- Преподавателю
- Математика
- Повторительно-обобщающее учебное занятие по математике по теме
Повторительно-обобщающее учебное занятие по математике по теме
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пакичева Т.Г. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
«БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Повторительно-обобщающее учебное занятие по теме:
«Логарифмы. Решение логарифмических уравнений и неравенств».
Преподаватель математики: Пакичева Татьяна Геннадьевна
Цели занятия:
-
Повторить теоретический материал. Уметь применять свойства при решении уравнений и неравенств. Обобщить приобретенные знания.
-
Систематизировать знания по данной теме.
-
Способствовать развитию мышления и речи, внимания и памяти.
-
Воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели.
-
Воспитывать культуру речи, познавательный интерес к математике.
-
Активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
Оборудование: проектор, опорные конспекты, карточки с заданиями, карточки с формулами.
Тип занятия: повторительно-обобщающее.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.
Ход урока.
Слайд №1.
«Математика - это искусство называть
разные вещи одним и тем же именем».
А.Пуанкаре
-
Организационный момент. Слайд №1.
Сегодня на занятии, мы заканчиваем изучать тему «Логарифмы. Решение логарифмических уравнений и неравенств». На сегодняшнем занятии мы повторим, что такое логарифм, что такое логарифмическая функция, свойства логарифмов и как они применяются при решении уравнений и неравенств, проведем проверочную работу.
-
Повторение теоретического материала.
-
Назовите общий вид логарифмической функции.(у = logax)
-
Что такое область определения функции? (допустимые значения аргумента х)
-
Какова область определения логарифмической функции? (Все положительные значения)
-
Что такое область значения функции? (допустимые значения у)
-
Какова область значения логарифмической функции? (все действительные числа)
-
Что такое а? (основание логарифма)
-
Какие значения может принимать основание? (а>0, а ≠ 1)
-
Приведите пример возрастающей логарифмической функции.
-
Приведите пример убывающей логарифмической функции.
-
От чего зависит монотонность логарифмической функции.
-
Какая функция изображена на рисунках? (слайд №2)
-
Что общего у этих функций?
-
Диктант.
Откройте тетради для проверочных работ. Сейчас на мои вопросы вы отвечаете либо «да», либо «нет». Да(+); Нет(-)
Вопросы - задания.
-
Функция у = loga х - логарифмическая при а>0, а ≠ 1, х>0.(+)
-
Область определения логарифмической функции является множество
действительных чисел.(-) -
Область значений логарифмической функции является множество
действительных чисел.(+) -
Функция у = log3 х- возрастающая.(+)
-
Функция у = loga х при 0<а<1 - возрастающая.(-)
-
График функции у = loga х пересекается с осью ОХ.(+)
-
График логарифмической функции находится в верхней
полуплоскости. (-) -
График логарифмической функции всегда находится в I и IV
четвертях.(+) -
График логарифмической функции всегда пересекает ОХ в точке (1;0).(+)
-
Существует логарифм отрицательного числа.(-)
-
Существует логарифм дробного положительного числа.(+)
-
График логарифмической функции проходит через точку (0;0).(-)
Ответы и критерии оценок на слайде №3.
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
+
-
+
+
-
+
-
+
+
-
+
-
Критерии оценок:
12 правильных ответов - оценка «5»
10-11 правильных ответов - оценка «4»
7-9 правильных ответов - оценка «3»
Проверяют учащиеся работу соседа (работа в паре).
-
Проверка знаний формул.
Мы с вами изучали свойства логарифмов, которые используют при решении уравнений и неравенств. На доске перед вами половинки формул. Собери формулу целиком и прочитай ее.
-
Устный счет.
Слайд №4 перед вами примеры устного счёта и ответы. Реши и выбери правильный ответ.
Д
ж
0
H
H
e
n
e
P
5
3
-3
1
1
0
-1
0
log, 7
-
Историческая справка.
Слайд №5
Джону Неперу принадлежит сам термин «логарифм», который он перевел как «искусственное число». Джон Непер - шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение пяти лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьезно занимался астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер пришел еще в 80-х годах XVI века, однако опубликовал свои таблицы только в 1614 году, после 25- летних вычислений. Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц».
Слово логарифм происходит от греческого (число) и (отношение) и переводится, следовательно, как отношение чисел. Выбор изобретателем (1594 г.) логарифмов Джоном Непером такого названия объясняется тем, что логарифмы возникли при сопоставлении двух чисел, одно из которых является членом арифметической прогрессии, а другое - геометрической.
Слайд №6.
Идеальный математик 18 века - так часто называют Эйлера. Он родился в маленькой тихой Швейцарии. В 1725 году переехал в Россию. Поначалу Эйлер расшифровывал дипломатические депеши, обучал молодых моряков высшей математике и астрономии, составлял таблицы для артиллерийской стрельбы и таблицы движения Луны. В 26 лет Эйлер был избран российским академиком, но через 8 лет он переехал из Петербурга в Берлин. Там "король математиков" работал с 1741 по 1766 год; потом он покинул Берлин и вернулся в Россию. Современное определение показательной, логарифмической и тригонометрических функций - заслуга Эйлера, так же как и их символик
Слайд №7.
Русский математик Аничков Д. С. о логарифмах: «Ежели под геометрическою прогрессиею, начинающеюся с единицы, подписана будет арифметическая прогрессия, начинающаяся с нуля, то числа, внизу подписанные, называются для верхних - логарифмы.
-
Работа в тетрадях. Один студент у доски. Повторение способов решения логарифмических уравнений и неравенств.
-
Решите уравнение:
(lgx)2 - 2 lgx -3 = 0
-
Решение уравнение:
log2(x + 1) + log2 (х + 3) = 3
-
Решите уравнение:
Log 3(х-2) + log3(x + 2) = log3(2x - 1)
-
Решить неравенство: log0,3(2x + 5) < 3
-
Решить неравенство: log2(2x + 5) < 3
-
Логарифмическая комедия.
Слайд №8. «Доказательство» неравенства 2>3
-
«Доказательство» неравенства 2>3
-
Рассмотрим неравенство
-
1/4>1/8
-
Затем сделаем следующее преобразование
-
(1/2)2>(1/2)3
-
Большему числу соответствует больший логарифм, значит,
-
2lg >3lg
-
После сокращения на lg имеем: 2>3
-
В чем ошибка этого доказательства?
-
В чем ошибка этого доказательства?
-
Решение: Ошибка в том, что при сокращении на lg не был изменен знак неравенства (> на <); между тем необходимо было это сделать, так как lg есть число отрицательное.
-
Проверочная работа по вариантам.
Вариант 1.
-
Упростите выражение:
-
Решите уравнение:
-
Решите уравнение:
-
Решите уравнение:
-
Решите уравнение:
-
Решите неравенство:
Вариант 2.
-
Упростите выражение:
-
Решите уравнение:
-
Решите уравнение:
-
Решите уравнение:
-
Решите уравнение:
-
Решите неравенство:
Вариант 3.
-
Упростите выражение:
-
Решите уравнение:
-
Решите уравнение:
-
Решите уравнение:
-
Решите уравнение:
-
Решите неравенство:
-
Домашнее задание
-
Итог занятия. Рефлексия