Урок по геометрии для 9 класса по теме: «В одной задаче - вся планиметрия »

Урок геометрии в 9 классе по теме: «В одной задаче - вся планиметрия ».   Цели урока: Обучающие: ·         повторить и систематизировать курс планиметрии на примере решения одной  задачи разными способами; ·         продолжить формирование умений и навыков по решению задач; ·         проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме. Развивающие: развитие навыков исследовательской деятельности (анализ, сравнение, обобщение); развивать логическое мышление для осознанного восприятия учебного материала; ·         продолжить работу по развитию математической речи. Воспитывающие: ·         продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради; ·         развитие познавательного интереса при исследовательской деятельности,      уверенности в собственных силах. Формирование универсальных учебных действий: ·         личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным. ·           регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным; ·          познавательные действия: уметь определять применение различных способов решения задачи; ·         коммуникативные действия:  уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу. Дидактические средства: ·         проектор и мультимедийная презентация; ·         карточки с заданиями; ·         листы А4; Ход урока Организационный момент Сообщение темы и плана работы на уроке. Девиз урока: Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия.                                                           Д. Пойа   Фронтальная работа Повторение необходимого теоретического материала: - теорема Пифагора; - формула Герона; - теорема косинусов; - формула площади трапеции; - признаки подобия  треугольников.   3. Работа в группах Решение поставленной задачи. Комплектуются четыре группы по уровню подготовленности учащихся.    Задача.     Земельный участок, имеющий форму трапеции, отдан под спортивный городок. Найдите  площадь земельного участка, у которого основания равны 15см и 5см, а боковые стороны равны 8см и 6см. Группам предлагается решить данную задачу тем или иным способом. Каждой группе предлагается соответствующая карточка, на которой указан примерный план решения        задачи. Карточка №1 Теорема Пифагора Рассмотрим прямоугольный треугольник АВН (АВ=6см, АН= х см).              По теореме Пифагора выразим ВН. Рассмотрим прямоугольный треугольник СЕD (СD=8см, DЕ=(10- х) см ).       По теореме Пифагора выразим СЕ. ВН=СЕ. Составим соответствующее уравнение относительно х.Найдем высоту трапеции.Найдем площадь трапеции.   Карточка №2 Формула Герона 1.      Выполним дополнительное построение: СЕ II ВА. 2.      Четырехугольник АВСЕ является параллелограммом. 3.      Рассмотрим треугольник СЕD: по формуле Герона найдем его площадь. 4.      Зная площадь треугольника и его основание, найдем высоту. 5.      Найдем площадь трапеции.   Карточка №3 Подобие треугольников Выполним дополнительное построение: АВСD=Е.Рассмотрим треугольники АЕD и ВЕС.Из подобия этих треугольников найдем стороны ВЕ и ЕС.По формуле Герона найдем  площадь треугольника АЕD.По формуле Герона найдем  площадь треугольника ВЕС.Найдем площадь трапеции.   Карточка №4 Теорема косинусов Рассмотрим параллельные прямые ВС и АD и секущую ВD.
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок геометрии в 9 классе по теме: «В одной задаче - вся планиметрия ».


Цели урока:

Обучающие:

  • повторить и систематизировать курс планиметрии на примере решения одной задачи разными способами;

  • продолжить формирование умений и навыков по решению задач;

  • проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме.

Развивающие:

  • развитие навыков исследовательской деятельности (анализ, сравнение, обобщение);

  • развивать логическое мышление для осознанного восприятия учебного материала;

  • продолжить работу по развитию математической речи.

Воспитывающие:

  • продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради;

  • развитие познавательного интереса при исследовательской деятельности, уверенности в собственных силах.

Формирование универсальных учебных действий:

  • личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

  • регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

  • познавательные действия: уметь определять применение различных способов решения задачи;

  • коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу.

Дидактические средства:

  • проектор и мультимедийная презентация;

  • карточки с заданиями;

  • листы А4;

Ход урока

  1. Организационный момент

Сообщение темы и плана работы на уроке.

Девиз урока:

Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия. Д. Пойа


  1. Фронтальная работа

Повторение необходимого теоретического материала:

- теорема Пифагора;

- формула Герона;

- теорема косинусов;

- формула площади трапеции;

- признаки подобия треугольников.

3. Работа в группах

Решение поставленной задачи.

Комплектуются четыре группы по уровню подготовленности учащихся.

Задача.

Земельный участок, имеющий форму трапеции, отдан под спортивный городок. Найдите площадь земельного участка, у которого основания равны 15см и 5см, а боковые стороны равны 8см и 6см.

Группам предлагается решить данную задачу тем или иным способом.

Каждой группе предлагается соответствующая карточка, на которой указан примерный план решения задачи.

Карточка №1

Теорема Пифагора

Урок по геометрии для 9 класса по теме: «В одной задаче - вся планиметрия ».

  1. Рассмотрим прямоугольный треугольник АВН (АВ=6см, АН= х см).

По теореме Пифагора выразим ВН.

  1. Рассмотрим прямоугольный треугольник СЕD (СD=8см, DЕ=(10- х) см ).

По теореме Пифагора выразим СЕ.

  1. ВН=СЕ. Составим соответствующее уравнение относительно х.

  2. Найдем высоту трапеции.

  3. Найдем площадь трапеции.

Карточка №2

Формула Герона

Урок по геометрии для 9 класса по теме: «В одной задаче - вся планиметрия ».

  1. Выполним дополнительное построение: СЕ II ВА.

  2. Четырехугольник АВСЕ является параллелограммом.

  3. Рассмотрим треугольник СЕD: по формуле Герона найдем его площадь.

  4. Зная площадь треугольника и его основание, найдем высоту.

  5. Найдем площадь трапеции.

Карточка №3

Подобие треугольников

Урок по геометрии для 9 класса по теме: «В одной задаче - вся планиметрия ».

  1. Выполним дополнительное построение: АВУрок по геометрии для 9 класса по теме: «В одной задаче - вся планиметрия ».СD=Е.

  2. Рассмотрим треугольники АЕD и ВЕС.

  3. Из подобия этих треугольников найдем стороны ВЕ и ЕС.

  4. По формуле Герона найдем площадь треугольника АЕD.

  5. По формуле Герона найдем площадь треугольника ВЕС.

  6. Найдем площадь трапеции.

Карточка №4

Теорема косинусов

Урок по геометрии для 9 класса по теме: «В одной задаче - вся планиметрия ».

  1. Рассмотрим параллельные прямые ВС и АD и секущую ВD.

  2. Урок по геометрии для 9 класса по теме: «В одной задаче - вся планиметрия ».<ВDН=<DВС, следовательно, cos ВDН =cos DВС.

  3. Пусть ВD= х.

  4. Рассмотрим треугольник ВDС. По теореме косинусов выразим угол DВС.

  5. Рассмотрим треугольник ВDА. По теореме косинусов выразим угол ВDН.

  6. Составим соответствующее уравнение относительно х.

  7. По формуле Герона найдем площадь треугольника АВD.

  8. По формуле Герона найдем площадь треугольника ВСD.

  9. Найдем площадь трапеции.

4. Работа у доски

Представитель каждой группы решает задачу своим способом. Учащиеся записывают этот способ к себе в тетрадь. Другой представитель от той же группы комментирует решение.

5. Самостоятельная работа

Решить задачу любым способом.

Длины оснований 10см и 24см, длины боковых сторон 13см и 15см. Найти площадь и высоту трапеции.

6. Рефлексия

Продолжить фразу:

  • Мне было интересно...

  • Мы сегодня разобрались...

  • Я сегодня понял, что...

  • Мне было трудно...

7. Подведение итогов урока.

На этом уроке мы с вами повторили и систематизировали курс планиметрии на примере решения одной задачи разными способами.

Вы молодцы. Отличного вам дня! Я была рада с вами встретиться и продуктивно поработать.

Учитель ставит оценки за урок учащимся.

8. Задание на дом

Решить задачу любым способом.

Задача. Длины боковых сторон АВ и СД трапеции АВСД равны соответственно 8см и 10см, а длина основания ВС равна 2см. Биссектриса угла АДС проходит через середину стороны АВ. Найдите площадь трапеции.

© 2010-2022