- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре Мордкович
Рабочая программа по алгебре Мордкович
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Купцова О.А. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по алгебре 10 класс
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре для 10 класса составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования - М.: Дрофа, 2004
-
Примерной программы основного общего образования и авторской программы линии И.И. Зубаревой, А. Г. Мордковича.
-
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования.
-
Программы Алгебра и начала анализа 10-11 классы /А.Г. Мордкович/, 2007.
2. Цели и задачи.
Изучение алгебры в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средств моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
-
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
-
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
-
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
-
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
-
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
3. Изменения, внесенные в примерную(типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование.
Авторская программа рассчитана на 102 ч. В связи с этим добавлены 3 часа на повторение учебного материала.
4. Содержание учебного предмета (курса).
Глава 1. Числовые функции.
Числовые функции. Повторение понятия числовая функция и способы ее задания, свойств функции на примерах функций изученных в основной школе. Знакомство с обратными функциями.
Глава 2. Тригонометрические функции
Знакомство с моделями «числовая окружность» и «числовая окружность на координатной плоскости». Синус, косинус как координаты точки числовой окружности, тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента и связи между ними. Тригонометрические функции углового аргумента, радианная мера угла. Функции y=sin x, y=cos x, их свойства и графики. Формулы приведения. Периодичность функций y=sin х, y=cos x. Сжатие и растяжение графика функций, график гармонического колебания. Функции y=tg х, y=ctg x, их свойства и графики. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у = х.
Глава 3. Тригонометрические уравнения.
Первое представление о решении тригонометрических уравнений и неравенств. Арккосинус и решение уравнения cos х = а, арксинус и решение уравнения sin х = а, арктангенс и решение уравнения tg x = а, арккотангенс и решение уравнения ctg x = а. Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной; однородные тригонометрические уравнения.
Глава 4. Преобразование тригонометрических выражений.
Синус и косинус суммы и разности аргументов. Тангенс суммы разности аргументов. Формулы двойного аргумента, формулы понижения степени. Формулы половинного угла. Преобразования сумм тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование выражения A sin x + В cos x к виду С sin (x + t). Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Глава 5. Производная .
Числовые последовательности (определение, параметры, свойства). Понятие предела последовательности (на наглядно-интуитивном уровне). Существование предела монотонной ограниченной последовательности (простейшие случаи вычисления пределов последовательности: длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей; вычисление суммы бесконечной геометрической прогрессии). Предел функции на бесконечности и в точке. Понятие о непрерывности функции. Приращение аргумента, приращение функции. Определение производной: задачи, приводящие к понятию производной, определение производной, ее геометрический и физический смысл, алгоритм отыскания производной. Вычисление производных: формулы дифференцирования для функций у = С, у = kx+m, у = х, у = 1/х, у = sin х, у = cos x), правила дифференцирования (суммы, произведения, частного), дифференцирование функций у = х 3 , у = tg х, у = ctg x, у = х а , дифференцирование функции у =f(kx + m). Уравнение касательной к графику функции. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной. Примечание производной для исследования функций: исследование функций на монотонность, отыскание точек экстремума, построение графиков функций. Отыскание наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке, задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
Повторение
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра
Уметь:
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы и тригонометрические функции;
-
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь:
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
строить графики изученных функций;
-
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
-
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
Уметь:
-
вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы;
-
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
-
для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
Уметь:
-
решать рациональные уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
-
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
-
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
-
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
Уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера.
6. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
-
Л.А. Александрова Алгебра и начала анализа. Самостоятельные работы 10 класс. - М.: Мнемозина, 2006;
-
А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра и начала анализа, 10 - 11 класс. Контрольные работы. - М.: Мнемозина, 2005;
-
Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова. Алгебра и начала анализа, 10 - 11 класс. Тематические тесты и зачеты. - М.: Мнемозина, 2006;
-
Ф. Ф. Лысенко Математика ЕГЭ - 2007, 2008 . Вступительные экзамены. - Ростов-на-Дону: Легион;
-
С. М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов Задачи по алгебре и началам анализа 10-11 класс. - М.: Просвещение, 1990.
Литература:
-
А.Г. Мордкович Алгебра и начала анализа.10-11 класс. Учебник. - М.: Мнемозина, 2012;
-
А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская Алгебра и начала анализа.10-11 класс. Задачник. - М.: Мнемозина, 2012;
-
А.Г. Мордкович Алгебра и начала анализа.10-11.Методическое пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2005;
-
Башмаков М.И. Математика. Практикум по решению задач. Учебное пособие для 10 - 11 классов гуманитарного профиля. М., Просвещение, 2005;
-
Ивлев Б.И., Саакян С.И., Шварцбург С.И., Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса, М., 2000;
-
Лукин Р.Д., Лукина Т.К., Якунина И.С., Устные упражнения по алгебре и началам анализа, М.1989;
-
Шамшин В.М. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике, Феникс, Ростов-на-Дону,2004;
-
Ковалёва Г.И. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами по математике для подготовки к ЕГЭ, ч. I,II,III, Волгоград,2004;
-
Студенецкая В.Н. Математика: система подготовки учащихся к ЕГЭ, Волгоград,2004;
-
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
-
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Технические средства обучения:
1.Персональный компьютер
2.Принтер
3. Интерактивная доска с программой
4. Документ - камера
№
раздела
Наименование раздела
программы
Тема урока
Дата проведения урока по плану
Дата проведения урока фактически
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля
Количество часов
1
Повторение материала 7-9 классов, 5 ч.
Повторение
2.09
4.09
7.09
9.09
4
Основная
цель:
- формирование представлений о целостности и непрерывности курса алгебры 9 класса;
- овладение умением обобщения и систематизации знаний учащихся по основным темам курса алгебры 9 класса;
- развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики
Контрольная работа
Входная контрольная работа
11.09
1
2
Числовые функции,6 ч.
Определение числовой функции и способы
ее задания
14.09
16.09
2
Знать понятия: функции, область определения и множество значений. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума.
Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Степенная функция с натуральным показателем, её свойства и график. Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.
Контрольная работа
Свойства функций
18.09
21.09
2
Обратная функция
23.09
1
Контрольная работа «Числовые функции»
25.09
1
3
Тригонометрические функции, 23ч
Числовая окружность
28.09
1
Основная цель:
-формирование представления о числовой окружности, о числовой окружности на координатной плоскости.
-формирование умения находить значение синуса, косинуса, тангенса и котангенса на числовой окружности.
-овладение умением применять тригонометрические функции числового аргумента, при преобразовании тригонометрических выражений.
-овладение навыками и умениями построения графиков функций у=sinx, у=cosx, у=tgx,у=ctgx.
-развить творческие способности в построении графиков функций.
Контрольная работа
Числовая окружность на координатной плоскости
30.09
1
Синус и косинус.
2.10
1
Тангенс и котангенс
5.10
1
Тригонометрические функции числового аргумента
7.10
9.10
2
Тригонометрические функции углового аргумента
12.10
14.10
2
Формулы приведения
16.10
19.10
2
Контрольная работа
«Определение тригонометрических функций»
21.10
1
Анализ контрольной работы
23.10
1
Функция y=sin x, ее свойства и график
26.10
28.10
2
Функция y=cos x, ее свойства и график
30.10
9.11
2
Периодичность функций
11.11
1
Преобразование графиков тригонометрических функций
13.11
16.11
2
Функция y=tg x их свойства и графики
18.11
1
Функция y=ctg x их свойства и графики
20.11
1
Контрольная работа
« Свойства и графики тригонометрических функций »
23.11
1
Анализ контрольной работы
25.11
1
4
Тригонометрические уравнения, 15 ч.
Арккосинус и решение уравнения cos x=а
27.11
30.11
2.12
3
Основная цель:
-формирование представлений о решении тригонометрических уравнений на числовой окружности, об арккосинусе, арксинусе, арктангенсе и арккотангенсе.
-овладение умением решения тригонометрических уравнений методом введение новой переменной, разложения на множители.
-формирование умений решения однородных тригонометрических уравнений.
-расширить и обобщить сведения о видах тригонометрических уравнений.
Контрольная работа
Арксинус и решение уравнения sin x=а
4.12
7.12
9.12
3
Арктангенс и решение уравнения tg x=а.
11.12
1
Арккотангенс и решение уравнения сtg x=а.
14.12
1
Тригонометрические уравнения
16.12
18.12
21.12
23.12
25.12
5
Контрольная работа
«Тригонометрические уравнения»
11.01
1
Анализ контрольной работы
13.01
1
5
Преобразования тригонометрических выражений, 18ч.
Синус и косинус суммы и разности аргументов
15.01
18.01
20.01
3
Основная цель:
-формирование представлений о формулах синуса. косинуса, тангенса суммы и разности аргумента, формулы двойного аргумента, формулы половинного угла, формулы понижения степени.
-овладение умением применение этих формул, а также формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
-расширить и обобщить сведения о преобразовании тригонометрических выражениях, применяя различные формулы.
Контрольная работа
Тангенс суммы и разности аргументов
22.01
25.01
2
Формулы двойного аргумента.
27.01
29.01
1.02
3
Преобразование сумм тригонометрических функций в
произведение
3.02
5.02
8.02
10.02
12.02
5
Контрольная работа «Преобразование тригонометрических выражений»
15.02
1
Анализ контрольной работы
17.02
1
Преобразование выражения А sin x+Вcos x к виду Сsin (x+t)
19.02
22.02
2
6
Производная,28
Числовые последовательности и их свойства.
24.02
1
Основная цель:
-формирование умений применения правил вычисления производных и вывода -формул производных элементарных функций
-формирование представления о понятии предела числовой последовательности и функции.
-овладение умением исследования функции, с помощью производной, составлять уравнения касательной к графику функции
Контрольная работа
Предел последовательности
26.02
1
Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
29.02
2.03
2
Предел функции
4.03
7.03
2
Определение производной
9.03
11.03
2
Вычисление производных
14.03
16.03
18.03
30.03
4
Контрольная работа
« Определение производной и ее вычисление»
1.04
1
Анализ контрольной работы
4.04
1
Уравнение касательной к графику функции
6.04
8.04
2
Применение производной для исследования функции на монотонность и экстремумы
11.04
13.04
2
Построение графиков функций
15.04
18.04
20.04
22.04
4
Контрольная работа
« Применение производной к исследованию функций »
25.04
1
Анализ контрольной работы
27.04
1
Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке.
29.04
4.05
6.05
11.05
4
7
Обобщающее повторение, 10 ч.
Обобщающее повторение
13.05
16.05
18.05
20.05
23.05
25.05
27.05
7
Основная цель:
-формирование представлений о целостности и непрерывности курса алгебры и начала анализа 10 класса.
-овладение умением обобщения и систематизации знаний, учащихся по основным темам курса алгебры и начала анализа 10 класса.
-развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики.
Контрольная работа
Итоговая контрольная работа
30.05
1.06
2
Анализ контрольной работы
3.06
1
105