- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока алгебры в 9 классе Системы рациональных неравенств
Конспект урока алгебры в 9 классе Системы рациональных неравенств
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зомонова Л.Г. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»
Образовательный портал «Мой университет» - moi-universitet.ru
Факультет технологий интерактивного обучения - moi-amour.ru
Третий открытый фестиваль «Активные методы обучения в образовании»
Приложение 3
Подробный конспект урока/занятия/образовательного мероприятия
(размещается только в папке с фестивальным материалом)
Организационная информация
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)
Зомонова Лайжит Гомбоевна
Должность
Учитель математики
Образовательное учреждение
МБОУ «Закаменская районная гимназия»
Республика/край
Республика Бурятия
Город/поселение
г. Закаменск
Предмет
алгебра
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек
9 класс, общеобразовательный, 20 человек
Продолжительность урока/занятия/мероприятия
45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия
Системы рациональных неравенств
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
А.Г. Мордкович, П.В. Семенов
Место урока/занятия/мероприятия в системе уроков/образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)
Данный урок по теме «Системы рациональных неравенств» является уроком изучения нового материала. На изучение этой темы предусмотрено 4 часа. Поэтому данный урок по типу - урок «открытия» нового знания. В системе же уроков при изучении главы «Неравенства и системы неравенств» данная тема является завершающей. После, будет проведена контрольная работа.
Краткая психолого - педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
В классе обучается 20 учеников. Из них 10 мальчиков и 10 девочек. Среди них трое учащихся обладают левополушарным типом восприятия, 8 - правополушарным типом, а остальные 9 имеют смешанный тип восприятия. Класс в целом дружный, активный, между детьми сложились доброжелательные, в целом бесконфликтные отношения. Данный класс по уровню обученности можно разделить на 4 группы. Первая группа - это группа, которая состоит из ребят, обладающих высоким уровнем обученности. В эту группу входят 5 учеников. Как правило, эти ребята обладают высоким уровнем мотивации в обучении, проявляют желание и возможность изучать математику на продвинутом уровне. Кроме этого они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, умением обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать. Вторая группа - это группа учеников, обладающих способностями выше среднего уровня. В эту группу можно отнести 8 учеников. У этих ребят сформировано ответственное отношение к учебной деятельности. Они обладают хорошей памятью, произвольным вниманием, могут усваивать материал на уровне выше базового. Третья группа - это группа, состоящая из учеников со средним уровнем обученности. Данная группа состоит из 5 учащихся. Эти ребята не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по заданному алгоритму, испытывают затруднение в выполнении заданий творческого характера. 2 учеников составляют четвертую группу. Хотя они проявляют старательность, имеют желание понимать и хорошо ориентироваться в изучаемом материале, затруднения эти ребята испытывают в связи с полученными пробелами в знаниях. Кроме этого обладают плохой памятью, крайне медленным темпом деятельности, недостаточной сформированностью основных мыслительных функций (сравнение, анализ, абстракция).
Цели и задачи урока/занятия/ мероприятия
Цели урока:
Познакомить с новым понятием «система неравенств», сформировать алгоритм решения систем неравенств.
Задачи урока:
Образовательные: создание организационных и содержательных условий для успешного усвоения учащимися понятий «система неравенств», «решить систему неравенств», усвоения правил решения систем неравенств; формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимися умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
Развивающие - развитие коммуникативных, регулятивных, личностных учебных действий, продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, развивать внимание, познавательную активность.
Воспитательные - воспитывать умения слушать сверстников, уважать чужое мнение, друг друга, способствовать воспитанию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умению самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки; прививать и воспитывать интерес к предмету «математика».
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
В результате изучения темы учащиеся научатся решать системы неравенств, закрепят умения решать линейные, квадратные и рациональные неравенства. Эти знания в дальнейшем найдут применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических неравенств в курсе алгебры 10-11 классов. Приобретут умения сравнивать, структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, планировать и проводить учебное сотрудничество с одноклассниками.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия
Проектор, компьютер, сигнальные карточки трёх цветов, презентация к устной работе и по новой теме «Системы рациональных неравенств».
См. следующую страницу
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий АМО | |||
Фаза урока/занятия/ мероприятия | Этап урока/занятия/мероприятия | Продолжительность этапа (минуты) | Подробное описание АМО по установленной схеме1: - Название метода - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода - Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)
|
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Этап урока: инициация (приветствие, знакомство)
| 3 минуты
| Метод «Поздоровайся локтями» Происхождение метода: К. Фопель «Сплоченность и толерантность в группе», М.: «Генезис», 2003. С.17. Заимствованный, но измененный Цель - Встреча друг с другом, приветствие Необходимые материалы: не требуются Подготовка: предварительно класс разбивается на 4 группы по 4-5 человек; по кабинету расставлены столы по количеству групп Технология проведения: Ученики из первой группы складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; учащиеся второй группы складывают руки плечах так, чтобы локти были расставлены в разные стороны; участники третьей группы ставят руки на пояс так, чтобы локти были расставлены в разные стороны. Дети приветствуют друг друга коснувшись локтями. Через три минуты ребята собираются в круг. Примечание: игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует
|
- формирование ожиданий обучающихся
| 3 минуты
| Метод «Импровизированные цели» Происхождение метода: К. Фопель «Эффективный воркшоп». М.: Генезис. 2003 с.128. Заимствованный. Цель: выразить задачи урока, выяснить ожидания участников Необходимые материалы: плакат с записанной целью урока: «Изучить правила решения систем неравенств» Подготовка: на доску вывешивается ватман, в середине которого в кругу записана цель урока. В сторонах от неё, как клумбы, изображены пустые круги или овалы. Технология проведения: учитель предлагает подумать и обсудить в группах задачи, над которыми будет проведена работа на уроке. Затем представители каждой группы выходят к доске и записывают сформулированные задачи в чистых кружках. Примечание: необходимо выделить небольшое количество задач. Среди них могут быть такие: «повторить правила решения линейных и квадратных неравенств», «изучить правило решения систем неравенств» «учиться работать в группе» и т.д.
| |
| -вхождение или погружение в тему (целеполагание),
| 7 минут | Метод «Светофор» Происхождение метода: метод представлен В. Тарасовым, О. Охлопковой, А. Ненаховой, «Копилочка активных методов обучения», moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/. Заимствованный, адаптированный Цель: оценить собственные знания и умения решать неравенства; создать ситуации успеха; отследить намеченные ожидания в начале урока. Необходимые материалы: проектор, презентация с заданиями - тестами. Форма организации фронтальной работы очень эффективна: работает весь класс. Учитель видит ответ каждого ученика, поправляет детей, которые выбрали неправильный ответ. Технология проведения: каждый выполняет задание устно выбирая правильные ответы. Предварительная подготовка: приготовить слайд с заданиями по теме «Решение неравенств» с вариантами ответов, среди которых нужно выбрать правильный. Ответы содержат кроме правильного ответа, также и правдоподобные ответы, ответы с возможными ошибками детей, так называемые ответы дистракторы. Дистракторы (от англ. distract - отвлечение внимания) - варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями, но внешне близкие к правильному решению. набором кружочков красного, желтого, зеленого цвета по количеству участников. Во время этой работы нужно общаться с обучающимися, хвалить, кто самый первый подал "сигнал" о выбранном ответе. Или просто утвердительно кивнуть, что согласны с ответом. Эффект соревнования охватит непременно, дети будут стараться, спешить быть в первых рядах. Примечание: Этот метод поможет осуществить полноценный (эмоциональный и содержательный) этап подготовки погружения в тему всего класса.
|
Фаза 2 «Работа над темой» | Этап/ы (в зависимости от типа урока) - интерактивная лекция (инпут),
| 14 минут
| Поиск знания Цель этапа: обеспечить практическую деятельность учащихся при изучении основных понятий, связанные с неравенствами, и умения применять алгоритмы решения неравенств. Деятельность учителя - организует деятельность учащихся на уроке; деятельность учащихся - умение ориентироваться в получаемой информации, работать с учебником, в группе. Технология ведения этапа: активизация мыслительной деятельности учащихся посредством системно-деятельностного подхода. Работа по группам. Каждой группе дается задание - карточка.
|
- проработка содержания темы | 10 минут | Метод «Кластер» Происхождение метода: «Копилочка активных методов обучения», moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/. Заимствованный, адаптированный Цель: структурирование информации, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Необходимые материалы: проектор, презентация. Технология проведения: 1-й этап - посередине классной доски пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы. 2-й этап - учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается. 3-й этап - осуществляется систематизация изученного материала. Ненужное, ошибочное зачеркивается. Основной вывод - формулировка алгоритма решения систем неравенств. Предварительная подготовка: Приготовить слайд с ответами (в соответствии с поставленными вопросами). Ответы (краткие, четкие определения, алгоритм). | |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Этап/ы (в зависимости от типа урока) - разминка (релаксация),
| 3 минуты
| Метод «Земля, воздух, огонь и вода» Происхождение метода: «Копилочка активных методов обучения», moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/. Заимствованный, адаптированный Цель - повысить уровень энергии в классе. |
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),
| 5 минут | Метод «Ресторан». Происхождение метода: «Копилочка активных методов обучения», moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/. Заимствованный Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки. Необходимые материалы: карточки для каждого ученика Технология проведения: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
|
Аналитическая информация
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для данного урока/занятия/мероприятия:
-
Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока/занятия/мероприятия
1. Технологии АМО, применяемые на данном уроке эффективно способствовали достижению целей и выполнению всех поставленных задач урока, поскольку при использовании этих методов ученики из пассивных наблюдателей превращаются в активных участников образовательного процесса. Примененные технологии АМО, такие как «Импровизированные цели», «Светофор», «Ресторан» поставили учащихся в такие условия, при которых каждый ученик участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке перед собой целей и задач, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов и оценке своей работы. Вследствии чего, у него появляется ответственность за свою деятельность. Системно-деятельностный подход, использованный на уроке, дает возможность учащимся приобретать умения самостоятельно решать проблемы, развивается их информационная компетентность.
2. Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока/занятия/мероприятия) за счет использования технологии АМО
Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяют так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
При использовании данной технологии ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию на уроке. Принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с учениками.
Дополнительная информация
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
1.Алгебра: учебник для 9 класса/А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - М.:Мнемозина, 2010.
2. «Копилочка активных методов обучения», moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
Примечания автора/ов
1 Пример описания АМО по установленной схеме см. в Приложении 5.
12