Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курсаМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский политехнический техникум»











Методические указания для студентов

по выполнению практических занятий

ПД.01 МАТЕМАТИКА


«общеобразовательный цикл»

основной профессиональной образовательной программы

по специальностям технического профиля






















Сызрань, 2014


ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

предметной (цикловой) комиссией

Методическим советом

математических и общих естественнонаучных дисциплин

ГБОУ СПО «СПТ»

Протокол № ______

Протокол № ______

от «___» _____________2014 г.

от «___» _____________2014 г.

Заместитель директора по учебной

Председатель: _____ Ю.Е.Кветкина

работе:____________Е.В.Вернер

Составитель: Разиева Т.С., преподаватель математики ГБОУ СПО «СПТ»

Методические указания для выполнения практических занятий) являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «СПТ» по специальностям технического профиля в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических занятий адресованы студентам очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практических занятий студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ



Название практических занятий


стр.

1

Построение графиков функций

7

2

Преобразование алгебраических выражений

10

3

Преобразование графиков тригонометрических функций

13

4

Преобразование тригонометрических выражений

16

5

Решение тригонометрических уравнений

19

6

Решение практических задач с применением вероятностных

методов


21

7

Вычисление пределов функции в точке и на бесконечности

26

8

Вычисление производной по формулам дифференцирования

29

9

Построение графиков функций

31

10

Вычисление интегралов

34

11

Вычисление площади поверхности многогранников

37

12

Вычисление объёма многогранников и тел вращения

40






























Введение


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические указания по дисциплине ПД.01 МАТЕМАТИКА для выполнения практических занятий созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практического задания, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

В результате освоения дисциплины ПД.01 МАТЕМАТИКА Вы должны:

знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

уметь:

  • выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений;

  • находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;

  • выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;

  • решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;

  • использовать графический метод решения уравнений и неравенств;

  • изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;

  • составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.

  • вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;

  • определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;

  • строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;

  • использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

  • находить производные элементарных функций;

  • использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;

  • применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;

  • вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;

  • вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.

В процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у Вас должны быть сформированы общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и общественную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентировать в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Все задания к практическому занятию Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практическом занятии Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения зачета по дисциплине или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие Вы должны найти время для его выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.


Желаем Вам успехов!!!

РАЗДЕЛ 1. АЛГЕБРА

Тема 1.2 Числовые функции


Практическое занятие № 1. Построение графиков функций

Учебная цель:

Применять на практике основополагающие понятия по теме «Функции и их свойства».

Учебные задачи:

  1. Повторить основные понятия по теме «Функция».

  2. Повторить свойства функции.

  3. Применять свойства функции к построению графиков функций.

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

  5. Чертежные принадлежности: (линейка).

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Числовой функцией называется такое соответствие между числовым множеством Х и множеством R действительных чисел, при котором каждому числу из множества Х сопоставляется единственное число из множества R. Множество Х называют областью определения функции. Функции обозначают буквами f, g, h и др. Если f - функция, заданная на множестве Х, то действительное число у, соответствующее числу х их множества Х, часто обозначают f(x) и пишут у = f(x).

Переменную х при этом называют аргументом. Множество чисел вида f(x) называют областью значений функции.



Основные свойства функции:

  1. Четность и нечетность. Функция y=f(x) называется четной, если для любых значений х из области определения f(-x)=f(x), и называется нечетной, если f(-x)=-f(x). В противном случае функция y=f(x) называется функцией общего вида.

  2. Монотонность. Функция y=f(x) называется возрастающей (убывающей) на некотором промежутке Х из области определения, если большему значению аргумента из этого промежутка соответствует большее (меньшее) значение функции.

  3. Ограниченность. Функция y=f(x) называется ограниченной на некотором промежутке Х из области определения, если существует число М>0, такое, что Практические занятия по математике для студентов 1 курса для любого Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

  4. Периодичность. Функция y=f(x) называется периодической с периодом Т>0, если для любых значений х из области определения f(x+T)=f(x-T)=f(x).

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Сформулируйте определение числовой функции.

  2. Что называют областью определения функции?

  3. Что называют графиком функции?

  4. Перечислите способы задания функции.

  5. Какую функцию называют возрастающей (убывающей)?

  6. Какую функцию называют четной (нечетной)?

  7. Какое число называют наименьшим (наибольшим) значением функции?

  8. Какая функция называется ограниченной?

Задания для практического занятия:

I вариант

II вариант

1. Найти область определения функции:

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

2. Установить четность или нечетность функции

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

3. Построить график функции:

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Инструкция по выполнению практического занятия

При выполнении заданий рассмотрите примеры:

Пример 1. Найти область определения функции

  1. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  2. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  3. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  4. Практические занятия по математике для студентов 1 курса).

  5. 2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  6. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  7. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  8. Практические занятия по математике для студентов 1 курса).

  9. 3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  10. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  11. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  12. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Пример 2. Установить четность или нечетность функции.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания 1-3.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Раздел.

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.


Тема 1.3 Степени и корни. Степенные функции


Практическое занятие № 2. Преобразование алгебраических выражений

Учебная цель:

Формирование навыков выполнять преобразования алгебраических выражений.

Учебные задачи:

  1. Повторить свойства степени с натуральным показателем и целым показателем.

  2. Выработать навык работы со степенями с рациональным показателем.

  3. Учить рассуждать и логически мыслить.

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Степень с натуральным показателем

Определение Степенью числа а с натуральным показателем n(n>1)

называется произведение n сомножителей, каждый из которых равен а.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Пример 1. Вычислить: Практические занятия по математике для студентов 1 курса.


153212

(3 5) 3

(3 7) 2

33

5332

7 2

35

5372

3 5 15.

35234

(5

7) 2 34

527 234

34

5272



Степень с целым показателем

Определение: Если a≠0, то a0=1. Выражение 00 не имеет смысла.

Определение: Если a≠0, и n- натуральное, то Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Выражение 0-n не имеет смысла

Пример 1. Вычислить: Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Пример 2. Упростите: Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Степень с рациональным показателем

Определение. Если a>0 и x- рациональное число, представленное дробью Практические занятия по математике для студентов 1 курса ,

где m - целое, и n≥2 - натуральное число, то:Практические занятия по математике для студентов 1 курса ;

если Практические занятия по математике для студентов 1 курсаи Практические занятия по математике для студентов 1 курса, то ax 0.

Например:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса,

Практические занятия по математике для студентов 1 курса






Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Что называют степенью с натуральным показателем?

  2. Что называют степенью с целым показателем?

  3. Что называют степенью с рациональным показателем?

  4. Свойства степени?

  5. Чему равно выражение 00?

  6. Какой вид имеет рациональное число?

  7. В виде обыкновенной дроби или бесконечной периодической десятичной дроби можно представить рациональное или иррациональное число?

  8. В виде бесконечной десятичной непериодической дроби какое число можно представить?

  9. Все свойства степени с натуральным показателем верны и для степени любым рациональным показателем, но с каким основанием?

  10. Какая ошибка в записи свойств степени?

    Практические занятия по математике для студентов 1 курса

    Практические занятия по математике для студентов 1 курса

    Практические занятия по математике для студентов 1 курса

    Практические занятия по математике для студентов 1 курса

    Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  11. Найди ошибку в записи Практические занятия по математике для студентов 1 курса=Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  12. Согласны ли вы с этим решением Практические занятия по математике для студентов 1 курса=Практические занятия по математике для студентов 1 курса=Практические занятия по математике для студентов 1 курса?

Задания для практического занятия:

I вариант

II вариант

1. Представьте выражение в виде степени с рациональным показателем:

а) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; б) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; в) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

а) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; б) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; в) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2. Представьте выражение в виде корня из числа или выражения

а) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; б) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; в) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

а) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; б) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; в) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3.Вычислите:

а) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; б) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

в) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; г) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

а) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; б) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

в) Практические занятия по математике для студентов 1 курса; г) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

  1. Упростите выражения

1. Практические занятия по математике для студентов 1 курса 2. Практические занятия по математике для студентов 1 курса 3. Практические занятия по математике для студентов 1 курса 4. Практические занятия по математике для студентов 1 курса 5. Практические занятия по математике для студентов 1 курса 6. Практические занятия по математике для студентов 1 курса 7. Практические занятия по математике для студентов 1 курса 8. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  1. Выполните действия:

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса 2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса 3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса 4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

5) Практические занятия по математике для студентов 1 курса 6) Практические занятия по математике для студентов 1 курса 7) Практические занятия по математике для студентов 1 курса 8) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Инструкция по выполнению практического занятия

  1. Познакомиться с конспектами лекций и краткой теоретической справкой.

  2. Ответить устно на контрольные вопросы.

  3. Используя конспекты лекций и краткие теоретические и учебно-методические материалы, решить практические задания.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания 1-3.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.


Тема 1.5 Тригонометрические функции


Практическое занятие № 3. Преобразование графиков тригонометрических функций

Учебная цель:

На конкретных примерах научиться преобразовывать графики тригонометрических функций.

Учебные задачи:

  1. Выработать навык построения графика с помощью таблицы первой четверти и ранее изученных свойств тр. функций.

  2. Сформировать понимание геометрического преобразования графиков.

  3. Учить рассуждать и логически мыслить,

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

  5. Чертежные принадлежности: (линейка).

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Пример1.

Построить график функции Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Решение:

Искомый график получается из графика функции Практические занятия по математике для студентов 1 курса в результате параллельного переноса вдоль оси абсцисс в отрицательном направлении на Практические занятия по математике для студентов 1 курса единиц.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Пример2.

Построить график функции Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Решение:

В начале график функции Практические занятия по математике для студентов 1 курса перенесем параллельно вдоль оси абсцисс на Практические занятия по математике для студентов 1 курса единиц в отрицательном направлении. Затем последний график перенесем параллельно вдоль оси ординат на 1 единицу вверх.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Пример 3.

Построить график функции Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Решение:

Первый шаг - параллельный перенос графика функции Практические занятия по математике для студентов 1 курса вдоль оси абсцисс на Практические занятия по математике для студентов 1 курса единиц в отрицательном направлении. Получим график Практические занятия по математике для студентов 1 курсаЗатем симметрия относительно оси абсцисс. Получим график Практические занятия по математике для студентов 1 курса Теперь растянем последний график от оси абсцисс в два раза ( увеличим расстояние от каждой точки графика Практические занятия по математике для студентов 1 курса до оси абсцисс в два раза).

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Как называется график функции y=sin x. Какими свойствами обладает эта функция?

2. Как называется график функции y= cos x. Какими свойствами обладает эта функция?

3. Как называется график функции y= tg x. Какими свойствами обладает эта функция?

4. Как называется график функции y= ctg x. Какими свойствами обладает эта функция?

5. Перечислите основные преобразования графиком функций.

Задания для практического занятия:

Постройте графики функций:

  1. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  2. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  3. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  4. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  5. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

  6. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Инструкция по выполнению практического занятия

  1. Познакомиться с конспектами лекций и краткой теоретической справкой

  2. Ответить устно на контрольные вопросы.

  3. Используя конспекты лекций, решить практические задания.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания 1-3.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.


Тема 1.6 Преобразование тригонометрических выражений

Практическое занятие № 4. Преобразование тригонометрических выражений

Учебная цель:

На конкретных примерах научиться преобразовывать тригонометрические выражения.

Учебные задачи:

  1. Развивать умение использовать формулы тригонометрии для преобразования выражений.

  2. Вычислять значения тригонометрических выражений, используя формулы и таблицу.

  3. Учить рассуждать и логически мыслить,

  4. Учить самостоятельно мыслить.

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Значения тригонометрических функций некоторых углов

0






sin

0


Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

1

0

-1

cos

1

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса


0

-1

0

tg

0

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

1

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

-

0

-

ctg

-

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

1

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

0

-

0

Основное тригонометрическое тождество и следствия из него:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Какие функции называются тригонометрическими?

  2. Дайте определение функции синус; косинус; тангенс; котангенс.

  3. При каких углах не определен тангенс? котангенс?

  4. Назовите значения тригонометрических функций углов 30, 45, 60.

  5. Какие значения может принимать синус? косинус? тангенс? котангенс?

  6. Определите знаки тригонометрических функций в зависимости от того, в какой четверти находится аргумент.

  7. Назовите основные тригонометрические тождества.

Задания для практического занятия:


1 вариант

2 вариант

1. Вычислите:

а) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

б)Практические занятия по математике для студентов 1 курса

а)Практические занятия по математике для студентов 1 курса

б)

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

2. Найдите значение выражения:

а) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

б)Практические занятия по математике для студентов 1 курса

а) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

б)Практические занятия по математике для студентов 1 курса

3. Упростите выражение:

а)Практические занятия по математике для студентов 1 курса

б)Практические занятия по математике для студентов 1 курса

а)Практические занятия по математике для студентов 1 курсаб) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

2. Найдите значение

Практические занятия по математике для студентов 1 курса, если Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса, если Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса, если

Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса, если

Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

Инструкция по выполнению практического занятия

  1. Познакомиться с конспектами лекций и краткой теоретической справкой

  2. Ответить устно на контрольные вопросы.

  3. Используя конспекты лекций, решить практические задания.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания 1-3.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.





























Тема 1.7. Тригонометрические уравнения


Практическое занятие № 5. Решение тригонометрических уравнений

Учебная цель:

Формирование навыков решения тригонометрических уравнений.

Учебные задачи:

  1. Научить различать различные виды тригонометрических уравнений, подбирать нужный алгоритм решения тригонометрического уравнения.

  2. Учить рассуждать и логически мыслить.

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

При |а| > 1 уравнения sin x = a и cos x = a корней не имеют!

Если правая часть уравнения - отрицательное число, то следует воспользоваться свойствами соответствующих обратных тригонометрических функций, тогда:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Назовите общее решение простейших тригонометрических уравнений.

  2. При каком значении а уравнения sin x = a и cos x = a не имеют корней?

Задания для практического занятия:


1 вариант

2 вариант

1.Решите тригонометрические уравнения:

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

5) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

6) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

7) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

5) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

6) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

7) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

2.Решить уравнение, сделав подстановку

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;


1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.


3.Решить уравнение методом разложения на множители

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

4.Решите уравнение, упростив левую часть:

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

Инструкция по выполнению практического занятия

  1. Познакомиться с конспектами лекций и краткой теоретической справкой

  2. Ответить устно на контрольные вопросы.

  3. Используя конспекты лекций, решить практические задания.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания 1-3.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.

Тема 2.3 Элементы математической статистики

Практическое занятие № 6. Решение практических задач с применением вероятностных методов

Учебная цель:

Научиться решать практические задачи с применение вероятностных методов.

Учебные задачи:

  1. Проверить навык вычисления вероятности.

  2. Научить решать задачи с практическим содержанием.

  3. Выработать навык применения формулы Бернулли и формулы Байеса.

  4. Учить рассуждать и логически мыслить,

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Пусть событие Практические занятия по математике для студентов 1 курса может наступить при условии появления одного из несовместных событий Практические занятия по математике для студентов 1 курса, Практические занятия по математике для студентов 1 курса, …, Практические занятия по математике для студентов 1 курса, которые образуют полную группу. Пусть известны вероятности этих событий и условные вероятности Практические занятия по математике для студентов 1 курса, Практические занятия по математике для студентов 1 курса, …, Практические занятия по математике для студентов 1 курса события Практические занятия по математике для студентов 1 курса. В поставленных условиях вероятность события Практические занятия по математике для студентов 1 курса можно найти по формуле:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

формулу называют формулой полной вероятности;

события Практические занятия по математике для студентов 1 курса, Практические занятия по математике для студентов 1 курса, …, Практические занятия по математике для студентов 1 курса называют гипотезами.


Формула Байеса( Бейеса)

Пусть H1,H2,...,Hn - полная группа событий и А - некоторое событие. Тогда по формуле для условной вероятности

Практические занятия по математике для студентов 1 курса (1)

Здесь P(Hk /A) - условная вероятность события (гипотезы) Hk или вероятность того, что Hk реализуется при условии, что событие А произошло.

По теореме умножения вероятностей числитель формулы (1) можно представить в виде

PПрактические занятия по математике для студентов 1 курса = PПрактические занятия по математике для студентов 1 курса= P(A /Hk) P(Hk)

Для представления знаменателя формулы (1) можно использовать формулу полной вероятности P(A)Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Теперь из (1) можно получить формулу, называемую формулой Байеса: Практические занятия по математике для студентов 1 курса

По формуле Байеса исчисляется вероятность реализации гипотезы Hk при условии, что событие А произошло. Формулу Байеса еще называют формулой вероятности гипотез. Вероятность P(Hk) называют априорной вероятностью гипотезы Hk, а вероятность P(Hk /A) - апостериорной вероятностью.

Теорема. Вероятность гипотезы после испытания равна произведению вероятности гипотезы до испытания на соответствующую ей условную вероятность события, которое произошло при испытании, деленному на полную вероятность этого события.

Формула Бернулли

Схема Бернулли - это когда производится n однотипных независимых опытов, в каждом из которых может появиться интересующее нас событие A, причем известна вероятность этого события P(A) = p. Требуется определить вероятность того, что при проведении n испытаний событие A появится ровно k раз.

Теорема Бернулли: Вероятность наступления ровно k успехов в n независимых повторениях одного и того же испытания находится по формуле:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

где p - вероятность «успеха», q = 1- p - вероятность «неудачи» в отдельном опыте.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Что называют полной группой события?

  2. Дайте определение независимого события.

  3. Дайте определение условной вероятности.

  4. Дайте определение совместных событий.

  5. Дайте определение несовместных событий.

  6. Сформулируйте правило умножения вероятностей.

  7. Сформулируйте правило умножения вероятностей.

  8. Что называется факториалом числа n?

  9. Сформулируйте теорему умножения событий.

  10. Сформулируйте теорему сложения событий.

  11. Формула условной вероятности.

  12. Формула полной вероятности.

Задания для практического занятия:

1.Из урны, в которой находится N белых и M черных шаров, вынимают наудачу R шара. Какова вероятность того, что R шаров окажутся черными.

Вариант

N

М

1)

12

7

2

2)

11

6

2

3)

10

5

3

4)

9

4

1

5)

8

3

2

6)

7

5

2

7)

6

4

2

8)

9

7

3

9)

10

5

2

10)

12

6

3

2. В ящике находится М деталей (разложены в случайном порядке). Из них стандартных деталей N. Рабочий берет наудачу три детали. Найти вероятность того, что, по крайней мере, одна из взятых деталей окажется стандартной (событие А).

Вариант

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

М

20

21

22

13

16

18

20

12

11

9

N

4

3

6

8

7

4

6

4

5

4


  1. Из 10 лотерейных билетов два выигрыш. Определить вероятность того, что среди взятых наудачу пяти билетов один выигрышный.

  2. В НИИ работает 120 человек, из них 70 знают английский язык, 80 - немецкий, 50 - оба языка. Найти вероятность того, что выбранный наудачу сотрудник не знает ни одного иностранного языка.

  3. Решить задачу по формуле Байеса. Из 10 учеников, которые пришли на экзамен по математике, трое подготовились отлично, четверо - хорошо, двое - удовлетворительно, один - не подготовился. В билетах 20 вопросов. Отлично подготовившиеся ученики могут ответить на все 20 вопросов, хорошо подготовившиеся - на 16, удовлетворительно - на 10 и не подготовившиеся - на 5 вопросов. Каждый ученик получает наугад 3 вопроса из 20. Приглашенный первым ученик ответил на все 3 вопроса. Найти вероятность того, что он отличник.

  4. Решить задачу по формуле Бернулли. Вероятность приема радиосигнала при каждой передаче равна 0,8. Найти вероятность того, что при пятикратной передаче сигнал будет принят ровно 4 раза.

  1. Баскетболист забрасывает мяч в корзину с вероятностью попадания Р =0,4. Что вероятнее: ожидать попадание трех мячей при четырех бросках или попадание четырех мячей при шести бросках?

  2. На остановке останавливаются 5 маршрутов автобусов, 3 маршрута троллейбусов и 2 маршрута трамваев. В нужном направлении следует 1 автобус, 2 трамвая и 2 троллейбуса. Найти вероятность того, что первым появится нужный транспорт.


  1. Найти вероятность того, что наудачу взятое двузначное число окажется кратным либо 3, либо 5, либо тому и другому одновременно.

Инструкция по выполнению практического занятия

Познакомьтесь с конспектами лекций и краткой теоретической справкой. При решении практических заданий, рассмотрите примеры.

Пример 1. На контроль поступают детали с двух станков. Производительность станков не одинакова. На первом станке изготовляют Практические занятия по математике для студентов 1 курса всех деталей, на втором - Практические занятия по математике для студентов 1 курса. Вероятность брака на первом станке Практические занятия по математике для студентов 1 курса на втором - Практические занятия по математике для студентов 1 курса. Найти вероятность того, что поступившая на контроль деталь бракованная.

Решение. Событие Практические занятия по математике для студентов 1 курса - поступившая на контроль деталь бракованная.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса и Практические занятия по математике для студентов 1 курса- события означающие, что деталь сделана соответственно на первом и втором станке.

Тогда по условию задачи:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Искомая вероятность:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Пример 2. В условиях задачи 1, проверенная деталь оказалась бракованной. Определить вероятность того, что она была изготовлена на первом станке.

Решение. Искомая вероятность Практические занятия по математике для студентов 1 курса-вероятность, что деталь изготовлена на первом станке, при условии что уже известно, что деталь бракованная.

По формуле Бейеса:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса .

Из примера 1: Практические занятия по математике для студентов 1 курса; Практические занятия по математике для студентов 1 курса; Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Искомая вероятность:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Пример 3. Монета бросается 10 раз. Какова вероятность двукратного появления герба?

Решение. Число опытов n=10, m= 2. Событие А - «успех» - выпадение герба. Тогда Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Ответ: 0,04395.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Решите задачи.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.




Тема 3.1 Производная


Практическое занятие № 7. Вычисление пределов функции в точке и на бесконечности

Учебная цель:

На конкретных примерах научиться вычислять пределы функции в точке и на бесконечности.

Учебные задачи:

  1. Закрепить умение вычислять пределы непрерывной функции.

  2. Научиться раскрывать неопределенности.

  3. Учить рассуждать и логически мыслить.

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Типы неопределенностей и методы их раскрытия

Часто при вычислении пределов какой-либо функции, непосредственное применение теорем о пределах не приводит к желаемой цели. Так, например, нельзя применять теорему о пределе дроби, если ее знаменатель стремится к нулю. Поэтому часто прежде, чем применять эти теоремы, необходимо тождественно преобразовать функцию, предел которой мы ищем. Рассмотрим некоторые приемы раскрытия неопределенностей.

I. Неопределенность вида Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Пример 1. Вычислить предел Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

Решение: При подстановке вместо переменной х числа 5 видим, что получается неопределенность вида Практические занятия по математике для студентов 1 курса. Для ее раскрытия нужно разложить знаменатель на множители: х2 -25 = (х-5)*(х+5), получили общий множитель (х-5), на который можно сократить дробь. Заданный предел примет вид: Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса. Подставив х=5, получим результат: Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса=Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса=Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса= Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Пример 2. Вычислить предел Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

Решение: При подстановке вместо переменной х числа 3 видим, что получается неопределенность вида Практические занятия по математике для студентов 1 курса. Для ее раскрытия разложим числитель и знаменатель на множители и сократим на общий множитель х-3. В результате получим новый предел, знаменатель которого при подстановке вместо переменной х числа 3 не равен нулю. Этот предел легко вычисляется по теоремам. Таким образом, неопределенность будет раскрыта.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Пример 3. Вычислить предел Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

Решение: При подстановке вместо переменной х числа 0 видим, что получается неопределенность вида Практические занятия по математике для студентов 1 курса. Для ее раскрытия воспользуемся первым замечательным пределом Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса и его следствием Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса. После чего предел легко вычисляется по теоремам. Таким образом, неопределенность будет раскрыта.

Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

I I. Неопределенность вида Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Пример 4. Вычислить предел Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

Решение: При подстановке вместо переменной х бесконечности (Практические занятия по математике для студентов 1 курса) видим, что получается неопределенность вида Практические занятия по математике для студентов 1 курса. Для ее раскрытия нужно числитель и знаменатель разделить на наивысшую степень, в данном случае на х. Получим:

Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса=Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса=Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса, т.к. величины Практические занятия по математике для студентов 1 курсаявляются бесконечно малыми и их пределы равны 0.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Дать определение предела переменной величины.

  2. Перечислить свойства пределов.

  3. Дать определение б.м. и б.б. величин.

  4. Даны величины: Практические занятия по математике для студентов 1 курса; Практические занятия по математике для студентов 1 курса; Практические занятия по математике для студентов 1 курса;Практические занятия по математике для студентов 1 курса. Предел каких величин равен 0 при а?

Задания для практического занятия:


1 вариант

2 вариант

Вычислите пределы:

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

5) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

6) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

7) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

8) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

9)Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

10)Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

5) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

6) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

7) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

8) Практические занятия по математике для студентов 1 курса

9)Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

10)Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

Инструкция по выполнению практического занятия

  1. Познакомиться с конспектами лекций и примерами в краткой теоретической справке

  2. Ответить устно на контрольные вопросы.

  3. Используя конспекты лекций и примеры, решить практические задания.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания 1-3.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.









Тема 3.1 Производная


Практическое занятие № 8. Вычисление производной по формулам дифференцирования

Учебная цель:

На конкретных примерах научиться находить производные различных функций.

Учебные задачи:

  1. Закрепить умение вычислять производной функции.

  2. Учить рассуждать и логически мыслить.

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Таблица производных основных элементарных функций:

1. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

2. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

3. Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

4. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

5. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

6. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

7. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

8. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

9. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

10. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

11. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

12. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

13. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

14. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

15. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

16. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

17. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

18. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

19. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

20. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Дать определение производной.

  2. Записать формулы дифференцирования.

  3. Чему равна производная постоянной?

Задания для практического занятия:


1 вариант

2 вариант

1.Найдите производную:

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

5) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

6) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

7) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

8) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

5) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

6) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

7) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

8) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

2.Вычислить производную функции, используя правила дифференцирования

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

3.Решите уравнения Практические занятия по математике для студентов 1 курса f' (х) = 0.

f' (х) = Практические занятия по математике для студентов 1 курса + Практические занятия по математике для студентов 1 курса - Практические занятия по математике для студентов 1 курсах2 - 3х;

f' (х) = Практические занятия по математике для студентов 1 курса + Практические занятия по математике для студентов 1 курсах3- Практические занятия по математике для студентов 1 курса - 2х

Инструкция по выполнению практического занятия

  1. Познакомиться с конспектами лекций и краткой теоретической справкой

  2. Ответить устно на контрольные вопросы.

  3. Используя конспекты лекций, решить практические задания.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.


Тема 3.1 Производная


Практическое занятие № 9. Построение графиков функций

Учебная цель:

Научиться применять производную при исследовании функций.

Учебные задачи:

  1. Научиться применять производную для исследований функций на монотонность и экстремумы.

  2. Научиться строить графики функций.

  3. Учить рассуждать и логически мыслить.

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

  5. Чертежные принадлежности: (линейка).

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Общая схема исследования функций с помощью производной


  1. Нахождение области определения функции.

  2. Проверка того, является ли функция четной, нечетной, периодической или эта функция - функция общего вида.

  3. Определение точек пересечения с осями координат.

  4. Нахождение критических точек (точек, в которых производная равна нулю или не существует).

  1. Определение промежутков возрастания и убывания функции

(промежутков, на которых производная положительна или отрицательна).

  1. Определение экстремумов функции.

  2. Исследование функции на выпуклость, вогнутость, определение точек перегиба (исследование проводится по второй производной функции).

9. Уточнение графика функции по точкам (произвести окончательное уточнение графика, в особенности на участках, где информация о нем недостаточна).

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Что такое интервалы монотонности?

  2. Что такое max и min для функции?

  3. Вспомнить алгоритм исследования функции на экстремумы.

Задания для практического занятия:


1 вариант

2 вариант

Исследовать и построить график функции:

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Инструкция по выполнению практического занятия

Для решения практических заданий рассмотрите пример.

Пример. Исследовать функцию Практические занятия по математике для студентов 1 курса и построить ее график:

Решение:

  1. Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

  2. Функция нечетная, т.к. Практические занятия по математике для студентов 1 курса. Следовательно, она симметрична относительно начала координат.

  3. Точки пересечения графика с осью ОХ:Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

Точки пересечения графика с осью ОY:Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

  1. Исследуем функцию на монотонность и точки экстремума:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса, Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Функция возрастает наПрактические занятия по математике для студентов 1 курса; функция убывает на Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса - точка максимума, Практические занятия по математике для студентов 1 курса - точка минимума.

x

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

-1

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

1

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

+

0

-

0

+

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

возраст.

2

убывает

-2

возраст.


макс.


мин.


  1. Исследуем функцию на вогнутость, выпуклость и точки перегиба:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Функция вогнута наПрактические занятия по математике для студентов 1 курса, выпукла на Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса - точка перегиба.

x

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

0

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

-

0

+

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

вогнута

0

выпукла


перегиб




  1. Построим график функции:

Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
















Тема 3.2. Первообразная и интеграл


Практическое занятие № 10. Вычисление интегралов

Учебная цель:

Сформировать навыки простейшего интегрирования с помощью таблицы интегралов.

Учебные задачи:

  1. Закрепить умение находить неопределенные интегралы для элементарных функций.

  2. Учить рассуждать и логически мыслить.

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

  5. Чертежные принадлежности: (линейка).

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Таблица интегралов

1. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

2. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

3. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

4. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

5. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

6. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

7. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

8. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

9. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

10. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

11. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

12. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

13. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

14. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

15. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

16. Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Действие вычисления неопределенного интеграла данной функции называется интегрированием данной функции.

Очевидно, что действие интегрирования обратно по отношению дифференцированию.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Что такое неопределенный интеграл?

  2. Как проверить результаты интегрирования?

  3. Сколько первообразных может быть у одной функции? Как называется это свойство?

Задания для практического занятия:

1 вариант

2 вариант

1.Вычислить неопределенный интеграл:

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

5) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

6) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

5) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

6) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.

2.Вычислите интеграл

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

1) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

2) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

3) Практические занятия по математике для студентов 1 курса;

4) Практические занятия по математике для студентов 1 курса.


Инструкция по выполнению практического занятия

Для решения практических заданий рассмотрите пример.

Пример 1. Пользуясь таблицей основных интегралов и свойствами неопределенного интеграла, найти интегралы.

Практические занятия по математике для студентов 1 курсаПрактические занятия по математике для студентов 1 курса

Решение.

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.





Тема 4.3 Многогранники


Практическое занятие № 11. Вычисление площади поверхности многогранников.

Учебная цель:

Сформировать навыки вычисления площади поверхности многогранников

Учебные задачи:

  1. Отработать умения вычисления площади поверхности; начертательные навыки при изображении геометрического тела и его развёртки.

  2. Развивать умения систематизировать и анализировать информацию, делать выводы, умение понимать и использовать математические средства наглядности для решения прикладных задач.

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

  5. Чертежные принадлежности: (линейка).

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Формулы для вычисления площади поверхности правильных многогранников.

Sтетр.= 4.Практические занятия по математике для студентов 1 курса= a2Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Sокт.= 8.Практические занятия по математике для студентов 1 курса=2a2Практические занятия по математике для студентов 1 курса

S икос.= 20.Практические занятия по математике для студентов 1 курса= 5a2Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Sгекс.=6а2

Sдод.= 12.Практические занятия по математике для студентов 1 курсаPr= 6Pr.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Что такое многогранники?

  2. Виды многогранников.

  3. Что такое призма и пирамида?

  4. Какие виды правильных многогранников вы знаете?

Задания для практического занятия:

Задача 1. Дана правильная четырехугольная пирамида со стороной основания 2 см и высотой боковой грани 6 см. Найдите площадь

боковой поверхности пирамиды.

По данным развертки

  1. Сделать чертеж многогранника

  2. Сделать модель многогранника

  3. Найти полную поверхность


РАЗВЕРТКА

ЧЕРТЕЖ

ПОЛНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

Практические занятия по математике для студентов 1 курса


?

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

РАЗВЕРТКА

ЧЕРТЕЖ

ПОЛНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

6

5

?

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Задача 2. Вычислите площадь боковой поверхности правильной треугольной пирамиды, если ее высота 9см, а апофема равна 18см.

Задача 3. В прямоугольном параллелепипеде стороны основания относятся как 7:24, а площадь диагонального сечения равна 50 кв. см. Вычислите площадь боковой поверхности.

Задача 4

Практические занятия по математике для студентов 1 курсаСколько примерно листов железа размером 2х0,8 м (шифера размером 1,5х1) (черепицы, размером 0,4х0,4) необходимо для покрытия крыши? Чему равны затраты на его приобретение?

Инструкция по выполнению практического занятия

  1. Ответить устно на контрольные вопросы и решить практические задания.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания .

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.

Тема 4.5 Объёмы многогранников и тел вращения


Практическое занятие № 12. Вычисление объёма многогранников и тел вращения

Учебная цель:

Научиться применять на практике формулы для вычисления различных объемов.

Учебные задачи:

  1. Закрепить умение находить объемы многогранников и круглых тел.

  1. Развивать умения систематизировать и анализировать информацию, делать выводы, умение понимать и использовать математические средства наглядности для решения прикладных задач.

Обеспеченность занятия:

  1. Тетрадь для практических занятий

  2. Раздаточные материалы (инструкционные карты)

  3. Ручка.

  4. Карандаш простой.

  5. Чертежные принадлежности: (линейка).

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Практические занятия по математике для студентов 1 курса

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Что такое объем и какими свойствами он обладает?

  2. Чему равен объем цилиндра, конуса, шара?

  3. Как найти объем призмы, пирамиды, прямоугольного параллелепипеда, куба?

Задания для практического занятия:

Вариант 1

Вариант 2

Решить задачу:

1) Определить объем прямоугольного параллелепипеда по 3-м его измерениям:

а = 8, в =1,3, с =6

а = 18, в =0,1, с =2

2) Ребро свинцового куба равно А см. Вычислить массу свинцового куба, если св=11400 кг/см3.

А = 16

А = 24

3) Боковая поверхность правильной треугольной пирамиды 18 дм. Найти объем этой пирамиды, если высота боковой грани 4 дм.

3) Диагональ основания правильной четырехугольной пирамиды 1,8 м, высота 4,5 м. Найти объем.

4) Образующая конуса а см, составляет с плоскостью основания угол b. Определить объем конуса, если:

а = 3, b=45

а = 4, b=30

Инструкция по выполнению практического занятия

  1. Познакомиться с конспектами лекций и краткой теоретической справкой

  2. Ответить устно на контрольные вопросы.

  3. Используя конспекты лекций, решить практические задания.

Порядок выполнения отчёта по практической работе:

1. Выполнить задания.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала (устно).

3. Оформить отчёт по практической работе.

Образец отчёта по практической работе:

Тема.

Учебная цель.

Название практической работы.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.





© 2010-2022