Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в основную

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕЁМСТВЕННОСТЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОСНОВНУЮ

Алексеева Г.В.

Учитель математики

КООУ ВО «Семилукская санаторная школа-интернат»

Меняется общество, меняются дети. На развитие личности влияет множество факторов. Но, несмотря на разительные отличия, пятиклассники всех поколений испытывают трудности в процессе перехода из начального в среднее звено школы. Этот период является переломным, кризисным в жизни каждого ученика. И учителя, и ученики, и их родители подтвердят, что начало пятого класса один из сложных этапов школьной жизни. Возникает много проблем, и помочь справиться с ними задача каждого учителя, работающего в пятом классе.

Я работаю в санаторной школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении. Для нашего коллектива вопрос об организации условий для успешной адаптации учащихся пятого класса является весьма важным. Проблемы у пятиклассников, возникающие в период адаптации, вызваны многими причинами. Это:

• много разных учителей;

• непривычное расписание;

• много новых кабинетов;

• новые дети в классе;

• новый классный руководитель;

• возросший темп работы;

• возросший объем работ в классе и домашнего задания;

• рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

• ослабление или отсутствие контроля;

• необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей;

• несамостоятельность в работе с текстами;

• низкий уровень развития речи;

• слабое развитие навыков самостоятельной работы;

• своеобразие подросткового возраста.

Для исключения из этого списка некоторых пунктов, ещё в конце учебного года посещаю уроки математики в 4-х классах, чтобы присмотреться к своим будущим ученикам, беседую с их учителем, чтобы иметь представление об особенностях этого классного коллектива, его «плюсах» и «минусах».

В начале сентября у нас традиционно проходит педагогический консилиум по проблеме преемственности между начальным и средним звеном «Адаптация пятиклассников в среднем звене». Задача этого педагогического консилиума - помочь каждому ученику найти в учении личностный смысл, сделать процесс познания увлекательным и успешным в переломный момент школьной жизни.

На этом консилиуме учитель, выпустивший 4-й класс, представляет подробный «портрет» своего класса. Главный врач школы-интерната знакомит с состоянием здоровья ребят, особенностями их заболеваний. Педагог-психолог дает рекомендациями по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года в условиях нашей школы, об особенностях поведения учащихся.

Из своей практики могу сделать выводы, что важными моментами адаптационного периода являются:

• Организационный момент;

• Обязательная проверка готовности к уроку;

• проверка правильности оформления тетрадей, различных видов работ;

• проведение урока четко по звонку;

• соблюдение культуры диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;

• поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;

• сопровождение новых видов учебной деятельности четкими инструкциями;

В конечном итоге мы хотим, чтобы каждый пятиклассник был удовлетворен процессом обучения; легко справлялся с программой; умел самостоятельно выполнять учебные задания, прибегая к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Особенность уроков математики в период адаптации - это непременное сочетание различных приемов организации учебной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников. Важно создать комфортные условия для адаптации учащихся на новой ступени обучения, создать и сохранить ситуации успеха в познавательной деятельности.

В своей работе использую различные приемы активизации познавательной деятельности, которые при системном подходе дают эффективные результаты. Вот некоторые задания, которые пользуются «популярностью» у моих учащихся:

• взаимоопрос в парах (по домашнему заданию, при изучении нового материала);

• взаимопроверка решений в парах на разных этапах урока;

• защита творческих заданий (типа «составь и реши задачу», выполни тематическое задание и пр.);

• дидактические игры-соревнования;

• «найди ошибку» - задания с готовым решением, в которых спрятана ошибка;

• «цветок исполнения желаний» - ребята загадывают желания, отрывают лепесток, на котором написано задание, выполняют его и верный ответ «приводит» к исполнению задуманного;

• «Математическое лото» - по парам собирают картинку, решая задания на карточках и сопоставляя ответы на картинках;

• «Дешифровщик» - по группам при выполнении заданий собирают фразу, изречение, пожелание и пр..

Все вышеперечисленные приемы активизации, по возможности, сопровождаю транслированием презентаций, соответствующих возрасту учащихся. От использования наглядности как средства повышения эффективности урока происходит постепенный переход к формированию математических визуальных понятий.

Таким образом, эффективным способом успешной адаптации пятиклассников на уроках математики является современный творческий подход к проведению уроков.

Литература:

Гафурова И.М. Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе из начальной школы в основную. - СПб.: «Паритет», 2003.-48 с.

Ванцян, А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы / А.Г. Ванцян // Б-ка «Вестник образования России». - 2007. - № 9.

Батаршев, А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / А.В. Батаршев. - СПб.: Ин-т профтехобразования, 1996.



© 2010-2022