- Преподавателю
- Математика
- Доклад Русский язык на уроках математики
Доклад Русский язык на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Халтанова Л.С. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Забота о чистоте речи, правильности, выразительной речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно народный учитель в России - носитель высокой культуры, образцовой речи.
И именно учителя, начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжение всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру учащихся.
В этом общей работе у учителя математики особая роль, особая ответственность. Прежде всего потому, что учитель математики с детьми и на уроках, и после уроков, он почти всегда-классный руководитель.
Я также постоянно слежу за правильностью и точностью речи учащихся: верным употреблением терминов, склонением числительных, логичностью и доказательностью рассуждений. Стараюсь на уроках давать ученикам образцы чтения математических терминов, предложений, прививаю нормы культурного речевого общения.
Первые шаги в оказании целенаправленной помощи учителю и учащимся в освоении грамотной математической речи предприняты в учебниках для 5 и 6 классов автором Н.Я. Виленкиным, где введен постоянный раздел «Говори правильно». Но этих материалов явно недостаточно, поэтому вместе с математическими заданиями даю задания на правильное чтение математических терминов. Например:
1. Как правильно прочитать дробь - «три седьмые» или «три седьмых»?
2. Есть ли неправильности в следующих предложениях:
а) У нашей трапеции меньшее основание - отрезочек АВ, равный один сантиметр.
б) Два икса равно тридцать семь, следовательно, икс равно восемнадцать и пять.
Многочисленные отклонения от литературной нормы в школьной практике встречаются при чтении выражений с переменными и названий функций. Иногда ученики говорят: «а равен двум», «икс равно восьми», «синус икс равно половине», «логарифм два икс минус пять по основанию три равно единице» и т.д.
В русском языке названия латинских букв x, y, z мужского рода, остальных букв - среднего рода. Надо читать: «а равно трем», «цэ равно минус пяти», но «икс равен тремстам», « игрек равен стам» и т.д.
При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:
3у - три игрек, а не три игрека;
5х - пять икс, а не пять иксов;
3х=120 -три икс равны ста двадцати.
Названия всех греческих букв в математике читается в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам: «альфа равно тридцати градусам»; «два гамма равны ста восьмидесяти градусам».
Ударения в названиях всех греческих букв, кроме и на первом слоге ( альфа, дельта, эпсилон и т.д.) -омикрон , -омега.
Использование уменьшительно - ласкательных форм в математической речи совершенно недопустимо. На уроках можно услышать, как ученики, небольшой отрезок называют отрезочек, меньший из нескольких углов - "уголочек", ребро многогранника -"ребрышко". Следует помнить: в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательных форм.
Часто у учеников возникают вопросы, споры -как правильно прочитать такое, например, выражение "1-0,5":
-от одного отнять ноль целых пять десятых;
-от единицы отнять ноль целых пять десятых?
Название «один» для первого натурального числа часто используется в начальных классах, встречается в названиях чисел. Например, «к одному прибавить три», «от пяти отнять один», «одна целая две десятых» и т.д. Происхождение такого названия связано со счетом предметов: один гриб, два гриба и т.д. Этим объясняется и сравнительно большое распространение термина «один» именно в начальной школе - в период освоения понятия числа на базе счета различных предметов, первого знакомства со свойствами ряда натуральных чисел.
В различных математических предложениях чаще всего используется «единица». Например, «тригонометрическая единица», «единичная окружность», «логарифм единицы» и т.д. Математическая энциклопедия также дает для первого натурального ряда только название «единица».
Таким образом, при чтении математических выражений основным является термин «единица». Термин «один» используется при счете и в названиях чисел. Следует говорить: один карандаш, одна целая одна десятая, но «из единицы вычесть ноль целых две десятых», «синус единицы» , «единичный отрезок».
Литература:
-
Виленкин «Математика-5»
-
Виленкин «Математика-6»
-
Журнал «Математика в школе»
-
Приложение к газете «Первое сентября» «Математика».
МБОУ "Ирхидейская СОШ имени А.И.Балдунникова»
.
Учитель: Халтанова Л.С.
Ирхидей