Формирование общеучебных умений и навыков у студентов

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Формирование общеучебных умений и навыков на предметах естественно-математического цикла.

Образование представляет собой социальный феномен, а потому в соответствии с развитием общества, изменениями в социокультурной ситуации необходима модернизация образования.

Важным направлением при этом выступает необходимость разработки и средств связи образования с жизнью, подготовки выпускников, способных успешно интегрироваться в социум. Сегодня не достаточно вооружить обучающихся хорошими знаниями, умениями, необходимо научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит учащихся необходимо научить:

• основам организации собственной учебной деятельности;

Это одна из важнейших групп общеучебных умений и навыков, в которую входят:

  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены учебного труда;

  • принятие учебной цели;

  • выбор способов деятельности;

  • работа консультантом;

  • планирование организации контроля труда.

• способам поиска, переработки и представления информации;

Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:

  • чтение текста;

  • работа с учебником;

  • практическая работа;

  • работа с дополнительной литературой;

  • работа со справочной литературой;

  • усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи


  • • приемам и методам умственного труда;

  • сравнение;

  • анализ;

  • систематизация;

  • обобщение;

  • абстрагирование;

  • моделирование;

  • классификация;

  • причинно-следственные связи;

  • мысленный эксперимент.


• основам коммуникативных умений.

  • Письменная речь: конспектирование, умение писать диктанты, правильно оформлять работу.

  • Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.

  • Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…

Развитие науки и техники в последнее время происходит все убыстряющимися темпами. Одной из основных проблем современного образования является противоречие между возрастающим объемом научных знаний и ограниченными возможностями человека в их усвоении. Та информация, которую мы в состоянии передать учащимся на уроках, составляет лишь малую долю всего содержания и только малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. Для того чтобы ученику адаптироваться к постоянно и быстро изменяющимся условиям жизни в информационном обществе необходимо умение ориентироваться в информационном пространстве, критически подходить к отбору информации, получать новые знания в ходе собственной познавательной деятельности.

Оценку конечного результата деятельности учителя осуществляют путем определения сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности.

Приёмы и методы формирования ОУУН на уроках математики.

  1. Первый этап - диагностика.

Методы и приёмы: анкетирование, анализ письменных работ и устных ответов учащихся, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, тесты, дидактическая игра.


  1. Второй этап - постановка целей и мотивация.

Методы и приёмы: словесные, наглядные в виде таблиц, схем, проблемно- поисковые, когда при разрешении проблемной ситуации учащиеся убеждаются в необходимости применения новых навыков; использование исторического материала, выявление практической значимости материала, поощрение учащихся.

Цели и задачи формирования каких- либо ОУУН должны быть согласованы с целями обучения, поставленными перед определённым уроком математики.

  1. Третий этап - инструктаж.

Методы и приёмы: памятки, инструкции, беседы, организация самостоятельного нахождения и осознания составляющих приёма или метода

  1. Четвёртый этап - практические упражнения.

Особенность этой работы в том, что формирование ОУУН проходит не на каких-то специальных заданиях, а при выполнении программных упражнений по математике.

Методы и приёмы многообразны. Это и предварительное планирование решения задачи, и работа с таблицами, графиками, статистическими данными, диаграммами.

  1. Пятый этап - оперативный контроль и коррекция процесса.

Методы и приёмы: самостоятельные работы, контрольные работы, методы взаимоконтроля, самоконтроля, упражнение « Найди ошибку» и т. д.

Корректирующие действия по отработке приёма:

беседы, коллективный и индивидуальный анализ ошибок, работа по их исправлению, примеры и контрпримеры, индивидуальные карточки- памятки, индивидуальные и дифференцированные задания.

  1. Шестой этап- применение усвоенных навыков.

Методы и приёмы: теоретические обобщения, организация ситуаций практического применения усвоенных ОУУН.

  1. Седьмой этап - обобщение и перенос усвоенных приёмов

(в стандартных и нестандартных ситуациях)

Методы и приёмы: объяснительно - иллюстративные, проблемные частично - поисковые, методы практической и самостоятельной работы, методы репродуктивного и вариативного воспроизведения и применения ОУУН.

  1. Восьмой этап - закрепление.

Используются обобщающие уроки, самостоятельная учебная деятельность учащихся по изучению материала, по решению стандартных и нестандартных задач, работы исследовательского характера, домашняя работа учащихся, самостоятельное применение усвоенных навыков ОУУН в других предметах естественно - математического цикла.

  1. Девятый этап - обучение нахождению новых приёмов.

Методы и приёмы: обобщение частных случаев решения учебных задач, перестройка и перенос известного приёма, конкретизация и специализация общих приёмов, аналогия, составить приём, обратный данному, нахождение новых приёмов, опираясь на анализ содержания изучаемого теоретического материала.

На всех этапах формирования ОУУН полезно учитывать возможности внеклассной работы: факультативных, кружковых занятий, мероприятий предметных декад, олимпиад, конкурсов.

Из опыта работы формирования ОУУН на уроках математики.

Психолого- педагогические условия образовательного процесса в «Калачевском техникуме интернате» .

Организационные условия.

  1. Форма организации учебного процесса: классно - урочная, лекционно - семинарские занятия.

  2. Избранные технологии педагогического процесса:

  • предметные технологии

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- информационные технологии;

- технология уровневой дифференциации;

- технология индивидуального подхода;

- традиционная технология обучения;

  • технологии психолого - педагогического сопровождения

-диагностика индивидуальных психологических особенностей;

- тестирование общеучебных умений и навыков;

- индивидуальное сопровождение студентов группы риска.

4. Условия, обеспечивающие реализацию образовательных программ:

- современное содержание образования;

- наличие высококвалифицированных педагогов;

- материально- техническое обеспечение образовательного процесса;

-наличие учебных программ, утвержденных (рекомендованных) МО и науки РФ;

-наличие библиотеки и читального зала;

-выделена линия в Internet;

-спортивный зал;

-педагоги дополнительного образования, сурдопереводчик, психолог, социальный педагог;

- имеется сайт техникума.

  1. Количество часов математики на первом курсе 290 часов в год.

Школьный психолог составляет карты психолого - педагогических особенностей учащихся, которыми располагают все учителя и учитывают эти данные в своей работе.

В этих картах указаны пол, возраст, тип темперамента, наличие или отсутствие хронических заболеваний, тип мышления по ведущему полушарию, психологические проблемы (агрессивность, депрессивность, тревожность и пр.).

Эта информация очень помогает выстроить урок не «по шаблону», а именно личностно - ориентировано, выбирая тот комплекс приёмов и методов, который является наиболее подходящим для данного студента на данном уроке.

На уроках математики можно успешно развивать коммуникативную культуру учащихся и организационные навыки.

Развитию коммуникативных умений способствуют следующие виды работы на уроке.

Это - работа в парах, когда учащиеся

а) решают разные, но однотипные задачи, а потом проводят взаимоконтроль;

б) решают задачи разных типов, а потом обмениваются информацией по их решению;

в) изучают текст учебника по частям, а затем обмениваются информацией;

г) проводят совместную работу практического или исследовательского характера;

д) работают в режиме практикума - « цунами», когда тот, кто справляется с заданием быстрее, представляет решению учителю и помогает решить тому, кто затрудняется;

е) сдают зачёт - «цунами», когда учитель заранее опрашивает 3-4 человек, те принимают зачёт ещё у 3-4, которые, в свою очередь, принимают зачёт, и т. д) Количество сдавших быстро увеличивается, и за 20 минут можно опросить весь класс.

Таким образом, можно опрашивать доказательства теорем по геометрии и любой устный материал;

Особенно такой метод помогает при работе со студентами с ограничением или полным отсутствием слуха.

© 2010-2022