Проектная деятельность на уроках математики с применением ИКТ (из опыта работы)

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волынская Маргарита Николаевна

учитель математики и информатики

МОУ «Мошинская общеобразовательная

средняя школа» Няндомского района

Архангельской области

Проектная деятельность на уроках математики с применением ИКТ

Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Н. А. Умов

Высокий темп развития общества, быстрая смена знаний требует новых качеств от современного человека: мобильности, способности к быстрому обучению, переобучению, смене деятельности. В связи с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием: акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированное обучение, объединяющее разные педагогические технологии. Среди них особое место занимает проектная деятельность. «Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Это определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».1 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Необходимо, чтобы целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение содержания, а решение определённой проблемы на основе этого содержания, т. е. активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания. Ученики должны чётко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике. Вся проблема приобретает контуры проектной исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность.

Как показывает практика, совместное использование технологии проектного обучения и информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, повысить интерес учащихся к изучению предмета. В ходе работы над проектом закрепляются навыки работы с ИКТ, полученные на уроках информатики, происходит знакомство с новыми возможностями их применения.

На примере учебного проекта по математике «Где мы встречаемся с прогрессиями?» проанализирую основные этапы подготовки проекта и способы оформления результатов с применением ИКТ.

Цель: способствовать развитию познавательной активности учащихся и формированию навыков использования приобретённых знаний для решения познавательных и практических задач.

Проект по типу деятельности - практико-ориентированный; по характеру предметно-содержательной области - межпредметный (математика, русский язык, физика, биология, информатика, экономика, история); по характеру контактов - внутришкольный; средней продолжительности.

Осуществление учебного проекта.

I этап: подготовка.

Перед учениками поставлен основополагающий вопрос: Где мы встречаемся с прогрессиями? Вместе с учениками обсуждаем возможные варианты проблем для исследования. Использую метод «мозговой атаки». Даю ребятам наводящие вопросы (Для чего мы изучаем математику? Зачем приходится заучивать много формул, различных определений? Можно ли использовать эти знания на других уроках, в повседневной жизни? Знаем ли мы значение всех математических терминов? А кто вывел эти формулы, с которыми мы сейчас работаем? Можно ли использовать компьютер для решения задач?). В результате такой работы выделяем основные проблемы, которые интересуют учащихся:

  • ­ Прогрессия в русском языке.

  • Исторические факты и предания о прогрессии.

  • Решение физических и биологических задач с помощью прогрессии.

  • Прогрессия в экономике.

  • Использование компьютера при решении задач на прогрессии.

II этап: планирование.

Учащиеся разбиваются на мини-группы по 2 человека и выбирают для себя ту проблему, которая им более интересна. С каждой группой анализируем проблему, определяем источники необходимой информации, составляем план, выбираем форму презентации результатов.

Предлагаю учащимся составить кроссворд и оформить его в MS Exel, создать публикацию в Publisher.

III этап: исследование.

Учащиеся самостоятельно работают над проектом: собирают материал по теме, используя справочники, словари, энциклопедии, школьные учебники, ресурсы Интернета, электронные энциклопедии; систематизируют его, сравнивают, анализируют и делают выводы; создают математические и компьютерные модели решения задач из разных предметных областей; оформляют проект и готовятся к его защите. Учитель выступает в роли консультанта и контролирует деятельность школьников. Учащиеся, которые составляют кроссворд и публикацию, знакомятся с материалами исследований, обсуждают и выбирают необходимую информацию.

IV этап: защита проекта.

Защиту проекта провожу на заключительном уроке по теме «Прогрессии». Каждая группа выбирает для презентации на уроке только часть собранного материала. Остальная информация оформляется в отдельном документе. Все учащиеся класса являются не просто слушателями, а активными участниками образовательного процесса.

Проектная деятельность на уроках математики с применением ИКТ (из опыта работы)Проектная деятельность на уроках математики с применением ИКТ (из опыта работы)





Проектная деятельность на уроках математики с применением ИКТ (из опыта работы)

Проектная деятельность на уроках математики с применением ИКТ (из опыта работы)Проектная деятельность на уроках математики с применением ИКТ (из опыта работы)


Проектная деятельность на уроках математики с применением ИКТ (из опыта работы)Проектная деятельность на уроках математики с применением ИКТ (из опыта работы)

В конце урока учащиеся выполняют тестовую работу на компьютере, составленную учителем в программе MS Exel, где подсчитывается количество баллов и выставляется оценка.

Каждому ученику выдаётся буклет, созданный в MS Publisher, который включает в себя основные формулы и некоторые исторические факты. Здесь же даны задачи для самостоятельного решения и кроссворд, что и является домашним заданием. (Кроссворд составлен в электронных таблПроектная деятельность на уроках математики с применением ИКТ (из опыта работы)ицах с использованием условного форматирования - для самопроверки.)

V этап: оценка результатов.

В конце урока подвожу итоги, благодарю учеников. Каждый из участников проекта получает оценку по математике за данную тему (естественно, это «пять»). Кроме того, за активную работу на уроке оцениваю ещё несколько учеников. Также все учащиеся получают оценку за выполнение теста.

При использовании технологии проектного обучения на уроке математики учащиеся приобретают опыт участия в исследовательской деятельности, самостоятельно добывают новые знания, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают свои коммуникативные умения, работая в различных группах и сотрудничая с учителем.

Информационные и коммуникационные технологии открывают учащимся путь к нетрадиционным источникам информации, дают совершенно новые возможности для творчества и самореализации. Смена различных видов деятельности школьников, применение ИКТ при организации учебного процесса позволяют успешно работать с учащимися, вызывают их интерес и желание работать по той же схеме в перспективе.

Список литературы


  1. Информатика. 9 - 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Э. С. Ларина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 155 с.: ил. ISBN 978-5-7057-1800-9

  2. Математика. 9 - 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М. В. Величко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 123 с.: ил. ISBN 5-7057-1107-7

  3. Учебные проекты с использованием Microsoft Office»: Методическое пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 93 с.: ил. ISBN 978-5-94774-801-7

  4. Intel@ @ «Обучение для будущего»: Учеб. Пособие - 8-е изд., исправленное и дополненное - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. - 148 с. + CD. ISBN 5-9556-0070-1

1 Величко М. В. «Проектная форма образования как пространство успешного развития и саморазвития учащихся» // Математика. 9 - 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М. В. Величко. - Волгоград: Учитель, 2007. С.3.

© 2010-2022