«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

Методическая разработка создана с целью обмена опытом работы объединения (мастерской) по «Художественной обработке древесины и природного материала» для педагогов дополнительного образования,  и для родителей, дети которых занимаются художественной обработкой древесины или желающие заниматься этим интересным и полезным делом. Не только педагоги, но и родители хотят, чтобы их воспитанники и дети были творческими, духовно и нравственно развитыми личностями, личностями самообучающимися, самосовершенствующимися, имеющими цель – служение общему благу, служение обществу. Для этого необходимо знать, что такое творчество, сущность творчества, как нужно развивать и, какие условия нужны для формирования творческих способностей. Психологические особенности также влияют на личность. Воспитание имеет великое значение, оно есть питание, всему возвышенному и утонченному. Бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Как хорошо сказал по этому поводу А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди». Вовсе времена в государствах, становившихся центрами культурного развития планеты, воспитание подрастающего поколения играло одну из ведущих ролей. Народ, который участвует в мировой эволюции, который думает о будущем, не может ограничиваться системами образования, ведущими только к развитию интеллекта  и росту производительного труда. Недостаточное развитие творческого, духовного начала в человеке, приводит к разложению во всех областях жизни, что мы и можем наблюдать в виде развала экономики, ... Сейчас в семьях не все дети слышат колыбельные песни, чувствуют тепло материнских рук, дети привыкают к серой обыденности взрослых. На педагогов дополнительного образования возложена большая ответственность – лучшими измерениями украшать жизнь и создавать подходящие условия  для развития  творчества у подрастающего поколения.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»

Ленинского района








Методический материал

(для педагогов дополнительного образования и родителей)



«Творчество - возможность воспитания и развития детей разного возраста»









Составила: Уленко

Светлана Петровна

педагог дополнительного

образования







Кемерово 2014

Содержание

Стр.

Содержание 2

Стр. 2

Введение 3

1. Что такое «творчество», «развитие творчества», «формирование творческой личности»? 5

2. Условия, при которых дети могут заниматься в мастерской: 15

3. В чем сущность развития творческих способностей? 20

4. Включение детей в творческую деятельность. 23

Список используемой литературы 26


Введение


Лучшее средство

освобождения от

вредных привычек

- творческий труд,

направленный на

Общее Благо!



Методическая разработка создана с целью обмена опытом работы объединения (мастерской) по «Художественной обработке древесины и природного материала» для педагогов дополнительного образования, и для родителей, дети которых занимаются художественной обработкой древесины или желающие заниматься этим интересным и полезным делом.

Не только педагоги, но и родители хотят, чтобы их воспитанники и дети были творческими, духовно и нравственно развитыми личностями, личностями самообучающимися, самосовершенствующимися, имеющими цель - служение общему благу, служение обществу. Для этого необходимо знать, что такое творчество, сущность творчества, как нужно развивать и, какие условия нужны для формирования творческих способностей. Психологические особенности также влияют на личность.

Воспитание имеет великое значение, оно есть питание, всему возвышенному и утонченному. Бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Как хорошо сказал по этому поводу А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди».

Вовсе времена в государствах, становившихся центрами культурного развития планеты, воспитание подрастающего поколения играло одну из ведущих ролей. Народ, который участвует в мировой эволюции, который думает о будущем, не может ограничиваться системами образования, ведущими только к развитию интеллекта и росту производительного труда. Недостаточное развитие творческого, духовного начала в человеке, приводит к разложению во всех областях жизни, что мы и можем наблюдать в виде развала экономики, нравственного разложения общества и военных конфликтов.

Сейчас в семьях не все дети слышат колыбельные песни, чувствуют тепло материнских рук, дети привыкают к серой обыденности взрослых.

На педагогов дополнительного образования возложена большая ответственность - лучшими измерениями украшать жизнь и создавать подходящие условия для развития творчества у подрастающего поколения.








1. Что такое «творчество», «развитие творчества», «формирование творческой личности»?


Дети приходят в мастерскую по «Художественной обработке древесины и природного материала», с исполнительскими способностями, в основном. А более сложную и важную сторону - творческие способности нужно предугадать и «вытянуть на поверхность». В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым, но при условии, если это ребенку нравиться. А не так, как иногда это делается: «Мне мама сказала, чтобы я сделал кухонную доску или выточил скалку». А ребенок только пришел, еще не знает ни древесину, ни ее основные свойства - какую древесину можно точить, а какую резать. Современные дети, приходя в мастерскую, не видели и не знают, как называется инструмент, казалось бы, такой простой и всем известный - молоток, ножовка, рубанок. И ребенок сразу разочаровывается не получив быстрого результата.

Сущность творчества - в работе воображения, в предугадывании результата правильно поставленной задачи, в создании усилием мысли некоего образа. Это особое чувство природы, особое чутье. Если ребенку помочь попасть в тон, такт природы - он может преуспеть. В этом суть творчества - в интуиции, в предвидении.

Понятно, что пока ребенок только пришел в мастерскую, ему не доверишь сразу резать резаком, выбирать стамеской рельеф или объем, разработать чертеж парусника. Каждый из упомянутых видов работ требует специальных знаний, умений и навыков. Однако, каждый ребенок может испытать себя, хотя бы, в самом простом - в выпиливании, в конструировании простой игрушки (машина, самолет и т.д.). Но работу необходимо сделать своими руками от начала и до конца. Значение такой работы в формировании личных качеств и трудового становления чрезвычайно велико и многогранно. Эта работа помогает развить такие качества, как уважение и любовь к труду, пытливость ума, целеустремленность, волю, умение самостоятельно добывать и осваивать новые знания, стремление принести реальную пользу.


«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»


Брусок в тисках,

Рубанок в руках.

Стружка появляется,

Владик удивляется.

Вот так чудо инструмент,

Построгает все в момент!


(фото №1)

Уровень развития интересов и способностей первоклассника определяется мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей. Мама Влада, не считаясь своим личным временем, находит возможность водить ребенка в мастерскую, где он постигает навыки не только творчества, но и труда. Я, как педагог поддерживаю позицию Б. М. Теплова, что творческие способности человека можно развивать в процессе практической деятельности. И если ребенок проявляет повышенный интерес к знаниям и практической деятельности по обработке древесины, то необходимо поддерживать этот интерес и направлять к творческой деятельности.

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

Никита лобзик в руки взял

И все, что он нарисовал:

Корабль в море и дельфина -

Пофантазирует - и вот картина.

(фото №2)

Учитывая индивидуальные способности ребенка, создавая ему определенные условия адаптации, оптимальные условия развития творческих способностей, казалось бы, обеспечена успешность, но возникают причины тормозящие развитие и причина эта - родители, которые наказывают ребенка любимым занятием (не выучил уроки, не успел сделать домашнее задание, не прибрался дома) - эта позиция родителей неверная и приходиться объяснять и уверять, что этим как раз не исправишь положения.

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»Рожнов Андрей сразу не мог определиться в своем выборе - выпиливание, простая резьба (треугольно-выемчатая) его не увлекла, его заинтересовала объемная резьба, а это надо обладать ассоциативным видением. И этот дар он в себе стал развивать. В настоящее время увлечение переросло в «хобби», в

свободное время он приходит и работает:

(фото №3)

другу на день рождения вырезал скульптуру «Боксер», так как он увлекался этим видом спорта.

Творческая работа знакомит детей с чувством радости,

рожденным творчеством. Когда ребенок создает что-то, что до его никто не создавал - это не забывается.

Рубил, пилил и резал,

С«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»тамеской выбирал,

И через две недели -

Русалочку создал.


(фото 4)

Творчество - стимул прогресса, «мост» от знаний, полученных в объединении «Художественная обработка древесины и природного материала», к знаниям специальным, производственным, к профессии. Только нужно предостерегать детей от слепого копирования того или иного изделия по готовым шаблонам. Гораздо приятнее в изделиях, сделанных своими руками, видеть элемент нового, пусть даже это новшество невелико. Здесь важен первый толчок, начальная идея, которая дальше будет обрастать новыми идеями, задумками. Здесь надо работать руками и головой и учеба в школе будет идти гораздо легче, ведь вместе с азами творчества расширяется кругозор, быстрее познается то, что очень трудно дается без практики. Детская одаренность имеет большую, как практическую, так и теоретическую значимость. Наиболее популярная идея развития способностей - идея дифференцированного подхода к развитию индивидуума (М. Стар, 1947 г.).

Развитие способностей зависит от многих обстоятельств: от знания свойств и способов обработки различных природных материалов, в данном случае - древесины, пользоваться различными приборами, инструментами, приспособлениями, станками; составлять и читать чертежи, уметь рисовать, составлять композиции. Все эти знания и умения должны приобретаться с детства, и их формирование начинается обычно с освоения ребенком не сложных предметных действий и выполнения операций с простейшими инструментами: молотком, ножовкой, линейкой, отверткой, рубанком, резаком, стамеской.и т. д. (см. фото 1, 2, 3,4)

Для развития способностей очень важно знать устройство и принципы работы различных приборов и инструментов, уметь их изготавливать, ремонтировать. Это и есть те основные виды деятельности, в активных занятиях которыми развиваются и совершенствуются способности и творчество.

В любом виде творчества есть свои особые специализации, которыми ребенок может заниматься. И успешно ими может заниматься при условии, что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей и если такие способности постоянно развиваются. В рамках каждого вида деятельности есть свои особенности. Так творческая деятельность в области искусства (художественная обработка древесины) может касаться создания различных зданий и сооружений, (шедевры русского зодчества - Кижи), кораблестроительства, науки (новые технологии изготовления деревянных конструкций), при оформлении интерьеров и т. д.

Диапазон творческих задач необычно широк по сложности, а суть их одна: при решении происходит акт творчества, создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, умение сопоставлять и анализировать, находить связи в зависимости, закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая, - исполнительская, - может быть переложена и на животных, и на машину.

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

(фото № 5) фото № 6

XV городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Успех - 2009» Диплом Лауреата 2 место.

Мурзина Сергея мама привела в мастерскую, он любил дома строгать. Художественное воображение у ребенка было развито. У Сергея преобладает чувственное восприятие, способное перерабатывать образную информацию. Мальчик усидчивый, думающий, правда иногда, нетерпелив в получении быстрого результата, что приводит к переделке задуманного. Постоянно приходиться напоминать, чтобы не спешил. «Лучше семь раз отмерь - один раз отрежь».

В жизни трудно отделить разные виды деятельности, и даже невозможно. И человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, в разных пропорциях. Есть виды деятельности, просто пропитанные творчеством.

Творческая деятельность трудна, сложна, но постоянно привлекает детей. Скорее всего, большие трудности могут дать и большие радости, высшие радости - радость преодоления, радость открытия, творчества. Наша жизнь требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Человеку с творческим складом ума легче и сменить профессию, найти творческие изюминки в любом деле, увлечься самому и увлечь других. Перед педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: сделать детей творцами, инициативными, думающими, умеющими мыслить творчески.

Как надо развивать творческие способности:

  1. Ранее начало (физическое развитие, чтение, счет, плавание);

  2. Опережающее развитие (инструменты, стройматериалы);

  3. Максимальное напряжение сил (добираться до потолка);

  4. Большая свобода в выборе деятельности;

  5. Помощь взрослых (ненавязчиво). Но надо помнить, что нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него.

К. Э. Циолковский: «…сначала я открывал истины, известные многим; затем стал открывать истины, известные некоторым; а потом, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные. Это и есть становление творческой стороны интеллекта. Задача педагогов - помочь детям встать на этот путь.

Как связано обучение и развитие?

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»



(фото № 8)

(фото № 7)

Алексеев Рома учился в школе № 79, православного направления. Простое копирование, каких-работ для него было не приемлемо. Выпускник 2007 года, это был самый талантливый ребенок, победитель многих выставок-конкурсов. Главные темы его работ - военная и церковная (фото № 7, 8).

Я с ним работала не как педагог - ученик, а как соавторы. Вместе придумывали, вместе воплощали задуманное. Для него не жалко было времени. Одаренность, трудолюбие, доброта и увлеченность Романа, сплотила коллектив. Чтобы повысить свое мастерство, он параллельно закончил художественную школу (экстерном).

По мнению Я.А.Каменского «… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновик и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей.

Когда Роману исполнилось 14 лет (переходный возраст), летом я была в отпуске, он «связался» со взрослыми 17 -18 летними мальчишками, научился курить, угнали машину и их задержали, судили - дали условно год. Пришлось побороться за неокрепшую душу. Воспитательная работа велась постоянно: в непринужденной обстановке за чашкой чая, не нравоучительные, а жизненные позиции, которые были направлены на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей.

В«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста» настоящее время Роман учится на плотника-столяра, с уклоном резчика и мечтает все-таки, окончить Губернское училище «Народных ремесел».




(фото № 9)


Как связано обучение и развитие?

Обучение влияет на развитие. Но обучение не может положительно влиять на развитее, если оно организовано как процесс прямого пересаживания знаний из головы педагога в голову обучающегося. Оно эффективно будет способствовать развитию, если организовано как учебная деятельность самих обучающихся. Правильно организованная учебная деятельность - это активная мыслительная и практическая работа самого ребенка как человека, который учится, а не которого учат.

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»


(фото № 10)

Ребята разного возраста и каждый занимается своим делом (работа с литературой, конструирование, резьба, выпиливание, изготовление резака).

Это значит, что не надо вдалбливать книжные премудрости, не нужно требовать заучивания на память каких-то положений, а нужно научить его учиться, добывать знания своим умом на соответственном уровне развития своего мышления и чуть выше этого уровня. По закону развития ребенку нужны знания «завтрашнего дня», то есть, он может и должен их усвоить при участии педагога, но не в виде прямой подсказки ответов, а в форме организации мыслительной поисковой деятельности совместно с педагогом (это разного рода учебные дискуссии, вопросы, недоумения, удивления, наводящие вопросы, догадки, гипотезы). Тоже самое и в практическ4ой деятельности при изготовлении какого-то изделия - только чуть-чуть подкорректировать, а дальше должен делать своими руками. Это и есть творческое развивающее обучение.

Творчество является одним из наиболее важных механизмов восприятия и самовоспитания. Более значимыми должны быть не результаты детского творчества, его продукты, а формирование способностей.

Способностями называют такие индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности, определяют предрасположенность ребенка к этой деятельности.

Включенность в разнообразные виды деятельности позволяет получать разносторонние знания и развивать у себя личные умения и навыки, входящие в состав более сложных способностей. Поэтому многие дети посещают не одно объединение, а два или даже три.

Специальных способностей, наверное, столько, сколько видов деятельности, которыми человек может заниматься. Но среди этих видов деятельности есть особенно сложные и вместе с тем достаточно распространенные. Успешно ими распоряжаться человек может лишь при условии, что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей, и если такие способности постоянно развиваются. В нашей мастерской это художественно-творческая и конструктивно-техническая деятельность.





2. Условия, при которых дети могут заниматься в мастерской:

Условие 1.

Должен присутствовать и поддерживаться устойчивый интерес к систематическим и напряженным занятиям, соответствующим видам деятельности (резьба, художественное выпиливание, конструирование, токарное точение, береста). Без такого интереса никакие способности развиваться не будут, так как не будет должной мотивации.

Интерес - основное условие, порождающее у ребенка желание заниматься данным видом деятельности и обеспечивающее развитие у него нужных специальных способностей. Сам по себе интерес не возникает на пустом месте, а появляется и развивается в процессе активных занятий соответствующим видом деятельности.

Условие 2.

Развивать способности только при наличии твердого характера, силы воли и желания преодолевать трудности. Эти трудности могут быть обусловлены и отсутствием у ребенка нужных задатков. Тогда ему придется приложить немало усилий для того, что бы развивать у себя соответствующие способности.

Условие 3.

Наличие элементарных общих задатков к занятиям, данным видом деятельности. Совсем без каких бы то ни было задатков специальные способности развивать невозможно. У ребенка обязательно должны быть хотя бы задатки общего характера, такие, например, как хорошая память и развитый интеллект, аккуратность, умение рисовать или хотя бы перерисовывать.


Условие 4.

Наличие работоспособности. Никакие иные способности при всех указанных выше и перечисленных ниже условиях не смогут нормально развиваться, если ребенок не умеет работать.

Условие 5.

Должно присутствовать выраженное стремление, соответствующая мотивация овладеть данным видом деятельности. Желание во что бы то ни стало добиться успеха именно в том виде деятельности, который выступает в качестве развивающего для соответствующих способностей, - важный фактор их становления. Такое желание проявляется, в частности, в стремлении превзойти окружающих детей, получить одобрение, похвалу, награду за успехи, добиться выдающихся результатов.

Условие 6.

Постоянная неудовлетворенность достигнутыми результатами, сочетаемая со стремлением добиться большего. Если ребенок вполне удовлетворен своими успехами и ни к чему большему не стремиться, он как правило останавливается в своем развитии. Напротив чувство неудовлетворенности стимулирует дальнейшее развитие.

Условие 7.

Высокий уровень притязаний ребенка. Под уровнем притязаний понимаются те достижения, на которые рассчитывает ребенок, исходя из собственной оценки своих возможностей и способностей. Чем выше уровень притязаний, тем сильнее стремление ребенка к успехам и, следовательно, тем быстрее будут развиваться у него нужные способности.

Условие 8.

Вера в себя и свои возможности.

Условие 9.

Систематические занятия соответствующей деятельностью, развивающей нужные способности

Условие 10.

Стремление привносить творчество в решение поставленных задач, выбор наиболее сложных работ. Это условие представляется важным для развития способностей потому, что задачи творческого характера и достаточно высокого уровня трудности эмоционально и интеллектуально привлекают детей гораздо больше, чем простые. Это связанно, в частности, с тем, что творчество вызывает у ребенка повышенный интерес. В творческом процессе он открывает что-то новое для себя, в частности новые возможности и способности. В результате повышается его самооценка, в большей степени удовлетворяются социальные потребности.

К творчеству ведет воображение.

Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве, однако постепенно он утрачивает свою значимость и не развивается. - чтобы запомнить некоторое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Дети перемещаются в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с реальностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, т. е. включение воображения.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Педагогический вывод - необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой личности.

Для стимулирования детского творчества также необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; необходимо наличие внутренней раскованности и свободы. Развитие детского воображения не только повышает интеллект, но и крайне важно для успешного разрешения разного рода жизненных конфликтов.

Психологические особенности творческой личности.

Для того, чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

Наиболее часто в литературе можно встретить упоминание таких черт личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация, стремление к порядку, чувство юмора.

Творческий ребенок любознателен и постоянно стремится объединить данные из разных областей. Одаренный ребенок бывает, поглощен своим делом несколько часов и возвращается к нему в течение нескольких дней. Гусляков Женя увлекался не только резьбой по древесине, он учился на отлично, разбирался в технике (ремонтировал мотоциклы) в 18 лет получил права на управление автомобилем категории «В», разводил рыбок - ему все было интересно. Закончил технологический институт. Он всегда был полон идей. Есин Стас, Миронов Миша, Стяжкин Петя, Чарушин Ваня это первые выпускники и каждый из них был интересен по своему. Работы этих ребят украшают стены мастерской.

Т«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»ворческий коллектив (рис.№ 11)

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»


Работа Есина Стаса - 15лет

Работы Гуслякова Жени - 15 лет (рис. № 14)

(рис.№12, №13)

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»




Работы Алексеева

(рис. № 15) Романа - 15 лет (рис. № 16)

Творческие люди предпочитают что-то новое, привычному и простому. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Дети с высоким уровнем развития творческих способностей опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений - они больше улавливают и понимают, могут следить одновременно за несколькими событиями.

Одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные трудности в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Для творческих детей весьма характерно живое воображение.









3. В чем сущность развития творческих способностей?


  • Надо уметь находить несколько способов решения задания;

  • Сложность задания должна постепенно возрастать;

  • Способности надо совершенствовать без подсказок;

  • Не требовать положительного результата с первой попытки;

  • Самим проверять точность выполнения;

  • Идти от простого к сложному.

От детского творчества - к профессиональному самоопределению.


В российской системе образования важную роль играет развитие творчества. Значение систем дополнительного образования детей очень важно, так как эти учреждения способствуют развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Основой педагогической концепции мастерской является привитие интереса к творчеству, стремление заложить основы по подготовке к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональному самоопределению. На занятиях ребята знакомятся с принципами конструирования, современными технологиями обработки материала (древесина натуральная, искусственная - фанера), работа на станках (токарный, точильный, электропила), участвуют в конкурсах. Тематика работ по мере подготовленности детей расширяется и усложняется. Знания, полученные в мастерской, помогли многим ребятам определиться в выборе профессии, реализовать свои способности, адаптироваться в обществе.

Пути развития творческих способностей:


  • Деятельность учащихся должна иметь поисковый характер, а для этого необходимо использовать такие методы, которые учили бы детей самостоятельно выявлять, исследовать и объяснять явления объективной действительности.

  • Установлено, что приобретение специальных знаний и умений на занятиях трудового обучения должно идти параллельно с включением детей в творческую деятельность уже на самых ранних этапах процесса обучения. При этом условии формирование и закрепление знаний и умений происходят значительно эффективнее, так как дети видят в них необходимость.

  • Эффективность деятельности зависят от выполнения ряда педагогических требований, в первую очередь, от посильности предлагаемых творческих задач и решений, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса. Немаловажное значение в творческой деятельности имеет доступность предлагаемых задач и заданий. Сложность их должна быть строго согласована с шагом творческого развития воспитанников.

  • Требование результативности очень важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность, результативность творческой деятельности следует рассматривать не только по отношению к конечному продукту, но и применительно к каждому этапу выполнения задания.

Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения организовать творческую деятельность. Одним из важных педагогических требований к творческой деятельности является учет возрастных особенностей воспитанников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Основной целью развития мышления у детей является пробуждения у них интереса к изучению приемов и методов индивидуального и коллективного поиска оригинальных решений.

При этом педагог должен обратить внимание на:

  • Раскрытие роли творческой деятельности в жизни общества в целом;

  • Обучение известным методам решения творческих задач;

  • Ознакомление с методами совершенствования творческих способностей;

  • Воплощение идеи в конкретные изделия и проекты.

В процессе обучения дети должны научиться правильно подбирать информацию и оценивать ее, должны научиться проверять практическую реализуемость своих проектов путем построения опытных образцов изделий. При этом важно развить у них художественный вкус и вызвать желание создавать изделия по собственным проектам.







4. Включение детей в творческую деятельность.


Формирование у детей любви к труду и умений творчески применять знания и навыки в процессе деятельности - одна из основных задач работы в мастерской.

Психологи утверждают, что творчество может проявляться независимо от возраста во всех областях его деятельности, что творческие способности поддаются развитию. Если к творческой деятельности не приучать достаточно рано, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается определенный стереотип в действиях и приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Порождается и закрепляется косность мышления, от которой трудно избавиться.

Детское творчество обучающихся - это форма привлечения детей к творчеству, это не только вид деятельности, направленный на ознакомление детей с разнообразным миром искусства, развития способностей, но и один из эффективных методов и способов трудового политехнического образования. Если детей с раннего возраста включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Таким образом, прикладное творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей. Результат творческой деятельности детей - комплекс качеств творческой личности: умственная активность, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы; самостоятельность в решении поставленной задачи, изобретательность. Прикладное творчество создает благоприятные условия для развития мышления обучающихся. В процессе творческой деятельности дети сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях об архитектуре и строительстве: изучение специальной литературы, ознакомление с новинками в области науки (кедропласт, новые технологии изготовления прочных конструкций из древесины - выпариванием).

Специфика обучения детей состоит в том, что развитие творческих способностей осуществляется за счет развития общей сенсорики, предлагаемой обширной наглядности, целенаправленной трудовой деятельности, ручного труда. Обучение прикладному творчеству оказывает положительное воздействие на физическую, интеллектуальную, психосоциальную сферы детей. Влияние занятий творчеством проявляются в стабилизации эмоционального состояния детей, в улучшении функционирования их познавательных процессов. Эти занятия ведут к укреплению мышц кистей рук, развитию мелкой моторики пальцев рук. Детям одинаково полезны такие занятия, как выпиливание и вырезание деталей, склеивание, покраска, составление композиций, черчение и т.д. Все перечисленные занятия пробуждают и познавательные интересы. В работе очень важен и принцип индивидуального подхода к детям.

Практическая деятельность, подкрепляемая теоретическим материалом, восполняет пробелы по школьным предметам. Восьмиклассники не знают предмета - черчение. А ведь это основа технических вузов! Где же будут учиться мальчики или все пойдут в гуманитарные.

Занятия прикладным творчеством направлены не только на изготовление полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, формирование потребностей предметов окружающей действительности.

Таким образом, мастерская призвана формировать духовно богатую, социально активную личность ребенка. Развитие творческих способностей происходит в процессе практического усвоения основ того или иного вида деятельности, правильного педагогического подхода к овладению этих основ и выявлению успеха. В итоге ребенок - это маленький творец, создатель прекрасного, созданный «руками» педагога.








Список используемой литературы


  1. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука. [Текст]: М,; Советское радио, 1979г.

  2. Алякринский Б. С. О таланте и способностях. [Текст]; М.; Педагогика, 1971г.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры; Психология человеческой судьбы. [Текст]; Лениздат, 1992г.

  4. Выгодский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]; В кн. «Развитие высших психических функций». М.; Учпедгиз, 1960г.

  5. Голубева Э. А. Способности и склонности. [Текст]; М.; Просвещение, 1989г.

  6. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. [Текст]; М.; Прометей, 1993г.

  7. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. [Текст]; М.; Педагогика, 1984г.

  8. Перкинс Д. Творческая одаренность как психологическое понятие. //Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. [Текст]; Науковедение, 1988г. № 4. с. 88 - 92

  9. Платонов К. К. Проблемы способностей. [Текст]; М.; Просвещение, 1972г.

  10. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. [Текст]; М.; Просвещение, 1975г.

  11. Теплов Б. М. Способности и одаренность. [Текст]; М.; Педагогика, 1985г.


© 2010-2022