- Преподавателю
- Математика
- Урок «Степень и ее свойства»
Урок «Степень и ее свойства»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бакута Е.П. |
Дата | 03.05.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Е.П. Бакута, учитель математики МКОУ «Волчихинская средняя школа №2»
Аннотация
Предмет: математика
Тема: «Степень и ее свойства»
Класс: 8
Продолжительность: 45 минут
Тип урока: обобщающий, нестандартный урок «Пик знаний»
Цели: 1) Повторить, обобщить, углубить и проверить знания учащихся по данной теме
2)Развивать память, логическое мышление, вычислительные навыки.
3)Прививать интерес к урокам математики, воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели, чувство взаимопомощи и ответственности.
Содержание урока соответствует образовательной программе. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения: Объяснительный, проблемный, доступности, научности. Применила формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная.
На уроке применялось оборудование:
1)Таблица «Степень с натуральным показателем»;
2)Раздаточный дидактический материал;
3) Плакат с девизом урока;
4) Доклады учащихся;
5) Учебник «Алгебра-7», Ю.Н.Макарычев.
На уроке создавались условия для формирования учебно-познавательных, коммуникативных компетенций, а также в сфере личностного определения
ПЛАН УРОКА:
-
Организационный момент.
-
Проверка готовности: 1) проверка домашнего задания;
2) Сбор рюкзака;
3) разминка.
III. Восхождение к вершине: 1) 1-ый участок пути (комментировано, у доски);
2) завал (2-е у доски, с контролером);
3) привал (инсценировка);
4) 2-й участок пути (групповая работа, работа в парах);
5) 3-й участок пути (самостоятельная работа).
IV. Итог урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
-
Организационный момент.
Сегодня мы проведем обобщающий урок по теме «Степень и ее свойства». Какую цель мы поставим?
- Возведение в степень называют еще 5-м алгебраическим действием, подчеркивая тем самым практическую значимость изучения данной темы, о чем мы говорили на предыдущих уроках.
- Наш урок будет проходить под девизом: «Чем больше я знаю, тем больше я умею». Мы совершим необычный поход - восхождение на вершину «Пика знаний» - степень с натуральным показателем.
II. Проверка готовности.
1). Проверка домашней работы.
- Проверим вашу готовность к походу ( задание записано на доске перед уроком)
№ 458(а,в) (инструктор и помощник)
а) (25*(23)4)/213=(25*212)/213=217/213=24=16; в) (25)2/(26*4)=210/(26*22)=210/28=22=4.
№457 (туристы)
а) х5*(х2)3=х5*х6=х11; в) (х4)2*(х5)3=х8*х15=х23;
б) (х3)4*х8=х12*х8=х20; г) (х2)3*(х3)5=х6*х15=х21.
-Какие свойства вы применяли?
2). «Сбор рюкзака».
- Как любому туристу, нам необходимо собрать в дорогу рюкзак. А что же мы в него положим?
(знания по изученной теме)
-Какие? (определения и свойства)
-Проверьте, правильно ли собран рюкзак вашего товарища. (ребята в парах проговаривают друг другу определение и свойства)
А теперь я проверю ваши рюкзаки ( фронтальный опрос)
- Определение степени?
- Свойство умножения степеней?
- Свойство деления степеней?
- Свойство возведения в степень?
- Как возвести в степень произведение?
Все эти свойства записаны в таблице.
3). Разминка.
- К походу человек готовится , и свой день обычно начинает с зарядки, т.е. с разминки. Проведем разминку и мы. «Да» и «Нет» не говорите, только руки поднимите. «Да» - вверх, «Нет» - вперед.
5*5*5=35 (-3)4=81 25*27=235 (3х)2=3х2
(-а2)3=-а6 63*62=365 430/410=43 71+70=8
- При умножении степеней с одинаковыми знаменателями показатели перемножают.
- При делении степеней показатели вычитают.
- При возведении степени в степень показатели складывают.
- Математика - мой любимый предмет.
III . Восхождение.
- Теперь в путь. Запишите дату и тему урока. Подъем к пику знаний будет нелегким, могут быть завалы и крутые склоны. Но будет и привал, где вас ждут не только задания. (ученик читает стих)
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир «Степени», сложных задач.
Не беда, что идти не легко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
-
1-ый участок пути
- Это трудный участок подъема, крутой склон, поэтому впереди пойдет инструктор. Чтобы преодолеть подъем, надо решить К-1. ( у доски комментировано).
К-1
Найдите значение выражений:
а) (272*94)/812=((33)2*(32)4)/(34)2=(36*38)/38=36=729;
б) 126/(35*45)=(36*46)/(35*45)=3*4=12
-
Завал
-Внимание, на пути завал. Чтобы его разобрать, надо решить № 580. (решают 2-е у доски одновременно, 1- комментировано, 2-й - самостоятельно с контролером).
№ 580(а,б) (комментировано) № 580(в,г) ( с контролером).
а) (х3)2*(-х3)4=х6*х12=х18; в) (х7)5*(-х2)6=х35*х12=х47;
б) (-у3)7*(-у4)5=-у21*(-у20)=у41; г) (-с9)4*(с5)2=с36*с10=с46.
-
Привал
(инсценировка об изобретении шахмат)
- Ты любишь играть в шахматы?
-Да.
- А знаешь, где была придумана эта игра?
- В Индии.
- Я недавно прочитала, что когда индийский царь Шерам узнал об этой удивительной игре, он пообещал наградить ее изобретателя - ученого Сету, чем тот пожелает. Сета попросил в награду за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько получится, если на 1-у клетку шахматной доски положить одно зерно, на 2-ю - в 2 раза больше, т.е. 2 зерна, на 3-ю - еще в 2 раза больше,т.е. 4 (22), на 4-ю - еще в 2 раза больше,т.е. 8 (23) зерен, и т. д. до 64-ой клетки.
- Наверное, этот изобретатель был очень скромным человеком, если запросил столь мало за своеизобретение.
- Царь тоже подивился такой скромности ученого и велел слугам принести Сете мешок требуемой пшеницы. Слуги ушли, но выполнить просьбу Сеты они не смогли.
- Почему же?
- Подсчитаем, сколько всего зерен должны были выдать Сете в награду. Нужно найти сумму:
1+21+22+23+24+….+262+263 - всего 64 слагаемых
Это займет очень много времени. Царским мудрецам, например, понадобилось для этого целые сутки.
- А наш учитель говорил, что в 9-м классе значения таких выражений мы сумеем вычислить за несколько минут, изучив соответствующую тему.
- А пока мы можем найти приближенное значение этой суммы, оценив ее следующим образом. Эта сумма, очевидно, больше каждого слагаемого. Вот и найдем значение последнего:
263=260*23=(210)6*8=10246*8=(1048576)3*8=9 223 372 036 854 775 808.
Это очень огромное число. Если эти зерна засыпать в мешки объемом 1 м3 каждый, а мешки поставить друг на друга, то получится башня, высота которой в 2 раза больше, чем расстояние от Земли до Солнца.
- Это удивительно!
- Да, математика - замечательный предмет для удивления. Еще 2500 лет назад Аристотель заметил: «Мышление начинается с удивления». А наш соотечественник Сухомлинский считал, что «чувство удивления - могучий источник желания знать». От удивления к знаниям один шаг. А мы с вами продолжим путь к вершине.
-
2-ой участок пути
- Впереди сложный и опасный участок пути. Пройти его вы сможете только в связке. Решаем № 582 (а,в) - в группе, (б,г) - в паре
- Но среди вас есть альпенисты-профессионалы, которые смогут пройти этот участок самостоятельно, ( 2 контролера работают на обратной стороне доски.
№ 582(а,в): № 582(б,г)
а) 42*221=210*221=231; б) 2513:511=(52)13:511=526:511=515;
в) 85*1613=(23)5*(24)13=215*252=267 г) 2710:915=(33)10:(32)15=330:330=30=1
-
3-й участок пути.
- Вы очень устали. Но чем ближе к вершине, тем подъем становится легче. И следующее задание вы сможете решить самостоятельно. ( даются тесты трех уровней сложности, доп-но №578).
Инструкторы:
-
Упростите выражение: (-х3)2*(-х4)3= Ответ: 1) х18; 2) -х72; 3) -х18.
-
Найдите значение выражения: (516*314)/514= Ответ: 1) 75; 2) 25; 3) 15.
-
Замените ** таким выражение, чтобы выполнялось равенство: (а3)2* **=-а24
Ответ: 1) а18; 2) -а18; 3) -а4. ( КОД:322)
Помощники:
-
Упростите выражение: х10:(-х2)5= … Ответ: 1) 1; 2) -1; 3) х.
-
Найдите значение выражения: (28*82)/163=…. Ответ: 1) 16; 2) 8; 3) 4.
-
Замените ** таким выражение, чтобы выполнялось равенство: (а3)2* ** =а24
Ответ: 1) а4; 2) а8; 3) а18. ( КОД:233)
Туристы:
-
Упростите выражение: (а2)5*а8=…. Ответ: 1) а13; 2) а10; 3) а30.
-
Найдите значение выражения: (37*(32)3)/310= Ответ: 1) 9; 2) 3; 3) 27.
-
Замените ** таким выражение, чтобы выполнялось равенство: х3* **=х12
Ответ: 1) х4; 2) х9; 3) х6. ( КОД:132)
IV Итог урока. Выставление оценок.
- Дать определение степени с натуральным показателем.
- Свойства степени.
V Домашнее задание: И. и П. - № 570 (2-я строка); Т. - № 570 (1-я строка); Все - № 572; По желанию - № 584, № 585