- Преподавателю
- Математика
- Методическое пособие для студентов по выполнению практических работ по стереометрии
Методическое пособие для студентов по выполнению практических работ по стереометрии
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рыбалкина М.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной профессиональный колледж»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ (РАЗДЕЛ СТЕРЕОМЕТРИИ)
2015 год
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов по специальностям технического профиля и призвано помочь усвоить курс стереометрии. В данном пособии представлен теоретический материал по основным темам стереометрии в конспективной форме.
Разработчик: Рыбалкина М.В., преподаватель математики ГБПОУ МО «Московский областной профессиональный колледж»
Учебно - методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов
Протокол № _________ от «____» __________20____ г.
Председатель ПЦК ___________М.В. Данилина
Краткое изложение теоретических вопросов сопровождается необходимыми простыми рисунками и формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов пространственных тел, изучаемых в разделе стереометрии.
Целью пособия является:
-
оказание помощи обучающимся, пропустившим по тем или иным причинам занятия;
-
воспитание навыков самостоятельной и индивидуальной работы;
-
выработка визуального образного мышления;
-
указание путей и возможностей в дальнейшем для решения стереометрических задач.
Пособие окажет помощь учащимся в создании конспекта по предмету в аудиторных и домашних условиях, поможет в изучении нового материала и в повторении, обобщении и систематизации пройденного, а также поможет в подготовке к экзаменам.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
-
общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;
-
умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
-
практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
Учебно-методическое пособие состоит из трех практических заданий, каждое из которых включает в себя краткий конспект с рисунками и систему контролирующих вопросов и заданий. Результаты практических работ необходимо оформить в тетради, а ответы контролирующих заданий сдать преподавателю для контроля.
Особенностью пособия является наглядность изложения теории, направленная на усвоение теоретических знаний по стереометрии и развитие пространственного воображения и индивидуальных интеллектуальных способностей обучающихся.
Практическое задание № 1. ПРИЗМА
ЦЕЛЬ работы: приобретение и закрепление знаний по теме «Призма».
ХОД работы:
-
Прочитайте текст.
-
Выполните краткий конспект в тетради, используйте активно рисунки.
-
Выполните отдельно контролирующие задания.
ПРИЗМА
-
Призмой называется многогранник, который состоит из двух плоских многоугольников, лежащих и разных плоскостях и совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих многоугольников.
Многоугольники ABCDE = A1B1C1D1E называются основаниями призмы. Многоугольники AA1B1B1, BB1C1C, … (параллелограммы) называются боковыми гранями призмы (рис. 1).
Рис. 1
Отрезки AA1, BB1, CC1… называются боковыми рёбрами. Перпендикуляр HH1 опущенный из какой-нибудь точки верхнего основания на плоскость нижнего основания, называется высотой призмы.
-
Призма называется треугольной, четырёхугольной и т.д., когда её основание-треугольник, четырёхугольник и т.д.
-
Призма называется наклонной, если её боковые рёбра не перпендикулярны к основаниям.
-
Призма называется прямой, если её боковые рёбра перпендикулярны основаниям.
-
Призма называется правильной, если она прямая и её основания - правильные многоугольники.
-
Плоскость, перпендикулярная к боковому ребру призмы, пересекает её грани. Полученный в сечении многоугольник называется перпендикулярным сечением (рис. 2).
Сечения призмы плоскостью
а) перпендикулярное сечение б) диагональное сечение
рис.2 рис.3
-
Площадь боковой поверхности - это сумма площадей всех боковых граней.
-
Площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы (на длину бокового ребра), т.е.
S=P·H
-
Площадь поверхности призмы - это сумма площадей всех граней.
-
Развертка
Площадь полной поверхности призмы
вычисляется по формуле:
Sполн = Sбок + 2Sосн.
Рис. 4
-
Объём прямой призмы вычисляется по формуле: V=Sосн · H
где Н-высота призмы; Sосн- площадь основания призмы.
-
Объем наклонной призмы вычисляется по формулам:
а)V=Sосн · H б)V=S · L
где S- площадь перпендикулярного сечения; L - боковое ребро
Контролирующие задания к теме «Призма»:
-
Изобразите наклонную пятиугольную призму
а) из одной ее вершины проведите высоту;
б) укажите стрелками элементы призмы;
в) постойте все диагональные сечения этой призмы.
-
Какая призма не имеет диагональных сечений?
-
Перечислите свойства правильной призмы.
-
Выпишите формулы объема и полной поверхности.
Практическое задание № 2. ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
ЦЕЛЬ работы: приобретение и закрепление знаний по теме «Параллелепипед».
ХОД работы:
-
Прочитайте текст.
-
Выполните краткий конспект в тетради, используйте активно рисунки.
-
Выполните отдельно контролирующие задания.
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
-
Параллелепипедом - называется призма, у которой основаниями служат параллелограммы. Параллелепипеды, как и всякие призмы могут быть прямые и наклонные.
-
Из определения следует:
-
у параллелепипеда все шесть граней - параллелограммы;
-
у прямого параллелепипеда четыре боковые грани - прямоугольники, а два основания - параллелограммы;
-
у прямоугольного параллелепипеда все шесть граней - прямоугольники.
-
-
В любом параллелепипеде:
-
противоположные грани равны и параллельны;
-
диагонали пересекаются в одной точке и делятся в ней пополам.
-
-
Все диагонали прямоугольного параллелепипеда равны.
-
Квадрат длинны диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трёх его измерений.
d2=a2+b2+c2
где a, b, c -измерения прямоугольного
параллелепипеда; d-диагональ.
-
Развертка
Площадь полной поверхности параллелепипеда
вычисляется по формуле:
Sполн = Sбок + 2Sосн
-
Объем параллелепипеда вычисляется по формуле:
V=Sосн · H
Объем прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле:
V = a · b · c
где a, b, c - измерения прямоугольного параллелепипеда.
Объем куба вычисляется по формуле:
V=a3
где a - ребро куба.
Контролирующие задания к теме «Параллелепипед»:
-
Какие виды параллелепипедов Вы знаете? Разместите их в схему.
-
Какие свойства параллелепипеда следуют из того, что он частный случай призмы?
-
Чем прямой параллелепипед отличается от наклонного?
-
В параллелепипеде проведено диагональное сечение. На какие многогранники разбился параллелепипед?
-
Сколько боковых граней наклонного параллелепипеда могут быть прямоугольниками?
Практическое задание № 3. ПИРАМИДА
ЦЕЛЬ работы: приобретение и закрепление знаний по теме «Пирамида».
ХОД работы:
1. Прочитайте текст.
2. Выполните краткий конспект в тетради, используйте активно рисунки.
3. Выполните отдельно контролирующие задания.
ПИРАМИДА
-
Пирамидой называется многогранник, который состоит из плоского многоугольника - основания пирамиды, точки, не лежащей в плоскости основания, - вершины пирамиды и всех отрезков, соединяющих вершину пирамиды с точками основания. На рисунке изображена пирамида SABCD, где АВСD - основание, точка S - вершина. Треугольники SAB, SBC, SCD, CDA называются боковыми гранями. Прямые SA, SB SC, SD называются боковыми рёбрами пирамиды. Перпендикуляр SO, опущенный из вершины на основание, называется высотой пирамиды и обозначается Н.
-
Сечение пирамиды, проходящее через вершину и диагонали, основания, называется диагональным сечением пирамиды.
ASC и BSD диагональные сечения
-
Пирамида называется треугольной, четырёхугольной и т.д., если её основание - треугольник, четырёхугольник и т.д.
-
Пирамида называется правильной, если основание её - правильный многоугольник, а высота её проходит через центр основания.
-
Боковые грани правильной пирамиды - равнобедренные треугольники, равные вежду собой.
-
Высота боковой грани правильной пирамиды называется апофемой пирамиды.
-
Треугольная пирамида называется также тетраэдром. Если все четыре грани тетраэдра - правильные треугольники, то и тетраэдр называется правильным.
-
Если пирамиду пересечь плоскостью, параллельной основанию, то:
-
боковые рёбра и высота разделяется на пропорциональные части;
-
в сечении получатся многоугольник, подобной основанию;
-
площадь сечения и основания относятся как квадраты их расстояний от вершины.
-
объём двух подобных тел относятся как кубы их соответствующих линейных размеров.
-
-
Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна произведению полупериметра основания на апофему.
Sбок =ph
где p-полупериметр основания; h- апофема.
-
Развертка пирамиды
Площадь полной поверхности вычисляется по формуле:
Sполн=Sбок+Sосн
-
Объём пирамиды вычисляется по формуле:
V=1/3 Sосн ·Н
-
Если пирамиду пересечь плоскостью, параллельной основанию, то получится новый многогранник, который называется усечённой пирамидой.
На рисунке треугольник ABC - нижнее основание, треугольник MNK - верхнее основание.
-
Для усечённой пирамиды площадь полной поверхности вычисляется по формуле:
Sполн=Sбок+S1+S2
где S1-площадь нижнего основания;
S2-площадь верхнего основания.
-
Объём усечённой пирамиды вычисляется по формуле:
где h - высота усеченного конуса.
Контролирующие задания к теме «Пирамида»:
-
Изобразите правильную четырехугольную пирамиду и покажите на ней стрелками основные элементы.
-
Нарисуйте развертку правильной четырехугольной пирамиды. Как найти площадь ее полной поверхности?
-
Перечислите свойства правильной пирамиды.
-
В пирамиде проведено сечение параллельно ее основанию. Как называются полученные части пирамиды?
-
Сколько диагональных сечений имеет шестиугольная пирамида?
ЛИТЕРАТУРА
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 10-11 кл. (базовый и профильный уровни) М.: Просвещение, 2014.
-
Афанасьева О.Н., Бродский Я.С., Павлов А.Л. Математика для техникумов. - М.: Наука, 2013.
-
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Высшая школа, 2012.
4. Погорелов А. В. Геометрия. 10-11 кл. - М. Дрофа, 2012.