- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса Многогранники
Программа элективного курса Многогранники
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурмистрова Т.В. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
|
|
|
Программа элективного курса
«Многогранники»
11 класс
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс «Многогранники» ориентирован на обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений, реализующих профильную подготовку.
Курс, посвящен увлекательному разделу геометрии - теории многогранников.
Чем же так привлекательны многогранники?
С одной стороны, они имеют тысячелетнюю историю. Первые упоминания о многогранниках встречаются у египтян и вавилонян за 3000 лет до нашей эры. В то же время теория многогранников - современный раздел математики. Глубокие результаты в ней получены отечественными математиками, академиками: Б. Н. Делоне, А. Д. Александровым, А. В. Погореловым и др.
Теория многогранников тесно связана со многими другими разделами современной математики: топологией, теорией графов. Она имеет большое значение не только для теоретических исследований по геометрии, но и для областей прикладной математики - линейного программирования, теории оптимального управления и др.
Многогранники интересны и сами по себе. Они имеют красивые формы, например правильные, полуправильные и звездчатые многогранники. Они обладают богатой историей, связанной с такими знаменитыми учеными древности, как Пифагор, Евклид, Архимед и др.
В природе форму многогранников имеют кристаллы. Свойства кристаллов определяются особенностями их геометрического строения, в частности симметричным расположением атомов в кристаллической решетке.
Формы многогранников используются в архитектурных проектах. Эта традиция ведет отсчет с глубокой древности. Пирамида - это норма тектоники - внутреннего устройства каменных зданий прошлого. Силуэты каменных церквей и соборов, как правило, вписываются в форму пирамиды.
«Только неотступно следуя законам геометрии, архитекторы древности могли создать свои шедевры. Не случайно говорят, что пирамида Хеопса - немой трактат по геометрии, а греческая архитектура - внешнее выражение геометрии Евклида. Прошли века, но роль геометрии не изменилась. Она по-прежнему остается грамматикой архитектора», - это высказывание принадлежит великому французскому архитектору прошлого столетия Ле Корбюзье (1887-1965).
Материал настоящего курса разбит на пункты, соответствующие двухчасовым занятиям. В каждом из них, помимо теории, предлагаются упражнения для самостоятельного решения, в том числе повышенной трудности (со знаком*). В конце даются ответы и приводится список дополнительной литературы, посвященной многогранникам.
Курс рассчитан на 34 часов.
Цели изучения данного курса
-
Расширение и углубление геометрических представлений учащихся.
-
Развитие у обучающихся уверенности в себе и в своих способностях.
Задачи курса
-
Рассмотреть историю многогранников.
-
Рассмотреть свойства многогранников, изучение которых выходит за рамки школьной программы.
-
Показать связь теории многогранников с другими разделами математики.
-
Рассмотреть различные формы многогранников.
-
Показать существование многогранников в природе и использование многогранников в архитектурных проектах.
Предлагаемый курс посвящен увлекательному разделу геометрии - теории многогранников.
Многогранники имеют тысячелетнюю историю. Первые упоминания о многогранниках встречаются у египтян и вавилонян за 3000 лет до нашей эры. В то же время теория многогранников - современный раздел математики.
Теория многогранников тесно связана со многими другими разделами современной математики: топологией, теорией графов. Она имеет большое значение для областей прикладной математики - линейного программирования и теории оптимального управления.
Многогранники имеют красивые формы, например правильные, полуправильные и звездчатые. Формы многогранников используются в архитектурных проектах. В природе форму многогранников имеют кристаллы. Свойства кристаллов определяются особенностями их геометрического строения.
Помимо теоретического материала представленный курс содержит много практических заданий.
В результате изучения данного курса углубятся геометрические представления учащихся, расширится кругозор учащихся, интересующихся математикой.
Компетенции
В результате изучения программы учащиеся получают возможность
ЗНАТЬ:
-
историю многогранников;
-
понятие выпуклого и невыпуклого многогранника;
-
правильные, полуправильные и звездчатые многогранники;
-
теорему Эйлера;
УМЕТЬ:
-
построить сечения многогранников;
-
моделировать многогранник;
-
задать многогранник аналитически;
-
определить вид многогранника.
Структура курса
№п\п
Тема
Примерное количество часов
1
С чего все начиналось
2
2
Что такое многогранник
2
3
Многогранные углы
2
4
Тетраэдр
2
5
Выпуклые многогранники
2
6
Сечения многогранников
4
7
Теорема Эйлера
2
8
Правильные многогранники
2
9
Каскады из правильных многогранников
2
10
Полуправильные многогранники
2
11
Звездчатые многогранники
2
12
Моделирование многогранников
2
13
Кристаллы - природные многогранники
2
14
Аналитическое задание многогранников
2
15
Многогранники и оптимальное управление
2
16
Итоговое занятие
2
Итого
34
Литература
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
И.М .Смирнова , В.А. Смирнов
«Многогранники». Элективный курс. 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
2007
М.: Мнемозина
Результаты обучения:
- знать что такое многогранник, многогранные углы, правильные многогранники;
-уметь строить многогранники, многогранные углы, правильные многогранники;
-уметь стоить сечения многогранников;
-уметь решать задачи на многогранники.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
Цели
Контроль
1-2
С чего все начиналось
Рассмотреть историю многогранников
3-4
Что такое многогранник
Дать определение многогранника; рассмотреть его элементы: грани, вершины, ребра
5-6
Многогранные углы
Ввести понятие многогранного угла; показать многогранные углы на моделях многогранников; учить вычислять многогранные углы
Теоретический опрос
7-8
Тетраэдр
Дать определение тетраэдра, рассмотреть его элементы и виды; решать задачи на тетраэдр
9-10
Выпуклые многогранники
Дать определение выпуклого многогранника; решать задачи с выпуклыми многогранниками
11-12
Сечения многогранников
Научить строить различные сечения многогранников
13-14
Сечения многогранников
Закрепить навык построения сечений многогранников
Самостоятельная работа
15-16
Теорема Эйлера
Рассмотреть теорему Эйлера и показать ее применение
17-18
Правильные многогранники
Дать определение правильного многогранника; рассмотреть его элементы
119-20
Каскады из правильных многогранников
Рассмотреть каскады из правильных многогранников
21-22
Полуправильные многогранники
Дать определение полуправильного многогранника; рассмотреть его элементы
23-24
Звездчатые многогранники
Дать определение звездчатого многогранника; рассмотреть его элементы
Теоретический опрос
25-26
Моделирование многогранников
Рассмотреть моделирование много- гранников
27-28
Кристаллы - природные многогранники
Показать, что кристаллы являются природными многогранниками; показать симметричное построение атомов в кристаллической решетке
29-30
Аналитическое задание многогранников
Дать представление об аналитическом задании многогранников
31-32
Многогранники и оптимальное управление
Показать связь теории многогранников с такой областью прикладной математики как оптимальное управление; рассмотреть задачи на оптимальное управление
33-34
Итоговое занятие
Обобщить знания по изученному курсу
Календарно-тематическое планирование
Тема
количество часов
даты
1
С чего все начиналось
1
01.09.-06.09.
2
С чего все начиналось
1
08.09.-13.09.
3
Что такое многогранник
1
15.09.-20.09.
4
Что такое многогранник
1
22.09.-27.09.
5
Многогранные углы
1
29.09.-04.10.
6
Многогранные углы
1
06.10.-11.10.
7
Тетраэдр
1
13.10.-18.10.
8
Тетраэдр
1
20.10.-25.10.
9
Выпуклые многогранники
1
27.10.-01.11
10
Выпуклые многогранники
1
10.11.-15.11.
11
Сечения многогранников
1
17.11.-22.11.
12
Сечения многогранников
1
24.11.-29.11.
13
Сечения многогранников
1
01.12.-06.12.
14
Сечения многогранников
1
08.12.-13.12
15
Теорема Эйлера
1
15.12.-20.12
16
Теорема Эйлера
1
22.12.-27.12
17
Правильные многогранники
1
29.12.-01.01.15.
18
Правильные многогранники
1
19.01.-24.01.
19
Каскады из правильных многогранников
1
26.01.-31.01.
20
Каскады из правильных многогранников
1
02.02.-07.02.
21
Полуправильные многогранники
1
09.02.-14.02.
22
Полуправильные многогранники
1
16.02.-21.02.
23
Звездчатые многогранники
1
23.02.-28.02.
24
Звездчатые многогранники
1
02.03.-07.03.
25
Моделирование многогранников
1
09.03.-14.03.
26
Моделирование многогранников
1
16.03.-21.03.
27
Кристаллы - природные многогранники
1
01.04.-04.04.
28
Кристаллы - природные многогранники
1
06.04.-11.04
29
Аналитическое задание многогранников
1
13.04.-18.04.
30
Кристаллы - природные многогранники
1
20.04.-25.04.
31
Аналитическое задание многогранников
1
27.04.-02.05
32
Аналитическое задание многогранников
1
04.05.-09.05.
33
Итоговое занятие
1
11.05.-16.05.
34
Итоговое занятие
1
18.05.-23.05.
Итого
34