- Преподавателю
- Математика
- Урок «действия с десятичными дробями»
Урок «действия с десятичными дробями»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Борзенец Ю.Г. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
(МБОУ СОШ № 6)
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО МАТЕМАТИКЕ в 5 классе
ИЗ НАСТОЯЩЕГО В ПРОШЛОЕ
по теме
ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ
Урок составила учитель математики: Борзенец Юлия Григорьевна
Новый Уренгой
2013-2014 учебный год
ИЗ НАСТОЯЩЕГО В ПРОШЛОЕ
Тема: «ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ»
Раздел программы: Десятичные дроби
Цели урока:
-
Обучающие:
Выработать умение применять знания, связанные с выполнением действий с десятичными дробями, в схожей ситуации, новой или самостоятельно. Проверить знания учащимися фактического материала, умения объяснять сущность основных понятий. Овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками, историческим научным наследием.
-
Развивающие:
Развитие умений анализировать, строить аналогии, сравнивать, конкретизировать, обобщать и систематизировать знания, применять их в новых условиях. Развитие умений преодолевать трудности, формирование навыков само- и взаимоконтроля, самостоятельной работы, устного счета. Развитие теоретического, творческого мышления, познавательного интереса. Развитие монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры.
-
Воспитательные:
Воспитание положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
- умственное воспитание: формирование логического и системного мышления;
- нравственное воспитание: формирование таких качеств личности как ответственность, организованность, дисциплинированность;
- трудовое воспитание: добросовестное отношение к труду, дисциплина труда;
- экономическое воспитание: осознанное отношение к школьному и личному имуществу.
Тип урока: урок применения знаний.
Вид урока: комбинированный.
Технологии: игровые, проблемное обучение, интерактивные, дифференцированный подход.
Оборудование: ТСО (мультимедийный проектор), раздаточный материал (разноуровневые карточки для устного счета; карточки с выбором ответа; карточки для проверки умения записывать десятичные дроби).
План урока
1. Организационный момент (3 мин).
2. Фронтальная работа с классом. (7 мин).
3. Выполнение практических заданий (23 мин).
4. Подведение итогов урока (3 мин).
5. Выставление и комментирование оценок за урок (2 мин).
6. Домашнее задание (2 мин).
Ход урока
-
Организационный момент
- проверка готовности учащихся к уроку;
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте покажем наши знания и поработаем в полную силу.
- постановка целей и задач урока.
(Слайд 2)
Наш урок посвящен истории создания десятичных дробей и имеет название «Из настоящего в прошлое». А для этого мы вспомним основные понятия и продолжим отрабатывать навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями.
Прочтите следующее четверостишие:
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давались легко
Достижения людям …
? О чем здесь говорится?
Внимание, вопрос.
-
Фронтальная работа на уроке
? Дайте определение десятичной дроби
(Это способ записи числа, где целая часть отделяется от дробной запятой)
? Как вы думаете: Зачем люди придумали десятичные дроби? Пользовались бы только целыми числами…
Действительно, в жизни мы часто используем дробные числа.
? Где? Приведите примеры
(Учащиеся приводят примеры применения дробных чисел в практической жизни)
► У вас на партах находятся карточки с фамилиями. Ответы к следующему заданию вы будете записывать в них.
Проверка умения записывать десятичные дроби.
(Слайды 3, 4, 5, 6)
Вы знаете, что наука о разных числах развивалась с древних времен. Необходимость применения счета, чисел приходило из практической жизни людей.
Мы уже говорили с вами об истории развития натуральных чисел, сегодня поговорим о развитии десятичных дробей.
Выполняя задания, вы узнаете, когда и кем были введены дроби и как накапливались знания об этих числах.
Нелегко усваивались дроби. Вообще дроби считались самым трудным разделом арифметики. Поныне у немцев осталась поговорка «Попал в дроби» т. е. попал в трудное положение.
Я считаю, что вам не составит труда выполнить все предлагаемые задания, и вы с легкостью выйдете из любой затруднительной ситуации.
-
Выполнение практических заданий
Разминка
► Выполните вычисления устно, ответ запишите рядом с примером.
Таким образом, вы узнаете, где впервые зародились, а потом развивались десятичные дроби?
(На каждой карточке заранее учителем прописана фамилия учащегося, чтобы не возникло путаницы, какой уровень надо выполнять. Затем с помощью слайда 7 учащиеся проводят самопроверку).
(Слайд 7)
Молодцы!
Итак, десятичные дроби зародились в Китае.
Об этом расскажет (Фамилия, имя учащегося, подготовившего сообщение).
Сообщение 1
► Найдите значение следующих выражений и вы узнаете, кто сформулировал правила действий с десятичными дробями.
Как это сделать быстрее и проще? Какие законы можно использовать?
(Слайд 8)
Впервые правила действий с десятичными дробями сформулировал Ал-Каши.
► Если вы хотите узнать об этом ученом побольше и в какой стране он жил, то выполните такое задание (работаем устно):
Не выполняя вычислений, сравните произведения:
(Слайд 9)
Итак, вы хорошо справились с заданием, Ал-Каши был жителем Узбекистана.
Сообщение 2
Ал-Каши разными способами пробовал отделять целую часть от дробной.
(Слайд 10)
Вы хорошо работаете, продолжим?
► Выполнив следующее задание, вы узнаете изобретателя десятичных дробей в Европе.
Поставьте в соответствие ответ к заданию и букву:
(Слайд 11)
Да, это ученый Симон Стевин.
Сообщение 3
(Слайд 12)
► Из следующих равенств убежали запятые.
Если вы вернете их на место, то узнаете, кто впервые предложил отделять целую часть от дробной с помощью запятой?
(Слайд 13)
Это был И.Кеплер, германский ученый. Но в странах, где говорят на английском языке целую часть от дробной отделяют точкой.
Вы отлично справляетесь, молодцы.
Но мы еще не поговорили с вами о том, как в нашей стране появились десятичные дроби.
Давайте узнаем об этом.
► Решите задачу:
(Слайд 14)
? Мы использовали понятие «Среднее арифметическое», дайте определение.
О появлении дробей в России.
Сообщение 4
С начала XVII века начинается интенсивное проникновение десятичных дробей в науку и практику. Развитие техники, промышленности и торговли требовали все более громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять.
Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов.
4. Подведение итогов урока
? Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Еще раз новые сведения можно посмотреть в хронологической таблице:
(Слайд 15)
5. Выставление оценок за урок
6. Домашнее задание
-
Найти дополнительную информацию из истории десятичных дробей. Сделать сообщение.
-
Зашифровать любое понятие (можно и нематематическое) примерами на все действия с десятичными дробями. Рассказать об этом понятии.
СПАСИБО ЗА УРОК!
При подготовке к уроку использовались интернет-ресурсы следующих сайтов:
-
intergu.ru
-
zavuch.info
-
all-biography.ru
-
uroki.ru
-
1september.ru