• Преподавателю
  • Математика
  • Статья на тему: «Использование информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе»

Статья на тему: «Использование информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе»

«Использование информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе». В чем же заключается актуальность данной темы, мода это или необходимость.      В современном мире информационные технологии заполонили все области жизни, в частности и систему образования. Безусловно, использование ИКТ технологий это необходимость. Дети живут в цифровой среде и, приходя в  школу, они не должны попадать в ситуацию прошлого века.Компьютер-новое средство в обучении - высокий результат. Дети зар...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

«Использование информационно - компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе»

В чем же заключается актуальность данной темы, мода это или необходимость.

В современном мире информационные технологии заполонили все области жизни, в частности и систему образования. Безусловно, использование ИКТ технологий это необходимость. Дети живут в цифровой среде и, приходя в школу, они не должны попадать в ситуацию прошлого века.

Сравним парадигмы индустриального и информационного общества.

Компоненты

Образовательная парадигма индустриального общества

Образовательная парадигма информационного общества

Ценности

- образование для общественного производства;

  • образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры;

  • образование в интересах общества;

Мотивы

- обучение учащихся как обязанность; деятельность педагога как исполнение профессионального долга;

- заинтересованность учащихся в обучении, получение удовольствия от достижения результатов; заинтересованность педагога в развитии обучающихся удовольствие от общения с ними;

Нормы

- ответственность за обучение учащихся несёт педагог; авторитет педагога основан на соблюдении дистанции, требовании дисциплины и усердия;

- учащиеся принимают на себя ответственность за своё обучение; авторитет педагога основан на его личностных качествах;

Цели

- направленность обучения на приобретение научных знаний; обучение в молодости как «запас на всю жизнь»;

- направленность обучения на овладение основами человеческой культуры, компетенциями; учение в течение всей жизни;

Позиции участников учебного процесса

- педагог передаёт знания; педагог занимает позицию «над обучающимися»;

- педагог создаёт условия для самостоятельного учения; педагог работает совместно с обучающимися, взаимное партнёрство;

Контроль и оценка

- Контроль и оценка осуществляются преимущественно педагогом.

- Смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся.

Формы и методы

- иерархический и авторитарный методы; стабильная структура учебных дисциплин; стабильные формы организации учебного процесса; акцент на аудиторные занятия под руководством педагога;

- демократические и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; динамичная структура учебных дисциплин; динамичные формы организации учебного процесса; акцент на самостоятельную работу обучающихся;

Средства

- основным средством обучения является учебная книга;

- Учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно - телекоммуникационных систем и СМИ;

По данным всемирной организации труда выпускники школ 5-7 раз в течение жизни поменяют свою профессию. Поэтому, мы должны формировать умение учиться в течение всей жизни.

Перемены в технологиях приводят к глубинным изменениям в человеческом обществе, в жизни человека. Колоссально увеличился объём информации. Нельзя всё выучить.

  • 19 век-удвоение знаний, накопленных человечеством, каждые 50 лет.

  • Вторая половине 20 века- удвоение знаний каждые 10 лет.

  • Наше время-удвоение знаний каждые два года.

Колоссально изменились цели обучения в современном обществе. В качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Мегатенденции развития образования:

  • массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;

  • значимость, как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;

  • ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

  • адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

  • ориентация обучения на личность обучающегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Государство стимулирует и поддерживает развитие ИКТ. Информационные технологии давно пришли в школу.

  1. 1985: Обязательный курс «Основы информатики и вычислительной техники» (Компьютеризация образования)

  2. 1990: Использование ЭВМ в учебном процессе (Информатизация образования)

  3. С конца 90-х годов 20 века - программы и проекты, направленные на системное реформирование образование с целью ориентации на потребности глобального информационного общества:

- «Концепция формирования информационного общества в России» (28.05.1999)

- «Концепция модернизации образования России до 2010 года»

- ФЦП «Электронная Россия» 2002-2010 годы

ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» 2001-2005 годы

  • Проект «Информатизация системы образования (ИСО)» 2005-2010 годы

  • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212

  • Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) на 2006-2010

  • И др.

2002-2003: Поставка компьютеров в сельские школы

2004-2006: Поставка компьютеров во все школы

2006-2007: Подключение всех школ к Интернет

2007-2010: Поставка лицензионного ПО во все школы

2010: Внедрение ПСПО

4. С 2010 года: Создание ИКТ- насыщенной среды, распространение модели «1 ученик: 1 компьютер», разработка новых программ и проектов:

  • Федеральная целевая программа (ФЦПРО) на 2011-2015

  • Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:

  • Обновление образовательных стандартов

  • Система поддержки талантливых детей

  • Развитие учительского потенциала

  • Современная школьная инфраструктура

  • Здоровье школьников

Компьютер-новое средство в обучении - высокий результат. Дети заряжены на компьютеры. Но дело не в инструменте, дело в том, как он используется. Если процесс использования компьютеров организован правильно, тогда будут и результаты. Необходимо правильно выстраивать дидактику обучения, использовать новые формы, методы, средства в образовательном процессе.

Нам важно, конечно научить ребёнка базовым знаниям, но ещё более важно научить ориентироваться в этом мире, ещё более важно, чтобы он умел общаться, выстраивать отношения, делать что-то руками, головой, добиваться цели воспитывать характер. В классе 25 человек, все разные, разные способности, разные ограничения, учитель один. Государство ставит задачу индивидуализации образования, помочь каждому ребёнку развить лучшее, что в нем заложено и найти свою дорогу в жизни. Прежними технологиями этого добиться чрезвычайно трудно, учитель один - времени мало. А вот новые современные содержательные технологии, электронные учебники, электронные образовательные ресурсы, обучающие игры, электронные лаборатории дают возможность объяснения самых трудных вопросов отдать самому ребёнку, он может с этим разобраться дома в свободное время, лучше понять. ИКТ технологии позволяют, высвободит у учителя время, и дать ему новые ресурсы для индивидуальной работы с ребёнком. И тогда будут результаты, на выходе из школы будут грамотные образованные люди.

Литература:

  • Л.М. Сыромятникова. Педагогические советы: функии, содержание, планирование, методы, традиционные и нетрадиционные формы. -М.: Издательство «Глобус», 2010.

  • Гирба Е.Ю. и др. Презентаия профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя.- М.: УЦ «Перспектива», 2013.

  • Е.Г.Калинкина. Информатизация образования. Информационные технологии в управлении образованием. Презентация. НИРО.


© 2010-2022