Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Профильный уровень ЕГЭ          Единый государственный экзамен на профильном уровне представляет собой работу, состоящую из 2 частей. Первая часть состоит из 9 заданий базового уровня, требующих краткого ответа. Данная часть работы предназначена для «проверки освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях.»[1]          Вторая часть ЕГЭ состоит из 12 заданий повышенного уровня сложности, требующих краткого или развернутого ответа. Данная ч...
Раздел Математика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профильный уровень ЕГЭ

Единый государственный экзамен на профильном уровне представляет собой работу, состоящую из 2 частей. Первая часть состоит из 9 заданий базового уровня, требующих краткого ответа. Данная часть работы предназначена для «проверки освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях.»1

Вторая часть ЕГЭ состоит из 12 заданий повышенного уровня сложности, требующих краткого или развернутого ответа. Данная часть работы направлена на проверку освоения математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.

Проведем классификацию заданий ЕГЭ профильного уровня по их порядковому номеру, оценив сложность вопроса и проанализировав его место в школьном курсе математики.

Задания №1-3

Первые 3 задания единого государственного экзамена проверяют умение учащихся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Можно провести некоторую аналогию с ОГЭ: похожие задания встречаются в заданиях итоговой аттестации 9 класса. Вычислительные навыки, умение работать с рациональными числами, анализировать, читать графики, формируемые в курсе математики 5-6 классов и алгебры 7 класса, - достаточная база, которая позволяет выполнить первые три задания ЕГЭ.

Приведем примеры заданий.

  1. По тарифному плану «Просто как день» компания сотовой связи каждый вечер снимает со счёта абонента 16 руб. Если на счету осталось меньше 16 руб., то на следующее утро номер блокируют до пополнения счёта. Сегодня утром у Лизы на счету было 300 руб. Сколько дней (включая сегодняшний) она сможет пользоваться телефоном, не пополняя счёт?

Решение.

300/16 = 18,75, но так как 75% от 16 рублей (т. е. 12 рублей) не хватит, чтобы оплатить день общения - делаем вывод, что Лизе этих денег хватит на 18 дней.

Ответ: 18.

  1. На графике изображена зависимость крутящего момента двигателя от числа его оборотов в минуту. На оси абсцисс откладывается число оборотов в минуту, на оси ординат - крутящий момент в Нм. Скорость автомобиля (в км/ч) приближенно выражается формулой v = 0,036n, где n - число оборотов двигателя в минуту. С какой наименьшей скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы крутящий момент был не меньше 120 Н Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения м? Ответ дайте в километрах в час.

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Решение.

Для того, чтобы крутящий момент был не меньше 120 Нм число оборотов двигателя в минуту n должно быть не меньше 2000 и не больше 5000 (см. график). Поэтому искомая наименьшая скорость определяется по формуле v = 0,036 Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения 2000 = 72 км/ч.

Ответ: 72.

  1. Семья из трех человек едет из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно - на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 660 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 19,5 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?

Решение.

Стоимость поездки на поезде для троих человек будет составлять 660 Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения 3 = 1980 руб. Расход бензина на 700 км пути составит 7 раз по 8 литров т. е. 56 литров. Его стоимость 56 Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения 19,5 = 1092 руб. Стоимость самой дешевой поездки составляет 1092 рубля.

Ответ: 1092.

Задания №4,7

Четвертое и седьмое задания единого государственного экзамена можно объединить, так как оба этих задания проверяют умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. В них представлены планиметрические задачи, связанные с вычислением длин и площадей, нахождением углов. Математические знания, необходимые для решения данных заданий, формируются в ходе изучения геометрии 7-9 класса.

Примеры заданий:Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

  1. Острый угол ромба равен 30˚. Радиус вписанной в этот ромб окружности равен 2. Найдите сторону ромба.Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Решение. Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Ответ: 8.Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

  1. Найдите площадь ромба, изображённого на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Решение. Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Площадь четырёхугольника равна разности площади большого квадрата, двух маленьких квадратов и четырёх прямоугольных треугольников, гипотенузы которых являются сторонами исходного треугольника. Поэтому

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Примечание.

Наш четырёхугольник - ромб, его площадь равна половине произведения диагоналей. Диагонали ромба можно найти по теореме Пифагора, они равны Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения и Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения . Поэтому площадь равна 32.

Ответ: 32.

Задание №5

Данное задание экзаменационной работы посвящено элементам комбинаторики, теории вероятности и статистики. Для успешного выполнения данного задания от учащихся требуется знание классического определения вероятности, теорем о вероятностях событий, и умение применять их на практике. Комбинаторика как отдельный, самостоятельный раздел не изучается в курсе основной школы. Умение решать комбинаторные задачи вырабатывается при изучении математики 5-6 классов, где комбинаторика представлена фрагментарно. Понятие вероятности и задачи, посвященные ее классическому определению, разбираются в курсе 9 класса, а вот теоремам о вероятностях событий отводится время в курсе изучения алгебры 11 класса. Целесообразнее данное задание разбирать с одиннадцатиклассниками, которые уже изучили начала теории вероятности в полном объеме школьной программы. Приведем примеры заданий:

Биатлонист пять раз стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,8. Найдите вероятность того, что биатлонист первые три раза попал в мишени, а последние два промахнулся. Результат округлите до сотых.

Решение.

Поскольку биатлонист попадает в мишени с вероятностью 0,8, он промахивается с вероятностью 1 − 0,8 = 0,2. События попасть или промахнуться при каждом выстреле независимы, вероятность произведения независимых событий равна произведению их вероятностей. Тем самым, вероятность события «попал, попал, попал, промахнулся, промахнулся» равна Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Ответ: 0,02.

Задание №6

Шестое задание экзаменационной работы предполагает проверку умений учащихся решать уравнения (реже неравенства), при этом в данном задании могут встретится:

  • линейные, квадратные, кубические уравнения (неравенства);

  • рациональные уравнения (неравенства);

  • иррациональные уравнения (неравенства);

  • показательные уравнения (неравенства);

  • логарифмические уравнения (неравенства);

  • тригонометрические уравнения (неравенства).

Первые три типа уравнений и неравенств изучаются в курсе основной школы, а вот последние - в курсе старшей школы. Как показывает статистика, последние три типа уравнений, в особенности тригонометрические, являются наиболее сложными для учащихся. Поэтому учителю особенно важно обратить внимание при изучении тригонометрии на данный тип заданий.

Приведем примеры заданий.

  1. Найдите корни уравнения: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. В ответ запишите наибольший отрицательный корень.

Решение.

Последовательно получаем: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Произведем выборку корней. Значениям Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения соответствуют положительные корни. Если Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, то Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения и Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Если Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, то Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения и Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения . Значениям Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения соответствуют меньшие значения корней. Следовательно, наибольшим отрицательным корнем является число -4.

Ответ: −4.

  1. Найдите корень уравнения Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Решение.

Последовательно получаем: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Ответ: −12.

Задание №8

В восьмом задании экзаменационной работы проверяется умение учащихся выполнять действия с функциями, в том числе используя производную и первообразную. Физический, геометрический смысл производной и касательной, применение производной к исследованию графиков, первообразная - те темы, изучение которых происходит в 10-11 классах.

Примеры заданий.

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

  1. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

Значение производной в точке касания равно угловому коэффициенту касательной, который в свою очередь равен тангенсу угла наклона данной касательной к оси абсцисс.

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Построим треугольник с вершинами в точках A (1; 2), B (1; −4), С(−2; −4). Угол наклона касательной к оси абсцисс будет равен углу AСB:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Ответ: 2.

  1. На рисунке изображён график функции Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Функция Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения - одна из первообразных функции Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Найдите площадь закрашенной фигуры.

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Решение.

Площадь выделенной фигуры равна разности значений первообразных, вычисленных в точках -9 и -11.

Имеем:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Приведем другое решение. Второй подход эквивалентен выделению полного куба. Получим явное выражение для Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения Поскольку

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

имеем: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Ответ: 6.

Задание №9

Задание № 9 связано с умением решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов) и использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы. Эти умения вырабатываются в курсе изучения стереометрии 10-11 класса.

Примеры заданий.Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

  1. Найдите площадь поверхности многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).

Решение.

Площадь поверхности данного многогранника равна сумме площадей поверхностей прямоугольных параллелепипедов с рёбрами 6, 6, 2 и 3, 3, 4, уменьшенной на две площади прямоугольников со сторонами 3 и 4:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Ответ: 162.

  1. В цилиндрический сосуд налили 2000 см3 воды. Уровень воды при этом достигает высоты 12 см. В жидкость полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 9 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в см3.

Решение.Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Объём детали равен объёму вытесненной ею жидкости. Объём вытесненной жидкости равен 9/12 исходного объёма:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Ответ: 1500.

Задание №10

Это задание проверяет умение учащихся выполнять различные вычисления и преобразования. К ним относятся преобразования числовых рациональных, алгебраических, числовых иррациональных, буквенных иррациональных, степенных выражений, а также преобразования логарифмических, показательных и тригонометрических выражений. Умения преобразовывать названные выражения вырабатывается у учащихся на протяжении всего курса изучения алгебры с 7 по 11 классы.

Приведем примеры заданий.

  1. Найдите значение выраженияЗадания профильного уровня ЕГЭ и их решения при m>0.

Решение. Выполним преобразования: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Ответ: 12.

  1. Найдите Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, если Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Решение. Выполним преобразования: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Ответ: -4.

Задание №11

Данное задание направлено на проверку умений использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Задачи с прикладным содержанием, предлагаемые в данном задании, сводятся к решению линейных, квадратных, иррациональных, рациональных, степенных, логарифмических, показательных, тригонометрических уравнений и неравенств. Данные разделы алгебры изучаются также с 7 по 11 классы.

Примеры заданий.

При нормальном падении света с длиной волны Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения нм на дифракционную решётку с периодом d нм наблюдают серию дифракционных максимумов. При этом угол φ (отсчитываемый от перпендикуляра к решётке), под которым наблюдается максимум, и номер максимума k связаны соотношением Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения . Под каким минимальным углом Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения (в градусах) можно наблюдать второй максимум на решётке с периодом, не превосходящим 1600 нм?

Решение. Задача сводится к решению неравенства Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения нм на интервале Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения при заданных значениях длины волны светаЗадания профильного уровня ЕГЭ и их решения нм и номера максимума Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения .

Ответ: 30.

Задание №12Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Задание № 12 связано с умением решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов) и использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы. Эти умения вырабатываются в курсе изучения стереометрии 10-11 класса.

Примеры заданий.

Сторона основания правильной шестиугольной пирамиды равна 4, а угол между боковой гранью и основанием равен 45Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Найдите объем пирамиды.

Решение.

Вершина правильной пирамиды проецируется в центр ее основания. В правильном шестиугольнике со стороной Задания профильного уровня ЕГЭ и их решениярасстояние от его центра до стороны равно радиусу вписанной окружности, который равен Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения . Так как угол между боковой гранью и основанием равен 45°, высота пирамиды также равна Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Тогда имеем: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Ответ: 48.

Задание № 13

Тринадцатое задание экзаменационной работы проверяет умение строить и исследовать простейшие математические модели. Встречаются задачи на проценты, сплавы и смеси, на движение по прямой, на движение по окружности, на движение по воде, на совместную работу, на прогрессии. Во-многом, задание перекликается с аналогичным № 22 в ОГЭ, поэтому можно сказать, что данное задание посильно ученику 9-го класса.

Примеры заданий.

Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% никеля, второй - 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?

Решение. Пусть масса первого сплава Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения кг, а масса второго - Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения кг. Тогда массовое содержание никеля в первом и втором сплавах Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения и Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, соответственно. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. Получаем систему уравнений:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Таким образом, первый сплав легче второго на 100 килограммов.

Ответ: 100.

Задание № 14

Умение выполнять действия с функциями проверяется в четырнадцатом задании экзаменационной работы. Оно может включать в себя исследование степенных и иррациональных функций, показательных и логарифмических функций, тригонометрических функций, исследование функций без помощи производной.

Примеры заданий.

Найдите наибольшее значение функции Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения на отрезке Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Решение. Найдем производную заданной функции: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.Найдем нули производной на заданном отрезке:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Определим знаки производной функции на заданном отрезке и изобразим на рисунке поведение функции:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

В точке Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения заданная функция имеет максимум, являющийся ее наибольшим значением на заданном отрезке. Найдем это наибольшее значение: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Ответ: 51.

Перейдем к анализу заданий повышенного уровня сложности, составляющих вторую часть экзаменационной работы.

Задание № 15 (С1)

Пятнадцатое задание государственного экзамена проверяет умения учащихся решать различные уравнения и неравенства. В этом задании чаще всего встречаются тригонометрические уравнения, при решении которых необходимо не только найти корни, но и осуществить их выборку на заданном промежутке. Также в этом задании могут быть квадратные, рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и сводящиеся к ним уравнения и неравенства. Изучение данных тем происходит в 10-11 классах.

Приведем примеры таких заданий.

1. а) Решите уравнение Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения .

Решение.

а) Введем в рассмотрение новую переменную. Пусть Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, тогда исходное уравнение запишется в виде Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

б) С помощью числовой окружности отберем корни, принадлежащие отрезку Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Получим числа: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Ответ: а)Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения б) Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Задание №16(С2)

В данном задании экзаменационной работы учащимся предлагается стереометрическая задача, решение которой основывается на знаниях учащихся о угле между скрещивающимися прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями. Ученик должен понимать, что подразумевается под расстоянием от точки до прямой и до плоскости, между прямыми и плоскостями, а также уметь находить площади сечений многогранников, объёмы многогранников и круглых тел (цилиндр, конус, шар). Данные темы изучаются в курсе стереометрии 10-11 классов.

Пример задания.

В правильной четырехугольной пирамиде MABСD с вершиной M стороны основания равны 15, а боковые ребра равны 16. Найдите площадь сечения пирамиды плоскостью, проходящей через точку B и середину ребра MD параллельно прямой AС.

Решение.

Пусть точка E - середина ребра MD. Отрезок BE пересекает плоскость MAС в точке P. В треугольнике MBD точка Р является точкой пересечения медиан, следовательно, MP:РО = 2 : 1, где O - центр основания пирамиды. Отрезок FG параллелен и проходит через точку P (точка F принадлежит ребру MA, G - ребру ), откуда

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решенияЗадания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Четырёхугольник BFEG - искомое сечение. Отрезок BE - медиана треугольника MBD, значит,

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Поскольку прямая BD перпендикулярна плоскости MAС, диагонали BE и FGчетырёхугольника BFEG перпендикулярны, следовательно,Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения .

Ответ: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Задание №17 (С3)

Умение решать уравнения и неравенства повышенного уровня сложности проверяется в семнадцатом задании экзаменационной работы. В этом номере могут встретится как рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические неравенства, так и их системы. Задание посильно ученику 11 класса.

Пример задания

Решите неравенство: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения .

Решение.

Областью определения неравенства являются положительные числа, отличные от 0,25 и 1. Выражение Задания профильного уровня ЕГЭ и их решениялибо равно нулю при x=4, при этом неравенство верно; либо положительно, и тогда на него можно разделить, не меняя знака неравенства. Имеем:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Учитывая, что Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, получаем ответ

Ответ:Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Задание №18 (С4)

Восемнадцатое задание - планиметрическая задача. Хотя 10-11 класс посвящен в основном курсу стереометрии, при изучении объемных тел так или иначе происходит повторение основных положений геометрии на плоскости. Все знания, необходимые для решения данной задачи, получаются в курсе геометрии 7-9 класса. Однако, как показывает практика проведения ЕГЭ, с данным заданием справляется менее 5% учащихся, выполняющих вторую часть экзаменационной работы.

Приведем пример задания.

Две окружности пересекаются в точках P и Q. Прямая, проходящая через точку P, второй раз пересекает первую окружность в точке A, а вторую - в точке D. Прямая, проходящая через точку Q параллельно AD, второй раз пересекает первую окружность в точке B, а вторую - в точке С.

а) Докажите, что четырёхугольник ABСD - параллелограмм.

б) Найдите отношение СP:PB, если радиус первой окружности втрое больше радиуса второй.

Решение.

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решенияа) Обозначим Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Поскольку ABQP и CDPQ - вписанные четырёхугольники:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Значит, Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения и поэтому Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Противоположные стороны четырёхугольника ABCD попарно параллельны, следовательно, это параллелограмм.

б) Пусть R - радиус второй (меньшей) окружности. Тогда радиус большей окружности равен 3R. По теореме синусов:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения Следовательно, Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Ответ: CP:PB=1:3.

Задание №19 (С5)

Пятнадцатое задание с 2015 года претерпело изменения. Теперь в нем содержится задача практического содержания, проверяющая умение учащихся использовать приобретенные знания и умения в повседневной деятельности. Согласно кодификатору элементов содержания в этом задании могут встретится задания, содержащие числа, корни, степени, логарифмы. Так как задание может содержать как проценты, изучаемые в 5 классе, так и логарифмы, изучаемые в 11 классе, сложно отнести его к какому-либо этапу изучения математики.

Пример задания

Антон взял кредит в банке на срок 6 месяцев. В конце каждого месяца общая сумма оставшегося долга увеличивается на одно и то же число процентов (месячную процентную ставку), а затем уменьшается на сумму, уплаченную Антоном. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину. Общая сумма выплат превысила сумму кредита на 63%. Найдите месячную процентную ставку.

Решение.

Пусть сумма кредита S у.е., процентная ставка банка x %.

Предложение «Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину» означает: Антон взятую сумму возвращал в банк равными долями. Сумма, образованная применением процентной ставки, составляет: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения (у.е.)

Общая сумма, выплаченная Антоном за 6 месяцев: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения (у.е.). А эта сумма по условию задачи равна 1,63S у.е. Решим уравнение:

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Ответ: 18.

Задание №20 (С6)

Данное задание проверяет умение учащихся решать уравнения и неравенства с параметром. Уравнения и неравенства с параметром - тема, которая мало освещена в школьном курсе изучения математики. Она является сквозной для него. Поэтому данное задание лучше предлагать выпускнику 11 класса, уже знакомому и хорошо освоившему равносильные переходы. Приведем пример задания.

При каких значениях параметра а система Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения имеет единственное решение?

Решение.

Прежде всего: заметим, что если Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения - решение системы при некотором значении параметра а, то при этом значении параметра решением системы будет и Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Отсюда следует, что условие x=0 является необходимым условием существования у системы единственного решения.

При x=0 система перепишется в виде Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Решая эту систему относительно а, находим, что требуемые значения а могут принадлежать только множеству Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Пусть Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения . Тогда система примет вид Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Из второго уравнения системы следует, что Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения и Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, и, таким образом, Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения . Учитывая теперь, что Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, приходим к неравенству

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, которое означает, что первое равенство системы справедливо только при Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, следовательно, Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, т. е. при Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. Итак, при Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения система имеет единственное решение. Пусть теперь Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения. При таком значении параметра а система перепишется в виде

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Эта система имеет решения Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения, и, таким образом, при Задания профильного уровня ЕГЭ и их решенияусловию единственности решения не удовлетворяет. Заметим, что решения здесь просто угаданы.

Ответ: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Задание №21 (С7)

Последнее задание экзаменационной работы проверяет умение учащихся строить и исследовать простейшие математические модели. Задачи, предлагаемые здесь, носят логический характер и не требуют сложных математических расчетов. Они скорее с теорией чисел, которая в школьном курсе математики практически не освещена. Поэтому данное задание, на мой взгляд, нельзя отнести к какому-либо классу.

Пример задания.

За новогодним столом дети ели бутерброды и конфеты, причем каждый что-то ел, и может быть так, что кто-то ел и то и другое. Известно, что мальчиков, евших бутерброды, было не более чем Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения от общего числа детей, евших бутерброды, а мальчиков, евших конфеты, было не более Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения от общего числа детей, евших конфеты.

а) Могло ли за столом быть 13 мальчиков, если дополнительно известно, что всего за столом было 25 детей?

б) Какое наибольшее количество мальчиков могло быть за столом, если дополнительно известно, что всего за столом было 25 детей?

в) Какую наименьшую долю могли составлять девочки от общего числа детей без дополнительного условия пунктов а и б?

Решение.

а) Если за столом было 5 мальчиков, евших только бутерброды, 8 мальчиков, евших только конфеты, и 12 девочек, каждая из которых ела и то и другое, то условие задачи выполнено. Значит, в группе из 25 детей могло быть 13 мальчиков.

б) Предположим, что мальчиков было 14 или больше. Тогда девочек было 11 или меньше. Пусть число мальчиков, евших бутерброды равно m1. Тогда число Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения не больше , чем доля мальчиков, евших бутерброды среди всех детей, евших бутерброды, а это число не больше, чем Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения откудаЗадания профильного уровня ЕГЭ и их решения и, следовательно, Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения Пусть m2 - число мальчиков, евших конфеты. Аналогично,Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения откуда, учитывая, что m2 число целое, находим: Задания профильного уровня ЕГЭ и их решенияНо тогда общее число мальчиков, евших хоть что-то не больше, чем 5 + 7 = 12. Следовательно, по крайней мере, 2 мальчика ничего не ели, а это противоречит условию.

В предыдущем пункте было показано, что в группе из 25 учащихся могло быть 13 мальчиков. Значит, наибольшее количество мальчиков в группе - 13.

в) Предположим, что некоторый мальчик ел и конфеты, и бутерброды. Если бы вместо него было два мальчика, один из которых ел только конфеты, а другой - только бутерброды, то доля мальчиков, евших конфеты и доля мальчиков, евших бутерброды, остались бы прежними, а общая доля девочек стала бы меньше. Значит, для оценки наименьшей доли девочек можно считать, что каждый мальчик ел или только конфеты, или только бутерброды.

Пусть, как прежде, m1 мальчиков ели бутерброды, m2 ели конфеты, и всего было d девочек. Оценим долю девочек. Будем считать, что каждая девочка ели и конфеты, и бутерброды, поскольку их доля в группе от этого не изменится, а доля среди евших конфеты и доля среди евших бутерброды не станут меньше.

По условиюЗадания профильного уровня ЕГЭ и их решения значит Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Тогда Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения , поэтому доля девочек равна

Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения

Осталось показать, что такая доля девочек действительно могла быть. Например, если из 70 детей 15 мальчиков ели только бутерброды, 22 мальчика ели только конфеты, и еще было 33 девочки, каждая из которых ела и то, и другое, то условие задачи выполнено, а доля девочек в точности равна Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения.

Ответ:а) да; б) 13; в) Задания профильного уровня ЕГЭ и их решения



Общие выводы по профильному уровню ЕГЭ

Общие выводы по структуре ЕГЭ можно представить в таблице, где номеру задания соответствует класс, в котором данный тип изучается.

№ задания

Класс

№ задания

Класс

1

5-6

12

10-11

2

5-6

13

9

3

7

14

10-11

4

7-9

15

10-11

5

11

16

10-11

6

11

17

11

7

7-9

18

7-9

8

11

19

-

9

10-11

20

11

10

7-11

21

-

11

7-11



Как видно из таблицы, профильный уровень ЕГЭ обладает большим количеством заданий, которые могут быть решены учеником только старшей школы. Кроме двух заданий, требующих хорошо развитого логического мышления и основ теории чисел, практически половина заданий посвящена вопросам 10-11 классов, и оставшаяся половина - курсу основной школы.

Список использованной литературы

  1. Алгебра для 8 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с уг- лубл. изуч. Математики [Текст] / И.Я. Виленкин, Г.С Сурвилло и др./ Под ред. И.Я. Виленкина. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Алгебра для 9 класса.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики [Текст] / И.Я. Виленкин, Г.С Сурвилло, А.С. Симо- нов, А.И. Кудрявцев./ Под ред. И.Я. Виленкина. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Алгебра и математический анализ для 10 класса.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики [Текст] / И.Я. Виленкин, О.С. Ивашов-Мусатов, С.И. Шварцбурд. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Алгебра и математический анализ для 11 класса.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики [Текст] / И.Я. Виленкин, О.С. Ивашов-Мусатов, С.И. Шварцбурд. - М.: Просвещение, 2010.

  5. Алгебра и начала математического анализа: 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень [Текст] / Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва и др. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 464 с.

  6. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений [Текст] / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича - 17-е изд., стер. - М.:Мнемозина, 2013. - 271с.

  7. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений [Текст] / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича - 12-е изд., испр. и доп. - М.:Мнемозина, 2010. - 271с.

  8. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений [Текст] / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича - 12-е изд., испр. - М.:Мнемозина, 2010. - 233с.

  9. Геометрия, 10-11 : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни [Текст] / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2008. - 255с.

  10. ГИА-2014. Математика : типовые экзаменационные варианты :30 вариантов [Текст] /под ред. А. Л. Семенова, И.В. Ященко. - М. :Издательство «Национальное образование», 2013. - 192 с.

  11. ЕГЭ 2012. Математика. 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С. [Текст] / Сергеев И.Н., Панферов В.С. М.: Экзамен, 2012 - 304 с.

  12. ЕГЭ 2012. Математика. ЕГЭ. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В. [Текст] / Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. М.: Экзамен, 2012 - 544 с.

  13. ЕГЭ 2012. Математика. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. [Текст] / Высоцкий В.С. М.: Экзамен, 2011 - 316 с.

  14. ЕГЭ 2012. Математика. Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач. [Текст] / Панферов B.C., Сергеев И.Н. М.: Интеллект-Центр, 2012. - 92 с.

  15. ЕГЭ 2012. Математика. Учимся решать задачи с параметром. Подготовка к ЕГЭ: задание С5. [Текст] / [Иванов С.О. и др.]; Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Ростов н/Д: Легион-М, 2011 - 48 с.

  16. ЕГЭ 2012. Репетитор. Математика. Эффективная методика. [Текст] / Лаппо Л.Д., Попов М.А. М.: Экзамен, 2012 - 384 с.

  17. ЕГЭ 2012. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012. Математика. [Текст] / Высоцкий И.Р, Гущин Д.Д, Захаров П.И. и др. М.: АСТ, Астрель, 2011 - 96 с.

  18. ЕГЭ. Математика : типовые экзаменационные варианты :36 вариантов [Текст] /под ред.И.В. Ященко. - М. :Издательство «Национальное образование», 2015. - 272 с.

  19. Математика 9 класс. Подготовка к ОГЭ: учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Д.А.Мальцева. - Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование, 2014

  20. Алгебра: Учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - М.: Просвещение, 2011.

  21. Алгебра: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - М.: Просвещение, 2011.

  22. Глазков Ю.А. Централизованное тестирование абитуриен-тов.//Математика в школе, 2001, №1. - 61с.

  23. Алгебра: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. -, перераб. - М.: Просвещение, 2011.

  24. Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2014: учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион,2013

  25. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс].- Режим доступа: сдамОГЭ.рф, свободный (дата обращения: 20.03.2015).

  26. Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации [Электронный ресурс].- Режим доступа: gia.edu.ru/, свободный (дата обращения: 14.04.2015).

  27. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. [Текст] / Крамор В.С. - М.: Просвещение, 1992.

  28. Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Учимся решать задачи по геометрии. Учеб.-метод. Пособие [Текст] / В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. К.: «Магистр-S», 1996.

  29. Сайт федерального института педагогических измерений Электронный ресурс].- Режим доступа: fipi.ru, свободный (дата обращения: 10.03.2015).

  30. Тесты в школьном курсе математики.// Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1994, №31-32. -3с.


1Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по математике. Профильный уровень

© 2010-2022