- Преподавателю
- Математика
- Программа кружка по ИЗО Волшебная кисточка
Программа кружка по ИЗО Волшебная кисточка
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мишарина М.В. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»с.Деревянск
Дополнительная образовательная ПРОГРАММА
кружка
« ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
(изобразительное искусство)
Возраст обучающихся - 11-14 лет
Срок реализации - 1 год ( 2-й год обучения)
Направленность:
Художественно-эстетическое
Составитель :
Мишарина Марина Валериевна
Учитель ИЗО МОУ «СОШ»с.Деревянск
Усть-Куломского района.
Деревянск
2014.
Пояснительная записка
В воспитании подрастающего поколения важную роль играет и его эстетическое воспитание, осуществляемое в первую очередь средствами различных видов искусства.
Лишь вся совокупность отдельных искусств может сделать личность ребенка действительно многогранной, помочь совершенствованию его внутреннего мира. В результате проблема воздействия на личность ребенка многообразием видов искусств, находящихся в тесном взаимодействии и органической связи друг с другом, представляется достаточно актуальной.
«Первым условием образования таланта, - писал, в частности, Б.Г. Ананьев, является многосторонность личности, многосторонность способностей. Если человек развивается только в одном направлении, то талант этого человека будет нестойким и поэтому очень незначительным, истощаемым».
Это положение рассматривается, как принципиально важное, так оно помогает выявить всю перспективность обращения именно к комплексному воздействию искусства, нацеливает на создание необходимой базы для развития художественно-творческой практики ребенка и в самых разнообразных ее видах.
Кружок « Волшебная кисточка» организован для обучающихся среднего школьного возраста, прошедших первый год обучения и переведенных на второй год обучения.
Программа второго года обучения более усложнена, в ней больше уделяется акцент на творчество русских художников, знакомству с их произведениями, проведение творческих мероприятий для обучающихся школы.
Программа предусматривает совершенствование изобразительной способности, художественного вкуса, творческого воображения и мышления ребят; продолжения и расширения тем, начатых на уроках ИЗО.
Предлагается программа внеурочных занятий построенных на основе изобразительного искусства, способствует развитию многогранных творческих способностей ребенка, дополнительных теоретических знаний в области ИЗО, формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности может стать одним из звеньев общей системы эстетического воспитания в условиях сельской школы.
Второй год работы кружка направлен на то, чтобы ребёнок, приобщаясь к искусству, мог стать успешным в своей деятельности, уверенно воплощал в реальности свои знания и умения. Уверенно выполнял творческие работы, активно участвовал в выставках и конкурсах различного уровня (школы, района, республики)
Искусство усиливает ощущение собственной личностной целостности и ценности, оно основано на мобилизации творческого потенциала человека, помогает преодолеть апатию, безынициативность. искусство есть, важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни.
Внутреннее «Я» человека отражается в визуальных формах с того момента, когда он начинает писать красками, лепить, рисовать. Стоит посмотреть на ребят, закончивших свои произведения, и мы увидим, как они преображаются, становятся гордыми и « великими»…, и как они радуются выставкам и своим успехам!
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развить творческие способности, знания и эстетический вкус подростков.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
В процессе кружковых занятий должны быть решены следующие задачи:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру;
- содействовать развитию творческих способностей;
-выявлять талантливых учащихся;
- формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе самостоятельно;
- формировать творческую индивидуальность.
Занятия ведутся с обучающимися 5-8 классов. На реализацию данной программы отводится 144 часа, 4 часа в неделю.
Тематический план
№
Наименование темы
Общее количество часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Инструктажи с учащимися.
1
1
2
Повторение знаний прошлого года обучения
1
1
3
Мы рисуем сказки.
4
4
6
«Пейзаж - большой мир». Великие пейзажисты
10
2
8
8
Творчество зарубежных художников.
« Лик женщины с младенцем на руках»
10
2
8
9
Великие портретисты. Портрет человека и его характер (графика)
8
1
7
10
Изображение фигуры человека
10
2
8
11
Организация выставки работ обучающихся
4
4
12
Усложнённые рисунки из пластилина.
5
1
4
13
Рельефные рисунки из солёного теста.
14
2
12
14
Дымковская игрушка в современном стиле.
10
1
9
16
Городецкая роспись. Приёмы
12
1
11
17
Углублённое знакомство с художественными и техническими приемами росписи по дереву.
17
2
15
18
Организация выставки работ обучающихся
4
4
19
Подготовка и участие в районных и республиканских конкурсах
35
35
ИТОГО ЧАСОВ:
144
20
124
Основное содержание программы
-
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)
Техника безопасности при проведении занятий
Повторение основных средств выразительности в рисунке, композиция, ритм, цвет.
-
Мы рисуем сказки. ( 4 часа)
Практические занятия 4 часа - Составление композиционных сказок используя все приемы живописи. ( индивидуальная и групповая работа по русским сказкам «Теремок», « Колобок» ).
-
«Пейзаж - большой мир». Великие пейзажисты (10часов)
Теория 2 часа - Беседа « Пейзаж -большой мир». Творчество Левитана И.И., Шишкина И.И.. Практические занятия; 4 часа - Работа над рисунком « Золотая осень» 4 часа - Работа над рисунком « Зимний лес»
-
Великие портретисты. Портрет человека и его характер (графика) (8 часов)
Теория 1 час - Творчество Боровиковского В.Л.. Шарж и карикатура. Практические занятия : 1 час - Конструкция головы и ее основные пропорции 2 часа - Изображение головы человека в пространстве 2 часа - Графический портретный рисунок 2 часа - Сатирические образы человека
-
Изображение фигуры человека ( 9 часов)
Теория 1 час - Пропорции и строение фигуры человека Практическое занятие 1 час - Зарисовка схемы фигуры человека Теория 1 час - Фигура человека в движении Практическое занятие 1 час - Наброски фигуры человека в движении 5 часов - Работа над рисунком с фигурой человека в движении ( индивидуальная композиция)
-
Творчество зарубежных художников. «Лик женщины с младенцем на
руках» (10 часов)
Теория 2 часа - Творчество Леонардо да Винчи.
Практические занятия: 8 часов - Зарисовка фигуры женщины с ребёнком на руках ( возможны варианты исполнения работы акварелью и графикой), в ходе которой идёт контроль усвоения тем Портрет человека и Фигура человека.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ (4 часа)
В процессе занятий отбираются лучшие работы, выполненные учащимися для организации выставки. В основном для поднятия стимула в выставке участвуют все работы обучающихся.
-
Усложнённые рисунки из пластилина. ( 5 часов).
Теория 1 час - Техника выполнения рисунка с использованием подручных средств ( перья птиц, листья, ветки деревьев и т.д.) Практические занятия: 3 часа - Работа над рисунком « Полёт птицы над лесом», по желанию индивидуальные работы. 1 час - Оформление работы
-
Рельефные рисунки из солёного теста. ( 14 часов).
Теория 2 часа - Техника выполнения работы из солёного теста, Практические занятия: 1час - Выполнение эскиза работы на выбор « Лебедь на пруду», фоторамка « Южный берег». 1 час- Подготовка основы для выполнения работы ( ткань, ДВП, нитки, иголки, тесто) 8 часов - Выполнение работы по эскизу, оформление гуашью 2 часа- Оформление работ лаком, рамка
-
Дымковская игрушка в современном стиле. ( 10 часов)
Теория1 час - История дымковской игрушки. Древние образы.
Практические занятия: 2 часа - Работа над эскизами игрушки ( индивидуально) 2 часа - Изготовление игрушки из солёного теста 5 часов - Оформление игрушки гуашью, лаком
-
Городецкая роспись. Приёмы. ( 12 часов)
Теория 1 час - Своеобразие Городецкой росписи Практические занятия: 1 час - Подготовка материалов для выполнения работы ( разделочные доски, берёзовые заготовки-таблетки, матрёшки и т.д.) 2 часа - Работа над эскизами, подготовка шаблонов « Конь», Цветы», «Жар-птица». 7 часов - Выполнение работы на деревянной поверхности ( работа карандашом, гуашью) 1 час - Оформление работ лаком
-
Углублённое знакомство с художественными и техническими приемами росписи по дереву (17часов)
Теория 2 часа- Инструменты и оборудование для росписи по дереву. Материалы, используемые в росписи. Правила безопасности труда и личной гигиены. Практические занятия : 2 часа - Технологические пробы по освоению приемов росписи 2 часа - Составление простейших композиций, разработка варианта росписи для выбранного образца. 10 часов - Рисунок на деревянной основе ( работа индивидуальная). 1 час - Оформление работ лаком
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ (4 часа)
В процессе занятий отбираются лучшие работы, выполненные учащимися для организации выставки. В основном для поднятия стимула в выставке участвуют все работы обучающихся.
-
Подготовка и участие в районных и республиканских конкурсах ( 35 часов)
Выполнение и оформление работ в течении года.
Выставка работ с последующим выборам на конкурс.
Используемые методы
- Метод коллективного творчества;
- Метод индивидуального творчества;
- Метод объяснения;
- Метод повторения;
- Метод заучивания, обусловливающийся следующими задачами:
-
развитие образного мышления, художественной выразительности;
-
освоение нового программного материала, закрепление пройденного материала;
-
расширение уровня образованности в области изобразительного искусства;
-
творческое самовыражение и реализация способностей на практике;
-
творческий контакт с руководителем;
-
наглядный показ;
-
словесное объяснение.
Педагогический контроль
Текущий контроль - Организация выставок индивидуального творчества воспитанников; участие в школьных, районных, республиканских конкурсах.
Итоговый контроль - Творческий отчёт в конце года:
- на тематическом педсовете;
- на общешкольном родительском собрании (выставка);
- итоговая выставка работ воспитанников с последующим подведением итогов за год.
Условия и сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения для обучающихся 5-8 классов. Количество обучаемых в группе - 15 человек. Занятия необходимо проводить в кабинете ИЗО.
Кабинет для занятий должен быть чистым, хорошо освещённым, эстетически оформленным.
В кабинете должно быть индивидуальное рабочее место для каждого члена кружка, необходимый инвентарь для работы.
Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребёнку веру в его возможности. Занятие должно приносить детям радость от общения с изобразительным искусством.
Во время занятий необходимо использовать здоровьесберегающие технологии: физкультминутки для глаз, поясничного отдела, пальцев рук;
прослушивание спокойной музыки во время практических занятий;
организация и проведение экскурсий.
Во время выполнения практических работ используется национально-региональный компонент - Природа родного села, района; образы коми героев и т.д.
Ожидаемые результаты
К концу года в каждом воспитаннике кружка должны быть:
- развиты природные данные и творческие умения;
- сформированы умения воплощать в своих работах свои собственные впечатления;
- сформированы практические навыки художественно-творческой деятельности;
- раскрыты способности - работать индивидуально и коллективом;
- раскрыто внутреннее «Я»;
- воспитаны качества человечности и милосердия, сопереживания, обязательности, ответственности за порученное дело, порядочности и культуры поведения.
Человек, сделавший своими руками что-то красивое - не может сделать ничего плохого. А это главное в воспитательном аспекте кружка!
Список используемой литературы:
1. Рисуем маслом./ Пер. с англ. Н.В.Микелишвили.-М.: ООО ТД « Издательство Мир книги»,
2007. - 64 с. цв.ил.
2. Рисуем эскизы. ./ Пер. с англ. Н.В.Микелишвили.-М.: ООО ТД « Издательство Мир книги»,
2007. - 64 с. цв.ил.
3. Рисуем акварелью./ Пер. с англ. Н.В.Микелишвили.-М.: ООО ТД « Издательство Мир книги»,2007. - 64 с. цв.ил.
4. Рисуем пастелью./ Пер. с англ. Н.В.Микелишвили.-М.: ООО ТД « Издательство Мир книги», 2007. - 64 с. цв.ил.
5. Рассказы о русских художниках:. -М.: Просвещение, 1988.-128 с., 2 л.ил.
6. Б.М Неменский, Н.Н.Фомина и др. « Изобразительное искусство и художественный труд»,
М., Просвещение, 1991 г.
7. Г.Г. Виноградова « Уроки рисования с натуры», М., Просвещение,1980 г.
8. Н.П.Костерин « Учебное рисование», М., Просвещение, 1980 г.
9. Ж. « Искусство в школе», № 4,5,1997 г.
10. Мастера русской живописи. Издательство « Белый город», 2007 г.
11. Ю.А.Астахов « 50 великих русских художников». М.: Белый город.