Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Открытый урок
по математике в 5 классе



Тема: Обыкновенные дроби.







Кустуртова Альбина Салимовна

Учитель математики

СШ№4, г.Актобе










2015 год.


Тема урока: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок-игра.

Класс: 5 класс.

Цели урока:

  1. повторить и закрепить действия сложения и вычитания с обыкновенными дробями;

  2. уметь выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанные числа в виде неправильных дробей.

Оборудование:

  1. интерактивная доска

Ход урока:

Объявление темы, цели урока. Внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске:

Без знания дробей никто не может

признаваться знающим математику!

  1. Игра «Кто скорее, кто вернее» (устный счет).

Правило игры: класс делится на 2 команды (по рядам), отвечает тот ученик - член команды, который первым поднимет руку. При правильном ответе принесет команде очко.

  1. сравнить:

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) и Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) 1 и Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) и Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) и 1

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) и Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) 0 и Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) и Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) и Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс).

  1. назвать дроби в порядке возрастания:

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс), Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Какая дробь наименьшая? Как называются эти дроби?

  1. выделить целую часть из неправильной дроби:

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

  1. представить дробные числа в виде неправильных дробей:

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

  1. История возникновения дробей (небольшие сообщения учащихся от каждой команды по темам «Дроби в Древнем Риме», «Дроби в Древней Греции», «Дроби на Руси», «Дроби в Древнем Египте»).

  2. Игра «Лепесток» на повторение теоретического материала. Правило игры: на лепестках ромашки написаны задания-вопросы. Нужно открыть лепесток, прочитать задание и ответить на него. Правильный ответ - очко команде.

Вопросы на лепестках:

  1. Что показывают знаменатель и числитель дроби?

  2. Какая дробь равна единице?

  3. Какая дробь называется правильной?

  4. Как выделить целую часть из неправильной дроби?

  5. Какая их двух дробей с равными знаменателями меньше?

  6. Какая дробь называется неправильной?

  7. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше?

  8. Сравни с единицей правильную дробь?

  9. Как из одной дроби вычесть другую, если знаменатели одинаковые?

  10. Какая дробь больше единицы?

  11. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?


  1. Стихотворение «Три десятых», автор В.Лифшиц (читают участники от каждой команды). Это стихотворение раскрывает для чего надо учить эту тему, к чему может привести незнание дробей.

Это кто из портфеля швыряет в досаде

Ненавистный задачник, пенал и тетради

И сует свой дневник, не краснея при этом,

Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..

Познакомьтесь, пожалуйста: Костя Жигалин.

Жертва вечных придирок, -

Он снова провален и шипит,

На растрепанный глядя задачник:

- Просто мне не везет! Просто я неудачник!..

В чем причина обиды его и досады?

Что ответ не сошелся лишь на три десятых!

И к нему, безусловно, придирается строгая Марья Петровна.

Три десятых... Скажи про такую ошибку

И пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых...

И все же об этой ошибке я прошу вас послушать меня без улыбки...

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,

Архитектор немножко ошибся в расчете,-

Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?

Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост. Он надежен и прочен.

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина. В ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье:

Разнесло бы турбину на мелкие части!

Три десятых - И стены возводятся косо.

Три десятых - И рухнут вагоны с откоса.

Ошибись только на три десятых

Аптека, - станет ядом лекарство, убьет человека!

Мы громили и гнали фашистскую банду.

Твой отец подавал батарее команду.

Ошибись он при этом хоть на три десятых, -

Не настигли б снаряды фашистов проклятых.

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно,

И скажи - Не права ль была Марья Петровна?

Если честно подумаешь, Костя, об этом,

То недолго лежать дневнику под буфетом!

  1. Игра «Солнышко» - решить примеры.

Правило игры: на лучах солнышка записаны числа, которые надо сложить или вычесть с числом, записанным на солнышке. Правильный ответ - очко команде.

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)



  1. Диктант с последующей проверкой.


  1. Подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание: повторить изученный материал по теме «Дроби».







Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времен появилась потребность измерять длину, площадь, объем, время и другие величины. Результат измерения не всегда удается выразить натуральным числом. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби.


Дроби в Древнем Египте

Первая дробь, с которой познакомились люди, была, наверное, половина. За ней последовали Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)…, затем Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)… и т.д., т.е. единичные или основные дроби. У них числитель всегда единица. Египтяне выражали любую дробь в виде суммы только основных дробей. Если, например, в результате измерения получалось дробное число Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс), то для египтян оно представлялось в виде суммы единичных дробей: Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)

Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стебля крупных тропических растений - папирус. В папирусе Ахмеса имеются таблицы для представления некоторых дробей в виде суммы единичных дробей.



Дроби в Древнем Риме

У древних римлян асс служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Если асс делить на 12 равных частей, то получается унций. Со временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские двенадцатеричные дроби, т.е. дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) римляне говорили «одна унция», Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) - «пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции - третью, шесть унций - половиной.


Дроби в Древней Греции

В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним - числитель дроби. Например, Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс) означало три пятых.

Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями.


Дроби на Руси

Дроби в Древней Руси называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- половина, полтина, Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- треть,

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- четь, Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- полтреть,

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- полчеть, Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- полполтреть,

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- полполчеть, Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- полполполтреть (малая треть),

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- полполполчеть (малая четь), Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- пятина,

Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- седьмина, Конспект урока по математике Обыкновенные дроби (5 класс)- десятина.

3

© 2010-2022