Доклад Русский язык на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Русский язык на уроках математики

Забота о чистоте речи, правильности, выразительной речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно народный учитель в России - носитель высокой культуры, образцовой речи.

И именно учителя, начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжение всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру учащихся.

В этом общей работе у учителя математики особая роль, особая ответственность. Прежде всего потому, что учитель математики с детьми и на уроках, и после уроков, он почти всегда-классный руководитель.

Я также постоянно слежу за правильностью и точностью речи учащихся: верным употреблением терминов, склонением числительных, логичностью и доказательностью рассуждений. Стараюсь на уроках давать ученикам образцы чтения математических терминов, предложений, прививаю нормы культурного речевого общения.

Первые шаги в оказании целенаправленной помощи учителю и учащимся в освоении грамотной математической речи предприняты в учебниках для 5 и 6 классов автором Н.Я. Виленкиным, где введен постоянный раздел «Говори правильно». Но этих материалов явно недостаточно, поэтому вместе с математическими заданиями даю задания на правильное чтение математических терминов. Например:

1. Как правильно прочитать дробь - «три седьмые» или «три седьмых»?

2. Есть ли неправильности в следующих предложениях:

а) У нашей трапеции меньшее основание - отрезочек АВ, равный один сантиметр.

б) Два икса равно тридцать семь, следовательно, икс равно восемнадцать и пять.

Многочисленные отклонения от литературной нормы в школьной практике встречаются при чтении выражений с переменными и названий функций. Иногда ученики говорят: «а равен двум», «икс равно восьми», «синус икс равно половине», «логарифм два икс минус пять по основанию три равно единице» и т.д.

В русском языке названия латинских букв x, y, z мужского рода, остальных букв - среднего рода. Надо читать: «а равно трем», «цэ равно минус пяти», но «икс равен тремстам», « игрек равен стам» и т.д.

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:

3у - три игрек, а не три игрека;

5х - пять икс, а не пять иксов;

3х=120 -три икс равны ста двадцати.


Доклад Русский язык на уроках математики

Доклад Русский язык на уроках математики

Названия всех греческих букв в математике читается в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам: «альфа равно тридцати градусам»; «два гамма равны ста восьмидесяти градусам».

Ударения в названиях всех греческих букв, кроме Доклад Русский язык на уроках математики и Доклад Русский язык на уроках математики на первом слоге ( альфа, дельта, эпсилон и т.д.) Доклад Русский язык на уроках математики-омикрон , Доклад Русский язык на уроках математики -омега.

Использование уменьшительно - ласкательных форм в математической речи совершенно недопустимо. На уроках можно услышать, как ученики, небольшой отрезок называют отрезочек, меньший из нескольких углов - "уголочек", ребро многогранника -"ребрышко". Следует помнить: в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательных форм.

Часто у учеников возникают вопросы, споры -как правильно прочитать такое, например, выражение "1-0,5":

-от одного отнять ноль целых пять десятых;

-от единицы отнять ноль целых пять десятых?

Название «один» для первого натурального числа часто используется в начальных классах, встречается в названиях чисел. Например, «к одному прибавить три», «от пяти отнять один», «одна целая две десятых» и т.д. Происхождение такого названия связано со счетом предметов: один гриб, два гриба и т.д. Этим объясняется и сравнительно большое распространение термина «один» именно в начальной школе - в период освоения понятия числа на базе счета различных предметов, первого знакомства со свойствами ряда натуральных чисел.

В различных математических предложениях чаще всего используется «единица». Например, «тригонометрическая единица», «единичная окружность», «логарифм единицы» и т.д. Математическая энциклопедия также дает для первого натурального ряда только название «единица».

Таким образом, при чтении математических выражений основным является термин «единица». Термин «один» используется при счете и в названиях чисел. Следует говорить: один карандаш, одна целая одна десятая, но «из единицы вычесть ноль целых две десятых», «синус единицы» , «единичный отрезок».

Доклад Русский язык на уроках математики

Доклад Русский язык на уроках математики


Литература:

  1. Виленкин «Математика-5»

  2. Виленкин «Математика-6»

  3. Журнал «Математика в школе»

  4. Приложение к газете «Первое сентября» «Математика».







Доклад Русский язык на уроках математики

Доклад Русский язык на уроках математики

МБОУ "ИДоклад Русский язык на уроках математикиДоклад Русский язык на уроках математикирхидейская СОШ имени А.И.Балдунникова»



Доклад Русский язык на уроках математики



.



Учитель: Халтанова Л.С.











Ирхидей


Доклад Русский язык на уроках математики

© 2010-2022