Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь

Краткое описание урока   Урок математики был проведен в 5Б классе. 5Б класс – класс средних способностей, есть учащиеся, которые умеют решать задачи творческого характера, а есть дети, не знающие таблицу умножения, имеющие слабые вычислительные навыки.   Данный урок является уроком  комплексного применения знаний и умений. Это третий урок по теме «Дроби».  Обучающиеся уже умеют читать, записывать обыкновенные дроби, знают определение правильной и неправильной дроби, умеют отмечать дроби на коор...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель: Шароглазова Светлана Николаевна

ОУ: МБОУ СОШ №11, г.Чита

Предмет: математика

Класс: 5Б

Авторы УМК: Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.

Тема урока: Что такое дробь. Решение задач на нахождение дроби от числа.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель деятельности учителя:

- формирование умения решать задачи на нахождение дроби от числа;

-закрепление умения читать, записывать дроби, изображать их на координатной прямой, различать понятия правильной и неправильной дроби.

Формировать УУД:

Личностные: формировать учебную мотивацию, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать коллективно; оценивать правильность выполнения действия; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения на уроке.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация, смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, работы в парах, карточки для рефлексии.

Приложение: план - конспект урока, раздаточный материал, краткое описание урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организа-

ционный этап. Организация внимания учащихся

Создать благо-приятный

психологический

настрой на работу

Приветствие, мобилизация внимания учащихся.

Читает стихотворение

, просит определить настроение с помощью смайликов

Включаются в деловой ритм урока; «сигнализируют»

смайликами свое настроение

Личностные:

самоопределение

Регулятивные:

оценка

2.Воспроиз-ведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

Организация устной работы

(презентация

«Мини-экзамен»)

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем, отвечают на вопросы со слайдов презентации

Регулятивные:

фиксация индивидуального затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей,

аргументация своего мнения.

Познавательные:

осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

3.Постанов-ка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание

условий для формирования внутренней потребности учеников

во включение в учебную

деятельность;

установить тематические рамки

Мотивирует

учащихся (отгадывание ребуса); вместе с ними определяет тему и цель урока

Формулируют тему урока; определяют цель урока; высказывают свои предположения об учебных задачах на урок

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Первичное закрепление:

- в знакомой ситуации:

- в измененной ситуации

Выявление пробелов первичного осмысления; коррекция пробелов; закрепление новых способов

действий

Организует и контролирует процесс решения задач

Работают в парах (задачи из карточки №1) и индивидуально (задачи из карточки №2) над решением задач;

три ученика работают у доски

Познавательные: формирование интереса к теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; умение договариваться между собой

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, оценивание ответа одноклассника

5. Физминутка. «Хлопушка»

Смена деятельности

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Выполняют упражнения

6. Применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Показать способы решения задач практического содержания на нахождение дроби от числа; формировать умение составлять грамотную краткую запись; рассмотреть виды задач на дроби, в частности, показать, что есть задачи на нахождение числа по его части

Организует и контролирует работу над решением задач; организует обсуждение решения задач.

Работа в группах, обсуждение задач, оформление краткой записи, анализ условия; подготовка к ответу

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; уметь договариваться друг с другом.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний

Личностные: формировать внимательность и аккуратность в вычислениях

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий по выполнению домашнего задания, указывая, что оно дается по выбору

Записывают домашнее задание, делая его выбор

Регулятивные:

умение правильно сделать выбор

8. Рефлексия (подведение итогов урока).

Дать качествен-

ную оценку работы класса и отдельных учащихся; научить учащихся оценивать результат учебной деятельности, адекватно определять уровень усвоения материала

Предлагает продолжить предложения :

1. Сегодня на уроке мне было…. (легко, обычно, трудно)

2. Новый материал я…(усвоил и могу применить; усвоил, но затрудняюсь применить; не усвоил)

3. Моя самооценка за урок…

Предлагает определить настроение.

Заслушивает выступления нескольких учащихся, выставляет отметки

Зачитывают свои предложения, осуществляют самооценку,

показывают свое настроение

Регулятивные:

адекватное понимание причин успеха и неудач; контроль и оценка результатов своей деятельности

Коммуникативные : умение выражать свои мысли, аргументировать.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема урока: «Решение задач на нахождение дроби от числа»

Цель деятельности учителя:

- формирование умения решать задачи на нахождение дроби от числа;

-закрепление умения читать, записывать дроби, изображать их на координатной прямой

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать коллективно; оценивать правильность выполнения действия; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения на уроке.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Количество часов: 1 час (урок 3 по теме «Что такое дробь»)

Оборудование: доска, проектор, экран, раздаточный материал (карточки с заданиями, смайлики, карточки для рефлексии), учебник, презентация.





Ход урока

I. Организационный этап. Организация внимания учащихся.

Учитель создает благоприятный настрой на урок, читает стихотворение.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В мир знаний отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока будут такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

- Проверим ваше настроение на урок (учащиеся показывают смайлики).

- Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

-Вспомните, что вы изучали на последних уроках? (ответы учащихся: доли, дроби, правильные и неправильные дроби, изображение дробей на координатной прямой)

-Проверим, как вы были внимательны на этих уроках, какие знания усвоили.

Проведем мини - экзамен (презентация). На слайдах вы видите задания, ответьте на вопрос.

Вопросы:

1.Какие дроби называют правильными?

2.Неправильная дробь - это…?

3.Прочитайте дроби:Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьУрок математики в 5 классе по теме Что такое дробь

4. Назовите все правильные дроби со знаменателем 7.

5. Буквой п обозначено число. Известно, что существует ровно одна правильная дробь со знаменателем п. Какое число обозначено буквой п?

6. Какие из точек А(Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьВ(Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь), С(Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь), Д(Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь), М(Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь) лежат на координатной прямой левее 1, какие - правее?

7. Назовите все неправильные дроби с числителем 6.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Экзамен сдан. Пройденный материал повторили. Но где же еще можно применять дроби? Отгадайте ребусы (дробь, задача).

-Используя эти слова, сформулируйте тему урока. (Решение задач на дроби) Если быть точнее: Решение задач на нахождение дроби от числа.

-Попробуйте сказать, а чему вы должны научиться. Какие учебные задачи вы поставили бы перед собой на этот урок? (ответы учащихся).

-Записываем дату, тему урока.

IV. Первичное закрепление:

- в знакомой ситуации:

-Вы уже умеете решать некоторые задачи на дроби. Давайте попробуем вспомнить это. У вас на столах лежат карточки с заданием №1. Прочитайте задание, посоветуйтесь в парах, со своим соседом и я жду ответа. Выполняем работу устно. Выслушиваются ответы учащихся.

Карточка №1. а) Сколько минут в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь часа?

б) Сколько минут в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь часа?

в) Сколько сантиметров содержится в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьметра?

г) Сколько сантиметров содержится в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь метра?

д) Найти Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь от 15.

- в измененной ситуации. А теперь берем карточку №2. Выполняем ее письменно. Кто желает пойти к доске? (3 учащихся)

Карточка №2.

1. Сколько минут в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьчаса; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьчаса?

2.Сколько сантиметров в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьметра; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьметра?

3.Найти Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь от 70; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьот 70.

Заслушиваются ответы учащихся. Оцените работу своих одноклассников.

V.Физминутка. «Хлопушка». Учащиеся хлопают, если названа неправильная дробь Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь ,Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь, Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь.

VI. Применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания), работа с текстом учебника. Работа по группам.

Задание: предложить оформление и свой способ решения задачи. Прежде нужно использовать разбор задачи № 636(а) из учебника.

Группа 1. №636 (б).

Группа 2. №637(а).

Группа 3. № 637(б).

Группа 4. № 638(а).

Группа 5. №638(б).

Группа 6. №642(б)

После работы учащиеся делают вывод, отвечая на вопрос:

-Что нужно уметь, для того, чтобы решать задачи на нахождение дроби от числа? (Надо уметь анализировать задачи, правильно составлять краткую запись или схему, быть внимательными при решении задач, ключом к решению задач является отыскание одной доли).

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание (творческого характера): Составить задачу на нахождение дроби от числа и из неё получить другие возможные задачи. Решить полученные задачи. Желательно, чтобы в задаче говорилось о нашей стране, крае.

Для тех, кто не сможет выполнить предложенное задание:№ 639,647.

VIII. Рефлексия (подведение итогов урока).

-Мы провели сегодня большую работу. Как вы думаете, достигли мы целей, которые поставили перед собой на этот урок? Оцените свою деятельность на уроке, ответив на вопросы, которые написаны на карточке №3. Ответы нужно просто подчеркнуть, карточки вложите в тетради.

Карточка №3.

1. Сегодня на уроке мне было…. (легко, обычно, трудно)

2. Новый материал я…(усвоил и могу применить; усвоил, но затрудняюсь применить; не усвоил)

3. Моя самооценка за урок…

-А теперь прошу определить свое настроение!

-Урок закончен. Спасибо за работу!

Тетради сдаются на проверку.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточка №1. а) Сколько минут в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь часа?

б) Сколько минут в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь часа?

в) Сколько сантиметров содержится в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьметра?

г) Сколько сантиметров содержится в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь метра?

д) Найти Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь от 15.

- в измененной ситуации. А теперь берем карточку №2. Выполняем ее письменно. Кто желает пойти к доске? (3 учащихся)

Карточка №2.

1. Сколько минут в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьчаса; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьчаса?

2.Сколько сантиметров в Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьметра; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьметра?

3.Найти Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробь от 70; Урок математики в 5 классе по теме Что такое дробьот 70.

Карточка №3.

1. Сегодня на уроке мне было…. (легко, обычно, трудно)

2. Новый материал я…(усвоил и могу применить; усвоил, но затрудняюсь применить; не усвоил)

3. Моя самооценка за урок…









ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Краткое описание урока

Урок математики был проведен в 5Б классе. 5Б класс - класс средних способностей, есть учащиеся, которые умеют решать задачи творческого характера, а есть дети, не знающие таблицу умножения, имеющие слабые вычислительные навыки.

Данный урок является уроком комплексного применения знаний и умений. Это третий урок по теме «Дроби».

Обучающиеся уже умеют читать, записывать обыкновенные дроби, знают определение правильной и неправильной дроби, умеют отмечать дроби на координатной прямой.

На данном уроке дети учатся применять полученные знания при решении задач на нахождение дроби от числа, хотя ранее учащиеся решали простейшие задачи. А сейчас им предлагается применить свои знания в измененной ситуации, они пробуют решать задачи на нахождение числа по его части.

На уроке реализован деятельностный подход. Дети учились ставить цель урока, пробовали формулировать тему урока.

Чтобы вовлечь учащихся в процесс обучения, были использованы фронтальная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. Использованные формы работы позволили вовлечь в работу всех учащихся, учили их работать сообща, выслушивать мнения одноклассников, оценивать свою работу и работу других, учились исправлять ошибки.

Этапы урока «плавно» переходили один в другой, что позволило постоянно вовлекать учащихся в работу, привлекать их внимание.

От организационного этапа до этапа рефлексии урок прошел в доброжелательной, спокойной обстановке. В конце урока обучающиеся высказали свои мнения об уроке: была ли достигнута цель урока, что предстоит еще решать, изучать, оценили свою работу.

Домашнее задание было дано на выбор: для тех, кто усвоил материал урока, предложено составить задачу на нахождение дроби от числа, но в задаче должно было говориться о нашей стране, Забайкальском крае; тем, учащимся, которым еще нужно поработать над темой, предложены задания из учебника.

14


© 2010-2022