• Преподавателю
  • Математика
  • Статья на тему Использование метода моделирования при решении арифметических задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Статья на тему Использование метода моделирования при решении арифметических задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Использование метода моделирования при решении арифметических задач на уроках математики

в специальной (коррекционной) школе VIII вида

В статье раскрывается эффективность использования метода моделирования при решении арифметических задач на уроках математики в специальной школе VIII вида.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Ребенок с первых дней занятий школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Текстовые задачи - традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако в школьном курсе математики ему придается большое значение, так как такие задачи способствуют развитию логического мышления, речи и других качеств продуктивной деятельности обучающихся.

Учебная деятельность при решении задач складывается из умственных действий и осуществляется эффективно, если первоначально она происходит на основе внешних действий с предметами. Основной проблемой остается то, что дети не могут перейти от текста задачи к её краткой математической записи. Главное для каждого ученика на этом этапе - понять задачу, то есть уяснить, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными и искомыми параметрами.

В курсе математики текстовые задачи выступают, с одной стороны, как объект изучения, усвоения, формирования определенных умений, с другой стороны, текстовые задачи являются одним из средств формирования математических понятий. Задачи выполняют функцию связующего звена между теорией и практикой обучения, способствуют развитию мышления учащихся, вырабатывают практические навыки применения математики, являются основным средством развития пространственного воображения, а также эвристического и творческого начал. Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего, для формирования у детей полноценных знаний, определяемых программой, также формирует практические умения и вычислительные навыки.

Выступая в роли конкретного материала для формирования знаний, задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд и т.п.

Использование задач в качестве конкретной основы для ознакомления с новыми знаниями и для применения уже имеющихся у детей знаний играет исключительно важную роль и формирование у них элементов материалистического мировоззрения. Решая задачи, ученик убеждается, что многие математические понятия (число, арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике людей.

Данной проблемой занимались такие авторы, как Перова М.Н., Калиниченко А.В., Эк В.В., Зайцева С.А., Целищева И.И., Румянцева И.Б., но данный вопрос недостаточно изучен для применения к детям с интеллектуальной недостаточностью. Из-за структуры дефекта таких детей, мы видим, что дети часто встречаются с трудностями при решении текстовых арифметических задач.

Первичный анализ показал, что у детей имеются проблемы при оформлении краткой записи, то есть они не понимают условия задачи, что в дальнейшем ведёт к затруднениям при выборе решения задачи. Для улучшения результативности можно использовать различные методические приёмы, способствующие осмыслению текста задачи: представление жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней, разбиение текста задачи на смысловые части, отбрасывание несущественных слов в условии задачи и др.

Для того чтобы каждый ученик смог выделить все отношения между величинами при первичном анализе задачи, необходимо научить видеть (представлять)эти отношения. Поэтому одним из основных приёмов в анализе задачи с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является моделирование, которое помогает ученику не только понять задачу, но и самому найти рациональный способ её решения.

Я предположила, что использование метода моделирования позволит более эффективно организовать работу учащихся специальных коррекционных школ VIII вида по усвоению и решению текстовых арифметических задач.

Мною были выбраны три типа задач:

1. На увеличение в несколько раз;

2. На нахождение суммы одинаковых слагаемых;

3. На прямое приведение к единице.

На них я попробовала внедрить метод моделирования. Результаты исследования показали, что изменения, произошедшие в процессе обучения, учащихся решению текстовых арифметических задач с использованием метода моделирования дали следующие результаты: при решении задачи 1 типа качество знаний увеличилось на 34%, при решении задачи 2 типа - на 39%.

при решении задачи 3 типа - на 71%.

Проведя сравнительный анализ результатов на начало и конец эксперимента, я пришла к следующему выводу, что обучение с применением моделирования

повышает активность мыслительной деятельности учащихся, помогает понять задачу, осознать выбор действия, самостоятельно найти рациональный путь решения, установить нужный способ проверки, определить условия, при которых задача имеет решение или не имеет решения. Полученные данные не противоречат результатам исследований таких учёных, как М.Н. Перова, В.В. Эк, С.А. Зайцева, И.И. Целищёва, И.Б. Румянцева.

Таким образом:

- метод моделирования помогает формировать умение решать текстовые задачи;

- данный метод способствует повышению интереса учащихся к изучению математики.

Главным недостатком использования моделирования является отсутствие должного внимания на систематическое использование моделирования на уроках. Считаю, что использование метода моделирования должно идти в системе.

Целенаправленная работа по формированию приемов умственной деятельности должна начинаться с первых уроков математики. Действуя с различными предметами, пытаясь заменить один предмет другим, подходящим по заданному признаку. Дети должны научиться выделять параметры вещей, являющиеся величинами, т.е. свойства, для которых можно установить отношения «равно», «неравно», «больше», «меньше». Полученные отношения моделируются сначала с помощью предметов, графически (отрезками), а затем - буквенными формулами.

Итак, использование моделирования:

-помогает усвоить многие вопросы теории;

- способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности;

- имеет практическое значение: быстрота и правильность вычислений.

Благодаря моделированию, математические связи и зависимости приобретают для учеников смысл, а в процессе его использования происходит углубление и развитие математического мышления учащихся. Поэтому моделирование - это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности.

Для обучения детей решению текстовых арифметических задач с использованием метода моделирования необходимо создание рабочих тетрадей с соблюдением следующих требований к их разработке:

1.Рабочие тетради должны строиться с учётом общих педагогических принципов: научности, последовательности и систематичности, наглядности,

учёта возрастных и индивидуальных особенностей, сознательности и учёта

возрастных и индивидуальных особенностей, сознательности и активности учащихся, доступности.

2. При создании рабочих тетрадей учитель должен учитывать, что:

- материал необходимо давать концентрический;

- содержание задач каждого вида должно постепенно усложняться;

- информация, получаемая учеником по изучаемой теме должна дозироваться в соответствии с рекомендованной ему для обучения коррекционной

образовательной программой;

- на каждом занятии необходимо закреплять и отрабатывать полученные знаний, умения и навыки.

3. Для создания рабочих тетрадей необходимо учитывать требования к их содержанию:

-тексты задач должны быть адаптированными к данной категории учащихся для повышения их мотивации;

- для объяснения сложно воспринимаемых тем, понятий использовать инструкционные карточки с описанием пошаговых действий обучающегося (алгоритмы);

-разработать примерные модели схематичной записи часто встречающихся задач;

- в содержании тетради использовать магнитные листы и наборы схематических шаблонов;

- учитывать дифференцированный подход: для слабых учащихся шаблоны с изображением предметов, для сильных учащихся - схематичные (геометрические фигуры).

Тетрадь для работ по решению текстовых арифметических задач предназначена для учащихся коррекционных школ и служит для обобщения и закрепления учебного материала, изучаемого на уроках математики и для промежуточного и итогового контроля.

Создание рабочих тетрадей на основании выше изложенных принципов её построения и применение её в учебном процессе позволит:

- сформировать у учащихся познавательный интерес к математике;

- закрепить знание основных математических понятий, требуемых программой; - обучить детей решению задач с использованием метода моделирования;

-научить самостоятельно решать текстовые арифметические задачи и объяснять их результаты;

- научить пользоваться различными моделями при решении задач;

- использовать инструкционные карточки с описанием пошаговых действий (действовать по алгоритмам);

- выровнять темп работы детей на уроках.

Литература:

1. Зайцева С.А., Целищева И.И. и др. Методики обучения решению текстовых задач.- Шуя: ШГПУ, 2001. - 135с.

2. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб.для студ. дефект. фак. педвузов.- 4-е изд., перераб. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001.- 408с.

3. Перова М.Н., Калиниченко А.В. Использование моделирования в процессе обучения решению текстовых задач в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида // Дефектология.- 2004.-№6.- с.10-17.

4. Целищева И.И., Румянцева И.Б., Князева Т.И. Моделирование как основа обучения решению текстовых задач учащихся коррекционной школы VIII вида

// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2008.-№1.-с.22-28.

© 2010-2022