- Преподавателю
- Математика
- Урок по геометрии Четырехугольники
Урок по геометрии Четырехугольники
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева Н.С. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обобщающий урок по теме
«Четырехугольники»
по геометрии в 8 классе
Яковлева Наталья Сергеевна, учитель математики МКОУ «Бунинская СОШ» Солнцевского района Курской области с.Бунино
Целеполагание:
1. Образовательные:
обобщение и систематизация сведений о четырехугольниках, повторение теорем, используемых в доказательстве свойств и признаков фигур.
2. Воспитательные:
воспитание любви к геометрии, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.
3. Развивающие:
развитие логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушать, задавать уточняющие вопросы;
развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.
Оборудование: листы самооценки, презентация к уроку, экран, наборы для практической работы.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Этап проверки знаний по геометрии.
4. Этап обобщения и систематизации знаний .
5. Рефлексия урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока.
-
Организационный момент.
…«Однажды у известного математика Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников:
«Ах, этот-то?» - вспомнил Гильберт, «он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения».
Все, кто хоть немного связан с математикой, алгеброй или геометрией, убеждены, что без воображения и фантазии в этих науках не обойтись. И мы с вами всегда стараемся проявить смекалку и находчивость. Конечно, не всегда получается, но чем больше задач мы решаем, тем больше развивается наше воображение и фантазия, которые пригодятся не только в алгебре и геометрии, но и в жизни вообще».
-
Актуализация знаний.
Выполнение практической работы. (Работа в парах)
Приготовьте конверты с практическим материалом:
-
Какие четырехугольники, можно получить из двух одинаковых прямоугольных треугольников. Сложите четырехугольники. Запишите названия получившихся фигур.
-
Из трех одинаковых прямоугольных треугольников. Запишите названия фигур.
-
Из четырех одинаковых прямоугольных треугольников. Запишите название фигур.
Коллективная проверка работы.
Оцените свою работу по 5-ти бальной шкале в листе самоконтроля.
Как вы думаете, какова цель нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ответы детей). Правильно, сегодня на уроке мы обобщим и закрепим изученный материал по теме «Четырехугольники».
Слайд 1
3.Этап проверки знаний по геометрии. Слайд 2
Поверка теоретических знаний.
1) С какими видами четырехугольников мы познакомились?
2) Определение параллелограмма и его свойства.
3) Определение трапеции, прямоугольной и равнобедренной трапеции , свойства равнобедренной трапеции.
4) Прямоугольник и его свойства.
5) Ромб и его свойства.
6) Квадрат и его свойства.
Не забудьте выставить отметки в листе самоконтроля.
Решение задач по данной теме. Слайд 3
-
В прямоугольнике ABCD диагонали пересекаются в точке О, угол AOB=60º. Найти углы, которые образуют диагональ прямоугольника с его сторонами.
-
В параллелограмме ABCD одна из сторон больше другой в два раза. Периметр равен 42 см. BM и DN- высоты параллелограмма (точки М и N соответственно на сторонах AD и BC). Найти стороны параллелограмма. Докажите, что Δ АВМ=Δ NCD.
-
В ромбе периметр равен 24 см, один из углов 120°. Чему равна длина меньшей диагонали.
Выставление отметок не листе самоконтроля.
А сейчас немного отдохнем и послушаем ваши сообщения о том , где мы в жизни можем встретиться с четырехугольниками.
(выступления обучающихся).
1) Параллелограмм применяют в физике при изучении сил,
при нахождении равнодействующей силы.
В жизни параллелограмм - это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости проведена диагональ.
Слайд 5
2)Прямоугольник несёт красоту, чёткость, стройность.
Оглянитесь вокруг: стены, пол, потолок, поверхность стола, футбольное поле, грани карандашей, даже записная книжка - все это прямоугольники. Попробуйте построить дом или сделать раму для картины, не зная свойств прямоугольника.
Слайд 6
3)Ни наука, ни техника, без квадрата не обходятся.
И в хозяйственных делах он тоже используется.
В основании мраморных колонн лежит квадрат.
Играя в шахматы, фигуры передвигают по квадратам.
В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов.
Их располагают на обожжённом участке в шахматном порядке.
В сельском хозяйстве применяют квадратно- гнездовой способ посадки.
Слайд 7
4)Ромбом пользуются в искусстве.
Любят его рисовать на тканях художники, используют в узорах ковровщицы.
Плиточники укладывают плитки в виде ромба,- из них получаются красивые узоры.
Слайд 8
5)Трапеция незаменима в быту и в цирке у воздушных гимнастов.
-
Этап обобщения и систематизации знаний. (Выполнение теста с последующей самопроверкой по эталону)
Вопросы, I вариант
Ответы
1. Любой прямоугольник является …
а) Ромбом
б) Квадратом
в) Параллелограммом
2. Если в четырехугольнике диагонали равны,
взаимно перпендикулярны и имеют общую середину,
то этот четырехугольник
а) Ромб
б) Квадрат
в) Прямоугольник
3. Ромб, у которого один угол прямой является
а) Квадратом
б) Прямоугольником
в) Параллелограммом
4. Какой четырехугольник не имеет собственно свойств,
а обладает свойствами других четырехугольников?
а) Прямоугольник
б) Ромб
в) Квадрат
5. Если в параллелограмме диагонали равны,
то этот параллелограмм
а) Ромб
б) Прямоугольник
в) Квадрат
1
2
3
4
5
Вопросы, II вариант
Ответы
1. Любой квадрат является …
а) Параллелограммом
б) Прямоугольником
в) Ромбом
2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны,
то этот параллелограмм - …
а) Ромб
б) Квадрат
в) Нет правильного ответа
3. В ромбе…
а) Все углы равны
б) Все стороны равны
в) Диагонали равны
4. Параллелограмм, один из углов которого прямой является…
а) Прямоугольником
б) Квадратом
в) Ромбом
5. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны,
то этот четырехугольник - …
а) Ромб
б) Квадрат
в) Нет правильного ответа
1
2
3
4
5
Выставление отметок на листе самоконтроля.
Слайд 9
-
Рефлексия урока.
«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делаешь целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: « А что ты делал целый день?». И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
Ребята, давайте мы тоже попробуем с вами оценить свою работу за урок.
Кто работал так, как первый человек? (т.е. без удовольствия)
Кто работал как второй человек? (т.е. добросовестно)
А кто работал как третий человек? (т.е. с удовольствием, творчески)
Учитель просит обучающихся осуществить самооценку своей деятельности на уроке, т.е. вычислить среднее арифметическое оценок, выставленных на листе самоконтроля ученика.
-
Домашнее задание.
-
№425, стр.115
-
Творческое задание.
Сказка-вопрос
Собрались все четырехугольники на одной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся в царство четырехугольников. Кто первый придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На их пути встретилась глубокая река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли реку и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у горы, остальные продолжили путь. Они дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
Вопросы:
-
Кто стал королем?
-
Кто был основным соперником?
-
Кто первым выбыл из соревнования?
Слайд 10
Список используемой литературы.
1. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс; - М.:ВАКО.
2.Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов средней школы. М. «Просвещение» 1992.
3.Реньи А. Диалоги о математике. М. 1969.
4. festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.