Конспект урока алгебры в 9 классе Системы рациональных неравенств

Данный урок по теме «Системы рациональных неравенств»  является уроком изучения нового материала.  Технологии АМО (активные методы обучения), применяемые на данном уроке эффективно способствовали достижению целей и выполнению всех поставленных задач урока, поскольку при использовании этих методов ученики из пассивных наблюдателей превращаются в активных участников образовательного процесса. Примененные технологии АМО, такие как «Импровизированные цели», «Светофор», «Ресторан» поставили  учащихся...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»

Образовательный портал «Мой университет» - moi-universitet.ru

Факультет технологий интерактивного обучения - moi-amour.ru

Третий открытый фестиваль «Активные методы обучения в образовании»


Приложение 3

Подробный конспект урока/занятия/образовательного мероприятия

(размещается только в папке с фестивальным материалом)

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Зомонова Лайжит Гомбоевна

Должность

Учитель математики

Образовательное учреждение

МБОУ «Закаменская районная гимназия»

Республика/край

Республика Бурятия

Город/поселение

г. Закаменск

Предмет

алгебра

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

9 класс, общеобразовательный, 20 человек

Продолжительность урока/занятия/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Системы рациональных неравенств

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

А.Г. Мордкович, П.В. Семенов

Место урока/занятия/мероприятия в системе уроков/образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Данный урок по теме «Системы рациональных неравенств» является уроком изучения нового материала. На изучение этой темы предусмотрено 4 часа. Поэтому данный урок по типу - урок «открытия» нового знания. В системе же уроков при изучении главы «Неравенства и системы неравенств» данная тема является завершающей. После, будет проведена контрольная работа.

Краткая психолого - педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

В классе обучается 20 учеников. Из них 10 мальчиков и 10 девочек. Среди них трое учащихся обладают левополушарным типом восприятия, 8 - правополушарным типом, а остальные 9 имеют смешанный тип восприятия. Класс в целом дружный, активный, между детьми сложились доброжелательные, в целом бесконфликтные отношения. Данный класс по уровню обученности можно разделить на 4 группы. Первая группа - это группа, которая состоит из ребят, обладающих высоким уровнем обученности. В эту группу входят 5 учеников. Как правило, эти ребята обладают высоким уровнем мотивации в обучении, проявляют желание и возможность изучать математику на продвинутом уровне. Кроме этого они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, умением обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать. Вторая группа - это группа учеников, обладающих способностями выше среднего уровня. В эту группу можно отнести 8 учеников. У этих ребят сформировано ответственное отношение к учебной деятельности. Они обладают хорошей памятью, произвольным вниманием, могут усваивать материал на уровне выше базового. Третья группа - это группа, состоящая из учеников со средним уровнем обученности. Данная группа состоит из 5 учащихся. Эти ребята не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по заданному алгоритму, испытывают затруднение в выполнении заданий творческого характера. 2 учеников составляют четвертую группу. Хотя они проявляют старательность, имеют желание понимать и хорошо ориентироваться в изучаемом материале, затруднения эти ребята испытывают в связи с полученными пробелами в знаниях. Кроме этого обладают плохой памятью, крайне медленным темпом деятельности, недостаточной сформированностью основных мыслительных функций (сравнение, анализ, абстракция).

Цели и задачи урока/занятия/ мероприятия

Цели урока:

Познакомить с новым понятием «система неравенств», сформировать алгоритм решения систем неравенств.

Задачи урока:

Образовательные: создание организационных и содержательных условий для успешного усвоения учащимися понятий «система неравенств», «решить систему неравенств», усвоения правил решения систем неравенств; формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимися умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

Развивающие - развитие коммуникативных, регулятивных, личностных учебных действий, продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, развивать внимание, познавательную активность.

Воспитательные - воспитывать умения слушать сверстников, уважать чужое мнение, друг друга, способствовать воспитанию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умению самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки; прививать и воспитывать интерес к предмету «математика».

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

В результате изучения темы учащиеся научатся решать системы неравенств, закрепят умения решать линейные, квадратные и рациональные неравенства. Эти знания в дальнейшем найдут применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических неравенств в курсе алгебры 10-11 классов. Приобретут умения сравнивать, структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, планировать и проводить учебное сотрудничество с одноклассниками.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия

Проектор, компьютер, сигнальные карточки трёх цветов, презентация к устной работе и по новой теме «Системы рациональных неравенств».

См. следующую страницу

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий АМО

Фаза урока/занятия/

мероприятия

Этап урока/занятия/мероприятия

Продолжительность

этапа (минуты)

Подробное описание АМО по установленной схеме1:

- Название метода

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода

- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)


Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап урока: инициация (приветствие, знакомство)












3 минуты


Метод «Поздоровайся локтями»

Происхождение метода: К. Фопель «Сплоченность и толерантность в группе», М.: «Генезис», 2003. С.17. Заимствованный, но измененный

Цель - Встреча друг с другом, приветствие

Необходимые материалы: не требуются

Подготовка: предварительно класс разбивается на 4 группы по 4-5 человек; по кабинету расставлены столы по количеству групп

Технология проведения:

Ученики из первой группы складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; учащиеся второй группы складывают руки плечах так, чтобы локти были расставлены в разные стороны; участники третьей группы ставят руки на пояс так, чтобы локти были расставлены в разные стороны. Дети приветствуют друг друга коснувшись локтями. Через три минуты ребята собираются в круг.

Примечание: игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует


- формирование ожиданий обучающихся


3 минуты



Метод «Импровизированные цели»

Происхождение метода: К. Фопель «Эффективный воркшоп». М.: Генезис. 2003 с.128.

Заимствованный.

Цель: выразить задачи урока, выяснить ожидания участников

Необходимые материалы: плакат с записанной целью урока: «Изучить правила решения систем неравенств»

Подготовка: на доску вывешивается ватман, в середине которого в кругу записана цель урока. В сторонах от неё, как клумбы, изображены пустые круги или овалы.

Технология проведения: учитель предлагает подумать и обсудить в группах задачи, над которыми будет проведена работа на уроке. Затем представители каждой группы выходят к доске и записывают сформулированные задачи в чистых кружках.

Примечание: необходимо выделить небольшое количество задач. Среди них могут быть такие: «повторить правила решения линейных и квадратных неравенств», «изучить правило решения систем неравенств» «учиться работать в группе» и т.д.



-вхождение или погружение в тему (целеполагание),


7 минут

Метод «Светофор»

Происхождение метода: метод представлен В. Тарасовым, О. Охлопковой, А. Ненаховой, «Копилочка активных методов обучения», moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/. Заимствованный, адаптированный

Цель: оценить собственные знания и умения решать неравенства; создать ситуации успеха; отследить намеченные ожидания в начале урока.

Необходимые материалы: проектор, презентация с заданиями - тестами.

Форма организации фронтальной работы очень эффективна: работает весь класс. Учитель видит ответ каждого ученика, поправляет детей, которые выбрали неправильный ответ.

Технология проведения: каждый выполняет задание устно выбирая правильные ответы.

Предварительная подготовка: приготовить слайд с заданиями по теме «Решение неравенств» с вариантами ответов, среди которых нужно выбрать правильный. Ответы содержат кроме правильного ответа, также и правдоподобные ответы, ответы с возможными ошибками детей, так называемые ответы дистракторы. Дистракторы (от англ. distract - отвлечение внимания) - варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями, но внешне близкие к правильному решению. набором кружочков красного, желтого, зеленого цвета по количеству участников. Во время этой работы нужно общаться с обучающимися, хвалить, кто самый первый подал "сигнал" о выбранном ответе. Или просто утвердительно кивнуть, что согласны с ответом. Эффект соревнования охватит непременно, дети будут стараться, спешить быть в первых рядах.
Решаются и воспитательные задачи урока. Кому-то надо будет напомнить о честности. Особенно полезно, когда неуверенный ученик сначала поднял карточку правильно, а затем, посмотрел на соседа и изменил свой правильный ответ на неверный. Учителю надо заметить всех.

Примечание:

Этот метод поможет осуществить полноценный (эмоциональный и содержательный) этап подготовки погружения в тему всего класса.


Фаза 2 «Работа над темой»

Этап/ы (в зависимости от типа урока)

- интерактивная лекция (инпут),








14 минут


Поиск знания

Цель этапа: обеспечить практическую деятельность учащихся при изучении основных понятий, связанные с неравенствами, и умения применять алгоритмы решения неравенств.

Деятельность учителя - организует деятельность учащихся на уроке; деятельность учащихся - умение ориентироваться в получаемой информации, работать с учебником, в группе.

Технология ведения этапа: активизация мыслительной деятельности учащихся посредством системно-деятельностного подхода.

Работа по группам. Каждой группе дается задание - карточка.


- проработка содержания темы

10 минут

Метод «Кластер»

Происхождение метода: «Копилочка активных методов обучения», moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/. Заимствованный, адаптированный

Цель: структурирование информации, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Необходимые материалы: проектор, презентация.

Технология проведения: 1-й этап - посередине классной доски пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.

2-й этап - учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается.

3-й этап - осуществляется систематизация изученного материала. Ненужное, ошибочное зачеркивается. Основной вывод - формулировка алгоритма решения систем неравенств.

Предварительная подготовка: Приготовить слайд с ответами (в соответствии с поставленными вопросами). Ответы (краткие, четкие определения, алгоритм).

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап/ы (в зависимости от типа урока)

- разминка (релаксация),











3 минуты


Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Происхождение метода: «Копилочка активных методов обучения», moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/. Заимствованный, адаптированный

Цель - повысить уровень энергии в классе.
Численность - весь класс.
Проведение: звучит музыка
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше - к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота - естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель - по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы - кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дополнительные 2 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),


5 минут

Метод «Ресторан».

Происхождение метода: «Копилочка активных методов обучения», moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/. Заимствованный

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.

Необходимые материалы: карточки для каждого ученика

Технология проведения:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.



Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для данного урока/занятия/мероприятия:

  1. Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока/занятия/мероприятия

1. Технологии АМО, применяемые на данном уроке эффективно способствовали достижению целей и выполнению всех поставленных задач урока, поскольку при использовании этих методов ученики из пассивных наблюдателей превращаются в активных участников образовательного процесса. Примененные технологии АМО, такие как «Импровизированные цели», «Светофор», «Ресторан» поставили учащихся в такие условия, при которых каждый ученик участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке перед собой целей и задач, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов и оценке своей работы. Вследствии чего, у него появляется ответственность за свою деятельность. Системно-деятельностный подход, использованный на уроке, дает возможность учащимся приобретать умения самостоятельно решать проблемы, развивается их информационная компетентность.

2. Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока/занятия/мероприятия) за счет использования технологии АМО

Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяют так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

При использовании данной технологии ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию на уроке. Принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с учениками.

Дополнительная информация

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

1.Алгебра: учебник для 9 класса/А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - М.:Мнемозина, 2010.

2. «Копилочка активных методов обучения», moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

Примечания автора/ов


1 Пример описания АМО по установленной схеме см. в Приложении 5.

12


© 2010-2022