• Преподавателю
  • Математика
  • Рабочая программа факультатива по математике в 5 классе «Проектная деятельность учащихся 5 классов»

Рабочая программа факультатива по математике в 5 классе «Проектная деятельность учащихся 5 классов»

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации Центрального района г. Новосибирска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №156

С углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

МБОУ СОШ №156

Г. Новосибирск, ул. Гоголя 35а, тел/факс 2247529


Принято Утверждаю

Решением педагогического совета школы №___ Директор

От__ августа ____ _______________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

«Проектная деятельность учащихся 5 классов»

на ___________ учебный год







Составила: Федорченко М.В.

Учитель математики




Новосибирск


Пояснительная записка


Общество развивается ускоренными темпами. Эти изменения влияют и на ситуацию в сфере образования. Каким будет мир в середине XXI века, трудно представить не только школьным учителям, но и ученым. В любом случае общество будет заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.

Основная цель программы-формирование у учащихся поисково-исследовательских творческих умений и навыков в процессе изучения математики.

Задачи:

  • мотивация учащихся к поисковой исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация);

  • развитие умений и навыков работы с дополнительными источниками информации;

  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, публичной защиты работы.

Содержание и организация проектной деятельности

Исследовательская и проектная деятельность ученика направлена на творческий самостоятельный поиск истины. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем:

Темы из курса «Математика-5»

№ п/п

Тема:

Исследование

1

Математика в профессии моих родителей

Какое ее предназначение, где ее применение,

2

Натуральные числа

Когда возникли, первые обозначения, разряды, классы.

3

Отрезок. Длина отрезка

Мера длины в разных странах, сравнение с мерой длины в России

4

Площади и объемы

Единицы измерения площадей, когда возникла метрическая система мер

5

Обыкновенные дроби

Почему возникла необходимость введения

6

Десятичные дроби

История возникновения, кто впервые ввел

7

Микрокалькулятор

Когда возникли первые вычислительные устройства

8

Проценты

Где, когда, зачем ввели, какова необходимость

Выполнение проектов предполагает информационный диапазон, связь между предметами школьного курса. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий).

2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы).

3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания из курса «Математика-5»; учитель корректирует ход выполнения работы).

4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).

5. Презентация (итоговый отчет каждой группы).

6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

Деятельность учащихся в рамках данной программы обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов проектной деятельности. Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Ученик (или группа учащихся) подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих одноклассников, для коллектива учителей своей школы или за ее пределами. Следующий этап предполагает формулировку проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту он уже продумал и осмыслил тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Может и быть такое, что ученик полностью не справится с такой работой, но тут и должен прийти на помощь учитель (или более сильные одноклассники). Следующая ступень в организации проектной деятельности на факультативных уроках математики предполагает, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят или даже изменят формулировку своей темы, наметят сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участника проекта, их математический кругозор, знание ими других источников кроме учебника. Также важно на этом этапе и участие тех детей, которые не выбрали проект. На данном этапе они чувствуют свою причастность к исследовательской деятельности, расширяют круг своих знаний по математике. Полезны также промежуточные отчеты учащихся по проектам. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение каждого участника. Это покажет учителю одинаковый ли уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли в процессе исследовательской деятельности разногласия, которые будут тормозить ее выполнение. Далее идет полностью работа с информативным материалом. Проекты могут оформляться в письменном, электронном виде и путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов. Монопроект, на который отводится только несколько дней. Потому на подготовку и защиту данного проекта отводится мало времени и проект может быть защищен в устной форме с помощью презентаций, представленных в форме слайдов. Однако и устно защищаемый проект должен быть зафиксирован в какой то форме у исследователя. Это может быть и план, и тезисы, и конспект проблем. В любом случае проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации. Как же работать с источниками? В начале учащийся должен при беглом просмотре источника определить - имеет ил отношение информация к проблематике проекта. С этой целью читается название книги, просматриваются схемы, формулы, таблицы и т.д. Если источник заинтересовал ученика, он должен переходить к чтению с полным пониманием. Таким образом, путем разных стратегий, отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. Именно на данном этапе снимаются все трудности: они сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по проблеме. Далее на каком-то занятии можно провести предварительную апробацию написанного проекта.

Итак, мы видим ведущую линию в осуществлении проектной деятельности на уроках математики. Она состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Данный факультативный курс «проектная деятельность по математике для учащихся 5 классов» рассчитан на 35 часов.

Учебно-тематический план


Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

Умения и навыки

1

Что такое метод проектов

1

Лекция с использованием презентации

Расширение учебных умений и навыков, их практическое применение

2

Проектная деятельность учителя и ученика.

(Основные понятия. Классификация проектов. Этапы выполнения. Критерии оценивания. Формы защиты.)

2

Лекция-презентация, конспектирование, групповая работа, разработка памятки для учащихся «Этапы работы над проектом»

Понимание и владение терминологией


3

Виды исследовательских работ. Структура учебно-исследовательской работы. Общие требования к оформлению проектов.

3

Лекция, групповая работа, разработка памятки «Требования к оформлению проектов»

Научно-практическая ориентированность

4

Исследования, отбор материала по предложенным темам из курса «Математика-5»

9

Самостоятельная практическая работа с источником информации

Формирование исследовательского навыка, аналитические

5

Организация проектной деятельности учащихся.

Индивидуальная или групповая работа по созданию проектов.

16

Лекция-презентация, «мозговой штурм»

Проектировочные,

моделирование, аналитические

6

Публичная защита проектов.

5

Выступление, анкетирование

Научная аргументация, рефлексия, навыки публичного выступления и самоанализа



© 2010-2022