- Преподавателю
- Математика
- Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения математике
Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Инчикова Л.В. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Л.В. Инчикова, учитель математики
МОУ СОШ №2 п.Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ
Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения математике
НА VI съезде Всероссийского педагогического собрания намечено, что одна из задач модернизации российской школы - обновить школьную сеть страны и создать комфортные условия для работы и обучения детей. ФГОС - новая парадигма отечественного образования. Переход педагогов к новым стандартам ФГОС обозначил спектр определенных трудностей. Помочь преодолеть возникшие трудности, призвана система повышения квалификации работников образования. Так одна из возможностей включает повышение квалификации с использованием технологий дистанционного обучения. Ожидаемый результат повышения квалификации - принятие новой парадигмы отечественного образования, профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС общего образования.
Педагогами методического объединения математики, физики и информатики нашей школы были успешно пройдены курсы дистанционного повышения квалификации в учебном центре «Эйдос» по теме «Уроки математики и физики с учетом требований ФГОС». Изучение учебных модулей, выполнение заданий, проработка анализа выполненных заданий дистанционным педагогом помогло мне не только разобраться в содержании государственных стандартов обучения, но и идти на опережение, готовить наших учеников и самих себя к данной новой системе работы, применяя на своих уроках элементы метапредметного подхода.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Существующие сегодня «Примерные программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели обучения:
Развитие коммуникативной компетенции.
Развитие личности учащихся.
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
1.Предметные результаты.
2.Личностные результаты.
3.Метапредметные результаты.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Таким образом, образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем, не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Возникает вопрос о реализации требований новых стандартов на практике. На каком учебном предмете рассматривать метапредметный смысл понятий? в каком классе? по какой теме? Как проверить метапредметные результаты средствами учебных предметов? Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ЕГЭ? Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
Если представить формы метапредметного обучения то, наверное, их можно распределить по степени сложности:
-
Метапредметные задания
-
Предметный урок + метапредметная тема
-
Метапредметный урок
-
Метапредмет
Одной из разновидностей учебной задачи, особенностью которой является синтез знаний и умений из разновидных наук, разных учебных дисциплин, является метапредметное задание. Метапредметное задание включает в себя объединение ради решения одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета, когда метапредметная связь обнаруживается на уровне метапонятий («Человек», «Природа», «Время», «Движение», «Познание», «Развитие» и т.д.).
Предметный урок + метапредметная тема - спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри - и межпредметной интеграции.
Метапредметные темы на уроках:
-
Определение и понятие
-
Постановка проблемы
-
Рисунок и схема
-
Знание и информация
-
Цель и задачи
-
Модель и способ
-
Ситуация непонимания
-
Содержание и форма
-
Повторение и развитие
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, является подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы. Метаурок не убивает предметный урок, а доводит его содержание.
Метапредмет. Безусловно, это вершина айсберга метапредметного подхода, это самое сложное и при разработке метапредмета требуется, наверное, совместный коллективный труд педагогов смежных дисциплин.
Итак, реализация метапредметности началась с разработки метапредметных заданий преимущественно математического содержания?
Особенность метапредметного задания
- наличие в содержании задания метапредметного первосмысла, то есть ключевого понятия, явления, объекта, концентрирующего в себе достаточно широкую область познаваемого бытия;
- выполнение задания предусматривает применение учеником некоего метаспособа, то есть универсального эвристического метода познания объекта или решения проблемы, например: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма и т.д.
Проектирование метапредметных заданий
Метапредметные задания, это задания на составления инструкций, алгоритмов, планов, схем, исследовательские задания, задания на систематизацию информации, классификацию и т.д. В основе каждого из них лежит оргдеятельностная технология, то есть каждый учащийся в ходе выполнения, ставит личные цели, создает образовательный продукт, который их воплощает, проводит рефлексию собственной деятельности.
Предлагаю использовать следующие технологии проектирования метапредметных заданий:
1) Объект рассматривается с нескольких позиций (разных наук, предметов, точек зрения).
2) Объект, традиционно рассматриваемый в одном предмете, переносится в контекст другого предмета.
3) В основе задания - восприятие (личное отношение, понимание) фундаментального объекта.
4) Основная цель задания - использование метапредметной деятельности, например, построения алгоритма, схематизации, исследования, вопрошания и т.д.
Форма оценки задания предлагается:
-
количественная (баллы, шкалы, отметки)
-
качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита).
При проектировании метапредметных заданий необходимо учитывать упор на фундаментальные образовательные объекты, изучаемые преимущественно средствами математики: числа и операции над ними (физика, химия, биология, информатика, география), величины и их измерения, функции (физика, химия, биология), геометрические фигуры (черчение, физика,), формулы (физика, химия, биология), элементы статистики (биология, экономическая география), преобразования (физика, химия), пространственные отношения (физика), чертежи (черчение).
Задание 1 (геометрия - 7 класс)
Измерения, способствуют привитию умений и навыков, помогают в жизни, сопровождают исследование, развивают вычислительные навыки.
Осмотрись вокруг!
Составь алгоритм любого измерения. В таблицу внеси инструменты измерений, и измерения, выполняемые на уроках: математики, физики, географии, биологии.
Формируются метазнания о процессе измерения, метаумение: проводить измерения в любой предметной области.
Задание 2 (математика - 5 класс)
На ежегодный ямальский праздник «День оленевода» приехали иностранцы из Австралии. Они захотели покушать на ужин известную промысловую рыбу - муксуна и предложили Ване, который как раз сходил на рыбалку, продать немного. Но русских денег у приезжих не было, только национальная валюта Австрии. Договорились, что они купить 2,5 кг рыбы на 35монет национальной валюты. Выясните, хватит ли Ване этих денег, когда он поменяет в банке эту валюту на российские деньги, на фисташковое мороженое за 63 руб. и Сникерс за 27 руб. Килограмм муксуна 200 рублей. Национальную валюту Австрии и курс валюты посмотрите в Интернете.
Составь правило перевода из одних валют в другие.
Правильно нашли сумму в национальной валюте - 3 балла, перевели в рубли - 3 балла, составили правило перевода - 4 балла. Максимум -10 баллов.
Здесь метапредметное знание - это разные единицы, а метапредметное умение - перевод из одних единиц в другие.
Задание 3 (математика 6 класс)
Проблема - «начало мышления». Организуй деятельность по поиску путей решения проблемы, выбери методы и способы решения проблемы.
Обозначь главную проблему по теме «Длина окружности», наметь пути решения проблемы.
Постройте схему своей деятельности. Обсудите насколько эта схема действенна в других ситуациях.
Понятно, что педагог должен направлять урок, где-то подыгрывать, опровергать, корректировать, но в целом вести за собой учащихся на уроке в нужном векторе следования предметной теме. Главный акцент в том, как научить учеников формулировать перед собой проблему, намечать пути решения проблемы. Важно как они построят схему деятельности по разрешению проблемы, обсудят её применительно к другим предметным областям.
Задание 4 (геометрия 10 класс)
Проведите исследование «Правильные многогранники вокруг нас» по схеме:
Смежные дисциплины: физика, черчение, трудовое обучение, биология, география.
Создание природы красивы и симметричны. Свойства многогранника - это неотделимое свойство природной гармонии.
Описание ситуации (гипотезы): Как много существует правильных многогранников? Почему пчелы строят соты именно так?
Результат оформи в виде презентации.
У учащихся должна быть возможность не только познать мир в его единстве и многообразии, выполняя метапредметные задания, но и формировать те универсальные учебные действия, умения, которые прописаны в образовательных стандартах. Важно увидеть метапредметные умения, действия именно через предмет математики. Следует отнести в данном направлении и системную работу со способом.
Пример 1
Если ученик освоил решение задач в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
Работая в 7 классах, я параллельно вела уроки математики и физики. Так на уроках алгебры при повторении основного свойства пропорции (математика 6 класс) при решении математических заданий предлагалась задача из физики по теме: «Рычаг. Правило рычага».
Пример 2
На слайде предложены 3 задачи одного содержания на %, обыкновенные дроби, десятичные дроби. Учащимся нужно их решить, выбрать для себя способ решения и защитить перед одноклассниками, почему он выбрал именно этот способ решения.
Основная цель задания: Задача. Способы решения задачи. Отбор и защита рационального способа учащимися - личный продукт усвоения учебного материала.
Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта. Школьники учатся разбираться в устройстве предметных действительностей, обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, Речь идет о том, чтобы повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной! Не забить головы учащимся набором ненужных сведений из предметов, а найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией и в логике развертывания учебных тем, где можно было бы группировать метаучебный материал.
Метапредметный подход предлагает такую переорганизацию предметного образования, когда за счет использования на уроках метапредметных технологий транслируется и необходимое предметное содержание - не как сведения для запоминания, а как знания для осмысления и использования!
Список литературы
-
Материалы дистанционных курсов Центра дистанционного образования «Эйдос»
-
Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. - М., 2004.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
-
Фрумин И. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. Учит. Газ. , 2002г., №34.
-
Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологии организации системно-структурных исследований и разработок. Избранные труды. -М., 1995. С. 88- 144.
5