Педагогический проект «Метод проектов в процессе обучения математики»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Подсосенская средняя общеобразовательная школа»


















Педагогический проект

«Метод проектов в процессе обучения математики»



Красноярский край,

Назаровский район,

Автор проекта:

Тихая Ирина Александровна.

Место работы:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Подсосенская средняя общеобразовательная школа».

Должность:

Учитель математики.


с. Подсосное, ул. Школьная №7

2014 г.

Оглавление:

  1. Аннотация………………………………………………………………………………….3

  2. Введение:……………………………………………………………………………….…..3

    1. Обоснование выбора темы проекта……………………………………………………....3

    2. Актуальность……………………………………………………………………………….3

    3. Кому адресован педагогический проект…………………………………………............4

  1. Основное содержание:……………………………………………………………..............4

    1. Содержание, способ достижения и ресурсы проекта…………………………………....4

    2. Продукты проекта…………………………………………………………………………..5

    3. Ограничения и риски………………………………………………………………...…......6

    4. Ожидаемый результат………………………………………………………………………6

    5. Возможные дополнительные эффекты в ходе реализации проекта………………….....6

  2. Заключение………………………………………………………………………………………6

  3. Литература………………………………………………………………………………………7










  1. Аннотация

Важной проблемой преподавания математики является формирование мотивационной сферы учения школьников, то есть создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития. Для стимулирования и развития учебной мотивации педагогу необходимо разработать систему дидактических приемов. Умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем, способствует развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся в обучении. Современный образовательный процесс обогащен большим количеством разнообразных форм и методов обучения таких как, информационные, операционные, методы контроля и обратной связи, творческие методы обучения, метод исследования и многие другие. Неустанно бежит время, меняется мир и процесс образование не стоит на месте. Сегодня педагоги придерживаются новых форм обучения, форма предоставления учениках знаний в «готовом» виде не способна конкурировать с современными методиками обучения. Общество нуждается в сильных, творческих личностях, способных реализовывать свой внутренний потенциал в современных условиях жизни, и основной задачей учебного процесса является подготовка и воспитание такой личности. Вот почему сегодня учителю так важно владеть различными образовательными технологиями.

  1. Введение

    1. Обоснование выбора темы проекта:

Как молодой педагог, я нахожусь в постоянном поиске принципов и методов организации рабочего процесса, наиболее подходящих и соответствующих моим склонностям и утверждениям, а так же способов создания условий, побуждающих школьников к активному вовлечению в учебную деятельность. Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило использование проектного обучения на уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с... неизвестного, загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

  1. Актуальность:

в виду того, что современные требования к выпускнику изменились, то теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Актуальность метода проектов для педагога обусловлена, прежде всего, необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Известно, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Гипотеза:

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен, потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков.

Цель проекта: научить учащихся приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых познавательных и практических задач.

Задачи проекта:

1. Научить учащихся планированию учебной деятельности исходя от возникшей проблемы;

2. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах;

3. Развивать коммуникативные навыки и умения;

4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;

5. Осуществлять руководство выполнения краткосрочных проектных работ учащихся, проводимых в урочное время.

2.3. Кому адресован педагогический проект.

В успешной реализации данного проекта заинтересованы:

- учителя средней и старшей ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания смогут существенно повысить мотивацию к учению в среднем звене;

- родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;

- учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы.

- сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьёт самостоятельность в добывании новых знаний

Инновационная значимость проекта:

принципиальной основой проекта явилась ориентация не только на получение предметных знаний, но и умение добывать самому и применять эти знания в практической деятельности.

Соответствие педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо традиционных уроков разработок уроков-проектов, решающих такие задачи, как развитие у учащихся:

- умения планировать, анализировать свои действия;

- умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия;

- способность к сотрудничеству;

- чувства ответственности за конечный результат.

3. Основное содержание

  1. Содержание, способ достижения и ресурсы проекта

Итак, для достижения поставленной цели в рамках данного проекта используется метод учебных проектов. Его реализация предполагает увлечь весь класс работой над проектом и успевать проводить эту работу в рамках урочного часа. Я выделила для себя следующие важные направления: во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам. Во-вторых, учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе, в жизни. Для этого важно обеспечить требования:

- учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;

- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;

- учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- подача готовых знаний должна быть минимальной, учащиеся самостоятельно должны искать пути решения поставленных задач, и определенных проблем;

- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим;

- учащиеся сами делают взаимооценку и самооценку своей (групповой) деятельности.

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через деятельность ученика, возможностью свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе и способность применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.

Применительно к предмету «математика» метод проектов - это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.

Темы уроков для работы по методу проектов следует выбирать с учётом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.

Готовясь к такому уроку нужно определить, роль каждого ученика во время работы над выбранной темой, роль учителя. От этого напрямую зависит степень реалистичности достижения поставленных целей. Сама цель выбранного проекта должна быть тщательно продуманна, так как от этого наполовину зависит успех всего урока. От общей цели следует перейти на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. Далее необходимо выдвинуть гипотезу и продумать пути решения поставленных задач. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования. Затем, учащиеся анализируют и систематизируют полученные данные. После подведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку, на этом этапе можно использовать бланк опроса для ведения мониторинга рефлексии учащихся (Приложение 1). В ходе всей работы над выбранным проектом учитель выступает только в роли координатора (направляет, корректирует действия, но не навязывает свои идеи).

Коротко можно расписать этапы урока по пунктам в таблице (Приложение 2), здесь же можно сравнить этапы урока над проектом и уроком с применением метода проектов.

Работу с применением метода проектов я расписала в конспекте урока-проекта «Многогранники» (Приложение 3)

Урок включает в себя различные методы оценивания. Ученики с самого начала урока знают, что от них ожидается, учитель встраивает возможности для рефлексии, обратной связи и корректировки. Особое внимание уделяется формированию у учащихся коммуникативных умений, к которым относятся:

- умение спрашивать, делать «запрос»;

- умение выражать свою точку зрения, понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировать его, доказывать;

- умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере верное решение.

Конечный продукт позволяет ученикам самовыразиться и чувствовать ответственность за своё обучение.

  1. Продукты проекта

Продуктами проекта могут являться различные дидактические, методические, технологические материалы, которые создаются учениками в ходе реализации проекта.

  1. Ограничения и риски

Общим риском при применении этого метода может стать увлечение одним методом в ущерб другим. Поэтому предлагается при составлении рабочей программы учитывать все формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы. Риск потери времени, отклонения от темы урока. Для того чтобы свести данные риски к минимуму, необходимо очень четко прорабатывать структуру урока, следить за ходом урока, рассуждениями учащихся, вовремя корректировать их деятельность и направлять её в нужное русло. Кроме того не исключается риск потери мотивации со стороны учащегося в исследовательской работе.

Пути преодоления: помощь со стороны преподавателя. Четкие инструкции при работе с литературой.

  1. Ожидаемый результат:

Учащиеся научатся работать с различными источниками информации, находить нужные сведения, анализировать и обрабатывать результаты своих работ. Расширят знания по изучаемым предметам. Сформируют коммуникативные способности и умение позиционировать себя.

  1. Возможные дополнительные эффекты в ходе реализации проекта:

Продолжить формирование умений работать и действовать индивидуально и в коллективе, принимать и защищать свои решения, готовность к образованию.

  1. Заключение

На современном этапе развития образовательной системы в Российской Федерации, востребована и является педагогически ценной та методика преподавания предмета, которая способствует и побуждает учащихся к активной деятельности как в рамках урочного времени, так и вне того или иного урока. Поэтому особое место уделяется индивидуализации обучения, не любая технология способствует и делает возможным воплотить данное обучение в реальность. В виду этого в последнее время особое место отводят проектированию как основному виду учебной деятельности. Метод проектов не нов в дидактике, но все же не освоен в полной мере. Поэтому, считаю очень важным внедрение проектной технологии в процесс обучения и воспитания школьников.







Литература:

  1. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000

  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  5. ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm










Приложение 1

Бланк опроса для ведения мониторинга

рефлексии учащихся

Уровень

достижения

результата

Умение

планировать работу

Умение принимать решения

Умение работать в группе,

готовность к

сотрудничеству

Умение применять полученные знания, ответственность за конечный результат

я могу


я с трудом могу


я не умею, но хотел бы научиться


Приложение 2

Сравнительная таблица

этапов работы над проектом и урока с применением метода проекта

Работа над проектом

Урок по методу проектов

1. Выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования.

2. Выдвижение гипотезы и её решения (Ученики обсуждают, предлагают собственные идеи)

3. Обсуждение методов исследования.

4. Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.

5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.

6. Подведение итогов, оформление результата.

7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования, анализ успехов и ошибок.

I.Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний

III.Постановка проблемы

IV.Планирование работы

V.Открытие нового знания, разрешение проблемы

VI.Оформление результата

VII.Первичное закрепление

VIII.Рефлексия


Приложение 3

Урок - проект в 10 классе

Тема: «Развертки многогранников»

Описание проекта:

Проект рассчитан на учащихся 10 классов. Реализацию проекта предпочтительно осуществлять во 2 или 3 учебной четверти. Проект рассчитан на три учебные недели.

Сам проект подразумевает выполнение исследовательских работ по созданию разверток и моделированию многогранников, преобразованию разверток и созданию итогового макета.

Предметом, основные понятия и концепции которого рассматриваются в рамках учебного проекта, является геометрия, тема - Многогранники.

Основа проекта:

Цель проекта - раскрыть способы моделирования многогранников для того, чтобы использовать полученные знания при разработке собственного творческого проекта.

Задачи проекта:

  • раскрыть особенности моделирования многогранников;

  • исследовать способы создания различных моделей таких тел;

  • научиться самим создавать модели;

  • разработать собственную развертку многогранника

  • создать макет здания.

Учебные мероприятия:

  • вступительная презентация учителя (Презентация 1);

  • распределение класса на исследовательские группы;

  • выбор темы работы (в каждой группе), постановка цели, задач исследования;

  • самостоятельная работа в группах над проектом (учитель выступает в роли координатора);

  • создание итогового макета;

  • отчетная презентация от каждой группы и подведение итогов.

Основная работа над проектом осуществляется во внеурочное время (консультации с учителем, самостоятельная работа учащихся).

При разработке проекта также следует предусмотреть наличие всех необходимых материалов и ресурсов. Учителю желательно предоставить ученикам список необходимых сайтов, либо включить самостоятельное нахождение адресов в задачи проекта.

Немаловажным этапом проекта является оценивание результатов. Каждой группе на итоговом занятии выдается оценочный лист. Заметим, что такой лист необходимо показать ребятам заранее, вначале выполнения проекта. (Приложение 1).

Вступительная презентация учителя

Для начала стоит актуализировать знания относительно всех правильных многоугольниках (слайд 2 - 7). Затем, учитель дает небольшую историческую справку об этих телах в представлении мира различных философов (слайд 8 - 9).

  • в астрономии (слайд 10)

  • в искусстве (слайд 11).

Проводит небольшую обзорную экскурсию о так называемых полуправильных многогранниках:

  • усеченных правильных и полуправильных многогранниках (слайд 12);

Далее учитель рассказывает об их создании с помощью разверток.

в первую очередь можно рассказать о многообразии разверток различных тел на примере куба, причем заметим, что представленными 11-ю развертками можно застелить поверхность без наложений и пробелов (слайд 17). По желанию учеников любую развертку демонстрирует видеоролик (Приложение 2).

Затем идет речь о преобразовании развертки, причем тело при этом не меняется (Видеоролик 1).

Ребятам также нужно сказать, что из разверток, которые уже есть в наличии можно сделать свою, занимательную фигуру. При этом нужно применить немного фантазии и смекалки. Чтобы заинтересовать детей в этом направлении, можно продемонстрировать такой небольшой ролик (Видеоролик 2).

Далее учитель говорит об основных задачах проекта: каждая группа должна будет по найденной развертке создать многогранники, среди которых должны быть обязательно правильные и полуправильные. Следующим этапом работы идет составление своей развертки некоторого многогранника (работа учащихся внутри группы).

Отдельную роль следует уделить обсуждению итогового макета, который должна представить каждая группа в конце проекта. На одной из последних консультаций, на которой присутствуют все ученики, учитель предлагает из всех имеющихся образцов составить макет необычного здания, и представить его. Здесь ученикам дается полная свобода выбора формы представления своей работы. При необходимости можно показать ребятам небольшую презентацию, на которой изображены существующие здания необычной формы (Презентация 2).


11


© 2010-2022