- Преподавателю
- Математика
- Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Булычева Е.Г. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики» (Слайд 1)
(Слайд 2)
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Настал момент, когда мы можем своими знаниями и переживаниями поделиться с подрастающим поколением. Что бы этот процесс был наиболее продуктивным важна система - система патриотического воспитания. А это значит, что процесс этот постепенный, длительный и конечно же комплексный. (Слайд 3) Для достижения этой цели на уроках математики я применяю следующие приемы:
-
Эпиграф на уроке: строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.
Например:
(Слайд 4)
-
«Человек есть дробь. Числитель это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства - не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
(Слайд 5)
-
"... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.
(Слайд 6)
-
«Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон. и др.
Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.
-
Задачи с историческим содержанием. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Задачи можно подобрать и не только на военную тематику, достижения нашей Родины огромны и в освоении космоса, и в географических открытиях, и в медицине, и в науке, и т.д. Простор для воображения учителя необъятен.
Например:
-
(Слайд 7)Записать числа, встречающиеся в тексте, с помощью цифр:
Вторая мировая война -величайшая трагедия всего человечества.
Жертвами войны и оккупации в Европе стали:
- СССР - более 27 млн. человек;
- Польша - 6 млн.;
- Югославия - 1700 тыс.;
- Франция - свыше 600 тыс. человек;
- Греция - более 400 тыс. человек;
- Нидерланды - 200 тыс. человек;
- Бельгия - 8 тыс. человек;
- Албания - более 7500 человек;
- Люксембург - 5 тыс. человек.
-
(Слайд 8,9)Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии
Боевые силы
Красная Армия
Германские войска
Личный состав
1200000
1800000
Количество танков
990
1700
Количество орудий
7600
14000
Количество самолётов
667
1390
-
(Слайд 10)Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.
Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
413
218
474
567
569
374
630
979
195
о
256
349
221
26
282
375
-
(Слайд 11)Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).Одна такая "восьмушка" была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города.
-
(Слайд 12,13)Во время предметной недели проводили проверку вычислительных навыков. Ответы к примерам были зашифрованы буквами. Решив все примеры правильно, ребята получили пословицу «Родина - мать, умей за нее постоять».
а) 0,71 + 0,8
б) 2,3 + 2,2
в) 5,4 + 1,3
г) 0,32 + 0,47
д) 1,8 +0,1
е) 17,02 + 3,56
ж) 12 + 1,2
з) 3,09 + 2,21
и) 22,9 8- 2,4
к) 5,35 - 3
л) 3,78 - 1,78
м) 1 - 0,3
н) 8 - 2,7
о) 3,5 -1,7
п) 9,863 -0
р) 18,62 -18,62
с) 6,86 * 3
т) 1,9 * 1
у) 0,3 * 6
ф) 0,18 * 10
х) 0,52 * 100
ц) 5 * 0,9
ч) 60 * 0,4
ш) 4,7 : 2
щ) 18 : 4
ы) 12,3 : 3
э) 9,4 : 4
ю) 1,4 : 0, 7
А
Д
Е
З
И
Й
М
Н
О
20,58
6,7
1,8
0
0,79
9,863
5,3
1,9
4,5
П
Р
С
Т
У
Ь
Я
-
52
1,51
24
2,35
0,7
2
4,1
13,2
-
Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение.
Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей малой Родине. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики.
Например:
-
(Слайд 14)Выполнить действия: а) (23∙15-100:25)+122; б) (17+27):(120-118). Ответами будут числа, которые обозначают количество боевых вылетов и число сбитых вражеских самолетов Ивановым Степаном Гавриловичем. Здесь уместно немного поговорить об этом человеке, кто он, где он жил и др.
-
(Слайд 15)При изучении темы сложение и вычитание рациональных чисел уместно воспользоваться такими данными, Кстати, данные нашли сами ребята.
Данные о численности населения в Таушинском поселении
Календарный год
Родились
Умерли
Приехали
Выбыли
Итог
2011
20
22
55
53
2012
26
17
45
55
2013
27
15
47
52
-
(Слайд 16)Решите пример и узнаете, в каком году открылась школа в селе Тауш.
-
(Слайд 17)Длина р. Быстрый Танып 345 км, по нашему району она протекает 108 км. Какая часть Таныпа протекает по
Чернушинскому району? Выразите дробью и сократите.
Кропотливые усилия педагогов, родителей и всего общества в целом обязательно приведут к формированию благородной личности, которая будет признавать свою причастность к судьбе своей Родины.
Закончить свое выступление я хочу словами стихотворения Юлии Друниной "О, Россия...". (Слайд 18)
О, Россия! С нелёгкой судьбою страна.
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу -
Без тебя, как без сердца, прожить не смогу!
(Слайд 19)