Конспект урока по математике на тему Задача 1 класс

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок критического мышления по математике в 1 классе
Тема: «Задача"
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: Формирование представления о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), способность к их выделению из произвольных текстов.
Задачи:
- познакомить с частями задачи: научить делать краткую запись; познакомить с записью решения задачи;
- закрепить навык счета в пределах 9;
- развивать аналитические способности, речь, мыслительные операции.
Оборудование: таблички с названиями частей структуры урока, таблички со значениями многозначного слова « Задача», таблички со словами: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ; четыре текста задачи на плакате.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами будет урок математики. Проверьте, вы готовы к уроку?
Учитель. Ребята, посмотрите на доску. У нас в гостях Солнышко ( на плакате изображение большого улыбающегося Солнышка). А какое настроение у нашего гостя? Вот и мне хочется, чтобы вы были веселыми, чтобы у вас было хорошее настроение. А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легко. Начнем работать.
2. Фаза вызова.
- Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня на уроке мы работаем по следующим правилам: ( на доске схема урока).
Повторяем то, что знаем.
Узнаем новое.
Учимся писать.
Работаем дружно.
Узнаем мнение товарища.
1. Загадки.
Учитель. Отгадайте мои загадки и по первым буквам узнаем тему урока.
- Что добро всегда побеждает в сказках? ( Зло).
- Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный . ( Арбуз).
-Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь).
- Четвертый месяц как шагнет,
Так с треском лопается лед .( Апрель).
- Очень медленно ползет,
Панцирь на себе везет. ( Черепаха).
- Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
Учиталь. Какое слово получилось? (Задача).
Дети формулируют тему урок.
Учитель. А сейчас мы с вами вспомним все, что знаем о задаче.
2. Игра « Верю - неверю» ( ставим «+» или « -«).
(Игру можно провести с обсуждением)
Учитель. Верите ли вы, что я прочитала задачу?
-Мурка, кошка-мышеловка,
Съела трех мышей в кладовке.
И сейчас к норе подкралась…
Цап! Еще одна попалась.
Вот так Мурка!
Сколько ей
Удалось поймать мышей?(4). +
Верите ли вы, что я прочитала задачу?
-Уменьши 9 на 4. (5). -
Верите ли вы, что это задача?
-Объясни, что означают выражения
3+4 4+3 7-4 7-3 +
Верите ли вы, что это задача?
-Первое слагаемое 6, второе слагаемое = 3. Чему равна сумма? -
Верите ли вы, что это задача?
- 20 шишек у сосны
Было только до весны.
Ветерок весной подул,
10 шишек он смахнул.
Сколько шишек на сосне
Улыбается тебе ? (10). +
Верите ли вы, что это задача?
- Апельсин разделили пополам, а потом еще пополам. Сколько частей получилось? ( 4 части). +
Проверяем + - + - + +.
У кого правильно, дети поднимают карточку со знаком !,
у кого есть ошибки - ?.
3. « Мозговой штурм» для стимуляции высказываний детей по теме: « Задача» ( по времени 3-5 мин.). Дети дают возможные ответы по теме, а учитель фиксирует на доске.
Физминутка.
3. Стадия осмысления.
Учитель. А что вы знаете о лексическом, толковом значении слова « Задача»? ( Высказывания детей).
Задача- слово многозначное.
1. Учитель раздает листочки каждому учащемуся со значением слова «задача». Ребята на полях делают пометки:

+ - знал уже

! - абсолютно новое
- - это противоречит тому, что я знал
? - я хочу знать об этом больше
1) то, что требует исполнения, разрешения ( боевая задача, выполнить задачу);
2) упражнение, которое выполняется посредством вычисления ( математическая задача);
3) сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения ( научная задача);
4) о чем-то трудновыполнимом, сложном ( нужно успеть в разные места. Задача!).
Обсуждение с детьми выполненной работы. В КОРЗИНУ ИДЕЙ МЫ СЛОЖИМ ВСЕ, ЧТО ЗНАЕМ О ЗАДАЧЕ.
Учитель. Ребята, мы сегодня будем говорить о математической задаче. И вам уже приходилось решать похожие задачи. Попробуйте сейчас найти задачу из предложенных текстов. Работаем в парах ставим»+», «-»

  1. «У Тани 4 гриба» ( нет)
    2. «У Тани 4 гриба, а у Саши-2 гриба».( нет).
    3. « У Тани 4 гриба, а у Саши-2гриба. Сколько грибов у Тани и Саши вместе?»( да).
    4. « На сколько яблок больше, чем груш?»( нет).
    ( В результате обсуждения учащиеся должны установить, что задачей является только третий из представленных текстов и что текст задачи должен состоять из двух частей. Далее обсуждается только третья задача).
    - Что в данной задаче известно? ( У Тани 4 гриба, а у Саши-2 гриба).
    - То, что в задаче известно,- это условие (вывешивается табличка с данным словом).
    - Что в задаче надо найти? ( Сколько грибов у Тани и Саши вместе).
    То, что надо найти,- это вопрос задачи ( вывешивается табличка с данным словом).
    - Составим выражение к данной задаче и найдем его значение ( на доске появляется запись:2+4=6 ).
    Полученное равенство называют решением задачи, а значение выражения ( 6 грибов)- ответом задачи ( вывешиваются таблички со словами).
    Вот так должна выглядеть запись задачи:
    Решение: 2+4=6 (гр.)
    Ответ: 6 грибов.
    Работа в парах.
    - Нарисовать фигуры, составить выражение к этой задаче , найти его значение (4+2) и составить всевозможные равенства.
    4+2=6 6-2=4 2+4=6 6-4=2
    Физминутка.
    Работа в 4 группах. Составление кластера.
    Для каждого из полученных равенств придумать задачу, написать условие, вопрос и выражение к ней.
    Обобщая все полученные равенства, можно сказать, что решение задач на сложение и вычитание сводится к тому, чтобы установить, ищется часть или целое. В этом помогает рисунок. Но если числа большие? Как быть? ( Высказывания детей).
    В этом случае на помощь приходит схема - отрезок, разбитый на части, поскольку, разбивая отрезок на части, мы получаем те же самые соотношения между целым и частью, что и при разбиении совокупностей предметов: дети рисуют в тетради в клетку отрезок длиной 6 клеток, разбивают его на части 2 клетки и 4 клетки.
    Наглядно представить содержание задачи можно, сопоставив целое всему отрезку, а части - соответственно, частям отрезка.

Работа в группах. Добавляем кластер.
- А теперь добавьте к текстам своих задач схемы. Объясните, что обозначает целое, а что - части.
4+2 ?
4 2
2+4 ?
4 2
6-4 6
4 ?
6-2 6
? 2
Вывод. Использование схем особенно удобно для задач с большими числами, когда рисунок сделать трудно или невозможно. Такие задачи нам будут встречаться позже, на следующих уроках. А пока для простых случаев мы будем овладевать этим удобным способом их краткой записи.
Отработка математических терминов
- Вопрос
- Условие
- Схема
- Выражение
- Решение
- Ответ
Упражнения для развития навыков письма.
-Пальчиковая гимнастика.
-Правила посадки при письме
4. Стадия рефлексии.
Вспомните тему нашего урока. Что нового узнали? Какая задача не является задачей и почему?

(Вернитесь к игре « Верю-неверю).
Подумайте, успешны вы были на уроке?
В учебнике в задании №6 зашифровано слово. Разгадайте его, запишите в таблице, а рядом нарисуйте солнышко, если вам все понятно было на уроке. А если не до конца поняли тему урока, то нарисуйте солнышко и тучку. Результаты можно обсудить.
Зашифрованное слово « Умница»

© 2010-2022