Обмен опытом. Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наруксовская средняя школа













Практические достижения профессиональной деятельности

(личный вклад в развитие образования) учителя математики

Тема презентации:

«Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ»



Рябова Татьяна Николаевна,

учитель математики,

МОБУ Наруксовская СШ







Наруксово 2015 год

Содержание

1) «Визитная карточка»

2) Тема презентации

3) Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

4) Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

5) Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

6) Цель и задачи педагогической деятельности

7) Ведущая педагогическая идея

8) Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

9) Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

10) Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

11) Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

12) Литература.






1) «Визитная карточка»

1.Кто я?

Я учитель математики Наруксовской школы. А также преподаю предметы экономику, ОРКСЭ и Религии России. Мой педагогический стаж 16 лет из них 10 лет работала в Дубровской школе учителем физики и вела математику в 1 классе. После перевода в Наруксовскую школу еще год работала в Дубровской школе по совместительству преподавала физику в 7-9 классе.

2.Мой ученик - кто он?

Когда перешла работать в эту школу учителем математики мне дали 7, 8 и 9 класс. Конечно, было сложно готовить к итоговой аттестации ребят, уровень знаний которых я не знала, нужно было в короткие сроки сориентироваться и одновременно с прохождением программы готовить их к экзамену. Класс был слабый, лишь 3 учащихся занимались на 4 и 5 по математике. Так получилось, что к экзамену в новой форме мне готовить еще не приходилось, так как в Дуброве мой класс, в котором я преподавала математику, был 8. Я поняла, что нужна какая-то система, но для её формирования нужно время, а время нет.

Экзамены были зданы, успеваемость 100%. Но класс перешел в 10, и нужно было их опять готовить к экзаменам (ЕГЭ в новой форме), я начала поиск своей методики.

Тема моей презентации «Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ».

Какие-то элементы были опробованы на этом классе, большая часть методики сформировалась в следующем классе. А на последующем я уже опробовала эти приемы в системе. Хочу нарушить ход презентации и обратить Ваше внимание на результаты ЕГЭ в этих классах и немного их прокомментировать.







2) Тема презентации

«Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ» тема, над которой я работаю. Её формирование продолжается и по сей день. С введением независимых форм контроля над знаниями учащихся потребовалось изменение в системе подготовки к экзамену. Начиная преподавать математику с 5 класса, у учителя появляется возможность, начать готовится к ЕГЭ задолго до его наступления. А именно усиленно работать над повторением материала и систематизацией знаний. Использовать в процессе обучения различные виды деятельности и новые формы контроля. Все это готовит учащихся к экзамену как психологически, так и позволяет повысить качество математического образования.

3) Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

В процессе формирования методики были изучены советы психологов Горковенко В.А, Чибисова М.Ю. ; «Технология личностно-ориентированного образования» Якиманской И. С. ; «Технология деятельностного метода обучения» Л.Г. Петерсон; Каждый год анализирую кодификатор требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по математике, ФИПИ для своевременного внесения изменений. И конечно методика подготовки будет изменятся в соответствии с требованиями новых ФГОС.

Эта методика формируется в ходе проведения уроков разно уровневого обобщающего повторения, блочно-модульного повторение при подготовке учащихся к ЕГЭ, в ходе тематических тестов, диагностических работ и анализа результатов экзамена ОГЭ и ЕГЭ.

В формировании метода подготовки к ЕГЭ помогала работа в ШМО учителей математики, руководителем которой я являюсь, работа в экспертной комиссии по проверке работ ГИА, предметные курсы повышения квалификации, самообразование и самоанализ.











4) Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

В рамках изменений российского образования, одной из важнейших

сторон ее реализации становится повышение качества образования ,

особенно в связи с возрастающим уровнем социального заказа родителей и учащихся. Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации, у него есть как слабые, так и сильные стороны.

Рассмотреть минусы.

Нужно минусы обратить в плюсы, подготовить учащихся так чтобы они смогли показать уровень своих знаний не ниже своей годовой отметки. А так же результаты экзамена важны для поступления в ВУЗ. Первоочередная задача учителя обеспечить качественное изучение предмета и качественную подготовку к ЕГЭ.









5) Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическая база опыта: опыт разрабатывался на основе теоретических положений И.С. Якиманской . Основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой либо отвлеченной цели.

Подготовка должна носить системный характер . Поэтому методика строится на системно-деятельностном подходе: т.е. сложилась определенная система подготовки, начало которой лежит в 5 классе, так как 70 % заданий ЕГЭ базируется на материале, который прямо или косвенно формируется в основной школе. А деятельностный подход формирует главную задачу учителя-учить учится, сделать так чтобы ученики хотели и умели самостоятельно добывать знания. Этим определяются стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса обучения.

Для устранения недостатков в подготовке учеников к ЕГЭ по математике, необходимо совершенствовать процесс преподавания: активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения, а именно работу в разно уровневых группах в зависимости от поставленных целей и подготовки обучающихся. Или формирование гетерогенных групп в состав которых входили как слабые, так и сильные ученики для работы над общим заданием. При этом сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале, а заодно и сами смогли проверить собственное понимание вопроса.

Ну и конечно в процессе всего обучения происходит работа над формированием Универсальных Учебных Действий обучающихся.



6. Цель и задачи педагогической деятельности

Цели работы:

успешная подготовка выпускников к ЕГЭ по математике.

Образовательная цель развить умение ставить цели, планировать свою учебную деятельность в период подготовки к итоговой аттестации, проводить анализ полученных результатов и намечать пути ликвидации пробелов в знаниях.

Рассмотреть основные типы математических задач, включенных в КИМы ЕГЭ по математике и обобщить основные идеи, подходы и методы их решения. В ходе решения задач привить навык аналитико-синтетического логического мышления. А также подготовить учащихся психологически, развить эмоционально-волевую сферу при решении сложных задачь.

В процессе образовательной деятельности я решаю следующие задачи:


  1. Создать организационно-методическую систему подготовки учащихся к экзамену;

  2. Изучение материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации (тесты, тематические тесты) обучить учащихся оптимальной стратегии работы с тестами:

Самоконтроль времени

Оценка объективной трудности заданий

Прикидка границ результатов ;


  1. В рамках спецкурсов и факультативов решать задания как базового, так и профильного уровня, настроить учащегося на длительную самостоятельную работу, научить вносить дополнения в свой индивидуальный справочник;


  1. Приучить учащихся работать самостоятельно, обязательно научить стратегии выполнения экзаменационной работы, правильно распределять свое время, развивать умение концентрировать внимание, ставить учебные цели, находить пути их реализации, а так же развивать самоконтроль и саморегуляцию.

7) Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей данного опыта является создание действенной системы подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ через внедрение тренировочных задач и промежуточного контроля по темам. На занятиях сформировать интерес к изучению материала посредством положительной мотивации.

8.Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Каковы средства достижения этой цели?

Чтобы хорошо подготовить учащихся к ЕГЭ, нужно самому много и постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, и наряду с традиционными подходами использовать инновационные технологии и методы обучения так же использовать ресурсы сети Интернет.

Работая учителем математики в основной школе, пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться.

_________________________________________________________

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее часто использую своей методике следующие средства достижения цели:

Обучение в сотрудничестве

Индивидуальные консультации

Работу в малых группах и парах

Использование ИКТ

Метод проектов

Обучение в сотрудничестве

идея проста -класс разбивается на небольшие группы, в каждой группе есть сильный ученик, каждая группа выполняет общее задание и работает над ним до тех пор, пока все члены группы полностью не поймут и не выполнят всю работу.

Метод проектов

На современном этапе развития образования проектная методика широко распространена.

Этот метод я использую для накопления теоретических данных и для отработки навыков решения заданий по каждой теме. Т. Е. учащиеся создают для себя мини-проекты в виде карточек пошагового решения задания.

В организации работы по проекту я выделяю следующие этапы:

Подготовительный

Подготовительный этап проходит в сжатой форме, когда я на доске решаю с объяснениями очередное задание из демоверсии. Акцентируя внимание учащихся на основные формулы, законы, свойства и определения.

Основной:

Основной этап это работа в группах над созданием карточек для всех заданий из демоверсии. Длится на протяжении первого полугодия 10 класса, а в 11 классе дополняется по мере прохождения новых тем.

Заключительный:

Созданная индивидуальная папка «Моя подготовка к ЕГЭ», содержащая необходимые теоретические сведения и набор решенных заданий по каждой теме, эта папка помогает при самостоятельной работе дома. Защиты проекта нет, но по мере отработки каждой темы задаётся зачет на знание формул, законов, свойств и определений.

Работу над этими Мини-проектами мы ведем во внеурочное время на факультативе.

Виды проекта:

Конструктивно-практический

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации по необходимости в частном порядке.

Работу в малых группах и парах

Этот прием является частью обучения в сотрудничестве, а так же используется для формирования групп по уровню знаний и запросов с целью организации дифференциального обучения.

Использование ИКТ

ИКТ использую на уроках разного типа: уроках введения нового материала, обобщения, закрепления, на которых применяю различные формы работы с ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), такие, как фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Практикую создание презентаций, таблиц, схем, диаграмм, использование видеопроектора и возможностей интерактивной доски.
На мой взгляд, презентации и интерактивные элементы удобны и для учителя, и для учеников. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Составляю сама презентации к урокам, а также использую презентации созданные другими учителями.

Для диагностики и мониторинга качества изучения предмета также использую компьютер: тесты ЭП к учебнику.

Считаю что использование ИКТ позволяет:

  • Обеспечить наглядность, доступность, научность

  • Оживить учебный процесс

  • Обеспечить связь теории с практикой

  • Эффективно провести проверку усвоенных знаний.

  • Повысить результативность урока

  • Способствует развитию мышления

  • Проводить дистанционное обучение

Процесс использования ИКТ повышает эффективность самообразования самого учителя, т.к. позволяет совершенствовать знания и обмениваться идеями и опытом.

Я надеюсь, что недавно созданный мой сайт и моя страничка на сайте прошколу.ру будут интересны другим учителям.

_________________________________________________________________

Чтобы создать прочную базу знаний необходимо сформировать систему обобщающего повторения, как тематического, так и итогового.

Для этого использую серию книг Тестовый материал для оценки качества обучения (Издательство Интеллект-Центр) или серию книг КИМ по математике (Издательства ВАКО)

_____________________________________________________________

А оценивать готовность учащихся мне помогают онлайн-тренажеры сети интернет. (Гущин «Решу ЕГЭ», алекс ларин, система статград)



















10


© 2010-2022