сообщает правила игры. В этой игре ученики поочередно выходят к доске и располагают одну карточку с цифрой на другой, строя пирамиду цифр таким образом, чтобы их сумма равнялась числу 20. По ходу ее составления все ученики класса по знаку учителя хором называют каждый раз сумму полученной пирамиды цифр. Последний ученик дополняет полученную сумму до 20. После коллективной работы каждый ученик составляет свою пирамиду цифр с ответом 20. Здесь возможны разнообразные варианты набора чисел, при сложении которых получается число 20.Эти варианты пирамид учитель проверяет у 3 - 4 учеников. У большинства учащихся они совпадают.


По какой тропинке ты пойдешь?

Цель: систематизировать и обобщать знания учащихся по различным разделам программы.

Школьники на выходные дни вместе с учительницей решили отправиться на туристическую базу пешком через лес. К ней вели две тропинки. Учительница узнала, что одна из них после дождя затоплена водой. Чтобы предупредить об этом ребят, она предложила им игру загадку: догадаться по цепочкам примеров, по какой из тропинок связь с туристической базой не нарушена (по какой из них можно пойти успешно). Она зашифровала каждую тропинку цепочкой примеров такого вида:

1-я тропинка 2-я тропинка

9 + 14 5 + 17

14 + 9 17 + 5

23 = 14 + 9 22 = 17 + 5

23 - 14 22 - 14

23 - 9 22 - 5

В парах.

Ученикам раздаются карточки с числами. Учитель вызывает к доске двух учеников, которые должны определить закономерность, по которой их поставили в пару (Например, 0 и 7; 2 и 5; 3 и 4 - сумма чисел равна 7. Или: 9 и 6; 7 и 4; 5 и 2 - разность чисел равна 3). Когда известен принцип, остальные пары подбираются сами. Подобные игры можно проводить не только в школе, но и во время прогулок.


Угадай-ка!

Цель: формировать вычислительные навыки.

  1. Я задумала два числа, записанных на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедините их отрезками.

  2. Я задумала три числа, записанных на круге, сложила их и получила 20. Какие числа я задумала? Соедините их отрезками.

  3. Я из числа 20 вычла одно из чисел, которое стоит в круге, получила 12. Какое число я вычла? И т.д.




Задачи в стихах.


Пять зайчат сидят в углу,

Чистят репу на полу,

Насчитали 20 штук,

Как делить - забыли вдруг.

Мамы с папой нет нигде,

Помогите им в беде.


Три большие галки

Шли домой с рыбалки.

В сумке каждая из них

5 сельдей несла больших.

Сельди засолили, сосчитать забыли.

Сколько сельдей галки принесли с рыбалки?


К двум зайчатам в час обеда

Прискакали 3 соседа.

В огороде зайцы сели

И по 7 морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок?


Со двора 16 веток

Принесла коза для деток,

Положила на пол их.

Как делить на четверых?


На двух малютках-яблоньках

Росли четыре яблока.

В три раза больше на одной.

А сколько яблок на другой?


В девять сели в электричку

Мы на станции «Пески»,

А в двенадцать, как обычно,

Прибыли на «Васильки».

Сколько времени в пути были мы?

Ответ найди.


На солнышке 3 свинки.

Лежали, грели спинки.

А с ними 5 ягнят, копытцами стучат.

Играют, отдыхают

И не подозревают,

Что ребятишки в классе

Их ножки сосчитают.

Сколько же ножек?


У меня есть братик Миша

И сестреночка Ириша.

Сосчитайте поскорей,

Сколько же в семье детей?


Котик с мышкою дружил,

Мышке тапочки купил.

И на все четыре лапки

Натянула мышка тапки.

Побежала по тропинке

Да споткнулась о травинку.

С лапки тапочка упала - и куда-то запропала.

Тапку мышка не нашла - и без тапочки пошла.

Сколько тапочек осталось у мышки?


Слон, слониха, два слоненка

Шли толпой на водопой.

А навстречу три тигренка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей, сколько встретилось друзей.


Мышка зерна собирала,

По два зернышка таскала.

Принесла уж девять раз.

Каков мышкин стал запас?


Посылали молодицу по холодную водицу:

А водица далеко и носить-то нелегко

Два ведра по 10 раз - сколько ведер?

Не зевай, молодице помогай.


На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Зяблики на яблоню сели - посмотрели!

Прилетели весело - их десятка три.

Тут, смотри, еще летят

Их теперь уж пятьдесят.

Вы подумайте о том, сколько прилетело птиц потом?


На качелях две Елены,

А с мячом Иван, Игнат.

Две Ирины прибежали

На скакалках поскакать.

Валя, Зина и Егор -

Вот и в сборе весь наш двор.

А теперь скажите мне,

Сколько деток во дворе.


Сеть тяну, рыбу ловлю.

Попало немало:

7 окуней, 10 карасей, 1 ершок - и того в горшок.

Уху сварю, всех угощу,

Сколько рыб я сварю?


В зоопарке он стоял,

Обезьянок все считал:

Две играли на песке.

Три уселись на доске,

А двенадцать спинки грели.

Сосчитать вы всех успели?


Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал трех окуней,

Рыбак Евсей - восемь карасей

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?


Саша с Колей рыб удили

Девять рыбок наловили,

Кот к рыбам подобрался

Одну схватил и умчался.

Сосчитайте, ребята, скорей,

Сколько осталось рыб у друзей?




© 2010-2022