Урок по математикеДействия с рациональными числами

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Карагачская средняя общеобразовательная школа»


Урок по математикеДействия с рациональными числами









Учитель -


Маркова

Валентина Викторовна





Урок математики в 6 классе

Тема: «Действия с рациональными числами»

Учитель математики: Маркова В.В.


Цели урока: обобщение изученного материала по теме «Действия с рациональными числами»;

формирование интереса к предмету, экологического мышления, потребности в защите животных;

формирование информационно - коммуникативной культуры через групповую работу и применение ИКТ.

Задачи урока: формирование вычислительных навыков;

формирование навыков решения задач на нахождение дроби от числа, числа по его дроби, действия с отрицательными числами.

Оборудование урока: компьютер;

медиапроектор;

экран;

раздаточные разноуровневые карточки;

жетоны с нарисованными птицами;

нарисованные кормушки.

Ход урока.

1 этап. Организационно-мотивационный.

Вступительное слово учителя.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки

Мы не будем тратить время зря

И приступим все к работе.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Действия с рациональными числами». А какие числа называют рациональными? Правильно. Вспомним, как находить дробь от числа, число по его дроби, правила действий с числами разных знаков. Но мы не только систематизируем знания о действиях с рациональными числами, мы узнаем некоторые факты о редких птицах нашей страны. И в этом нам поможет математика. Сегодня урок математики связан с природой.

«Математика представляет собой могущественный инструмент познания природы» А.Д. Александров.

Природа в опасности.

Вымирание живых форм - часть естественного хода эволюции. Виды исчезают с тех самых пор, когда появилась жизнь. Считается, что вымерло примерно 90% всех когда-либо существовавших живых форм.

В некоторые периоды земной истории темпы вымирания увеличивались. Так было около 65 млн. лет назад, когда исчезли динозавры. В наше время этот процесс опять резко ускорился. С 1600 года перестало существовать более 200 видов птиц и млекопитающих. Сегодня основная проблема заключается в том, что человек способен так быстро изменять окружающую среду, что ни животные, ни птицы не могут приспособиться к новым условиям.

Как вы думаете, в чем причины сокращения численности птиц в нашей стране?

Примерные ответы учащихся:

- Разрушение мест обитания.

- Загрязнение воздуха и водоемов.

- Вырубка лесов.

- Строительство городов и заводов.

- Браконьерская охота.

Сегодня я хочу предложить вам провести исследовательскую работу, в процессе выполнения которой, вы узнаете о редких птицах нашей страны, о том, сколько их осталось. Подумаете, что можем сделать мы, чтобы сберечь хотя бы самого обычного воробья.

Для того, чтобы наша работа была успешной, мы распределим свои обязанности. Часть ребят будет выполнять роль ученых-орнитологов, занимающихся исследованием птиц и мест их обитания. Решая задачи, они будут получать научную информацию. Другая группа ребят - это будут ученые - теоретики - будет эту информацию собирать и обрабатывать. Им предстоит построить диаграммы, показывающие, сколько в нашей стране редких птиц, проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы. Итак, ученые-теоретики: Антипин Слава и Жилин Женя, остальные -ученые-орнитологи.

Ну а для того, чтобы работа была интересной и результативной, у каждого из вас на столе лежит нарисованная другими ребятами кормушка, на которую после правильно решенной задачи будет прилетать птичка, конечно, бумажная, птички у вас на столе. В конце урока, я надеюсь, в нашем классе соберется целая стая птиц.

(На этом этапе формируется мотивация учащихся на урок, прививается интерес к предмету, осуществляются межпредметные связи с биологией, с экологией, развивается речь учащихся. Учитель сопровождает этот этап компьютерной презентацией. Слайды 1 - 4)

2 этап. Актуализация опорных понятий.

Слово учителя. Для того, чтобы птички прилетели к кормушкам, кормушки должны быть наполнены кормом для птиц: крупой, семечками, орешками. За каждое верно выполненное задание вы будете получать жетоны, на которых изображены пакеты с различными крупами для подкормки птиц.

Устный счет. Задания высвечиваются на экране.

1. Найдите 1/4 от числа 1000,

2/5 от числа 400,

3/7 от числа 700.

Проверьте: 250, 160, 300.

2. Найдите число, 1/2 которого составляет 200,

2/3 которого составляет 300,

3/5 которого составляет 900.

Проверьте: 400, 450, 1500. Вспомним правилонахождения дроби от числа:Чтобы найти дробь от числа, нужно это число умножить на данную дробь.

Как найти число по его дроби? Ответ: Чтобы найти число по его дроби, нужно разделить данное число на эту дробь.

3. В магазин привезли 200 кг крупы. В первый день продали 0,4 всей крупы, во второй день - 0,3 всей крупы. Сколько крупы осталось?

Проверьте: в первый день продали 80 кг крупы,

во второй день подали 60 кг крупы,

за два дня продали 140 кг крупы,

осталось 60 кг крупы.

(На этом этапе учащиеся приобретают вычислительные навыки, навыки решения задач на нахождение дроби от числа. У ребят формируются навыки самооценки. Учитель этот этап сопровождает компьютерными слайдами. Слайды 6-8)

Сова

Птица, которую вы хорошо знаете и она обитант в наших краях, очень многие не любят за её голос, глаза. Но если бы не она, пришлось бы сидеть без хлеба. Я говорю о сове. Сова за год съедает 1200 грызунов, спасает эти 3600 кг зерна.

Чтобы узнать, сколько мышей съедает сова, и какое количество зерна спасает, выполним математический диктант: (слайд)

1 вариант 2 вариант.

Вычисть:

!) -8-7+16 1 1) 5 -9+7 3

2) -20-16+38 2 2) -28-12+46 6

3) -84 - (-20-64) 0 3) - 186 - (- 116-70) 0

4) -141 +130+11 0 4) 130 - 230 - (-100) 0

Сова - полезна птица. Она уничтожает вредителей леса и полей. Сова занесена в Красную книгу с 1964 года и находится под охраной

3 этап. Формирование навыков действий с дробями.

Вам предложены задачи по темам «Нахождение дроби от числа» и «Нахождение числа по его дроби»

(Учащимся предложены дифференцированные задания разного уровня сложности. Слайды 10-12)

Ребята, приступаем к исследовательской работе. В результате исследования вы узнаете, сколько уссурийских журавлей живет в нашей стране, сколько сохранилось белоспинного альбатроса, дальневосточного аиста, гуся-сухоноса, белых и черных журавлей, хохлаток, бакланов и других птиц.

За правильно выполненное задание к вам прилетит маленькая птичка, которую прикрепите к своей кормушке.

1 вариант

1. Во всем мире осталось не более 1000 уссурийских журавлей. Из них 0,8 живут в других странах. Сколько журавлей живет в нашей стране?

2. Птиц белоспинного альбатроса, дальневосточного аиста и гуся-сухоноса сохранилось в нашей стране около 1000 пар. Белоспинного альбатроса сохранилось около 1/10 этого числа, гуся-сухоноса - около 1/4. Сколько сохранилось названных птиц?

2 вариант

1. Число сохранившихся в нашей стране каспийских уларов 500 пар, что составляет 1/3 числа черных журавлей и 1/2 числа соколов - балобанов. Сколько черных журавлей и соколов - балобанов сохранилось в нашей стране?

2. Родиной белого журавля является наша страна. Из общего числа белых журавлей 60% обитает в Якутии, 0,4 - на реке Оби. Сколько всего сохранилось белых журавлей, если их в Якутии 60 пар?

3 вариант

1. Обитающие в пределах нашей страны птицы рыбий филин, пустынный сокол и дикуша сохранились в ничтожных количествах. Дикуши - 200 пар. Пустынный сокол составляют 25%, а рыбий филин - 175% числа пар Дикуши. Сколько пар каждого вида птиц сохранилось в нашей стране?


2. Птицы хохлатый баклан, сокол-кречет и змееяд сохранились в пределах нашей страны общей численностью 1100 пар. При этом кречетов - 250 пар, хохлатых бакланов в 2,6 раза больше кречетов. Сколько пар каждого вида этих птиц сохранилось в нашей стране?

4 вариант

7. Число сохранившихся в нашей стране белоплечих орланов составляет 0,5 , а число дроф 0,75 от числа орланов-белохвостов. Сколько сохранилось указанных птиц, если число орланов-белохвостов 4000 пар?

8. Число сохранившихся в нашей стране розовых и кудрявых пеликанов и черных аистов составляет 7000 пар. При этом число пар кудрявых пеликанов составляет 0,21 от общего количества, розовых на 500 пар больше числа кудрявых, а число черных аистов равно числу розовых и кудрявых пеликанов, вместе взятых. Определите сохранившуюся численность названных птиц.

Учащиеся за правильное решение каждой задачи получают жетон - маленькую птичку, которую прикрепляют к своей кормушке. Ответы к задачам собирают ребята из группы теоретиков, проверяют полученную информацию, анализируют и заполняют следующую таблицу.

Данные о количестве птиц в нашей стране

Название птиц

Число птиц

1. Уссурийские журавли

2. Белоспинный альбатрос

Дальневосточный аист

Гусь-сухонос

3. Каспийский улар

Черный журавль

Сокол-балобан

4. Белый журавль

5. Рыбий филин

Пустынный сокол

Дикуша

6.Хохлатый баклан

Сокол-кречет

Змееяд

7. Белоплечий орлан

Дрофа

Орлан-белохвост

8. Розовый пеликан

Кудрявый пеликан

Черный аист

По данным этой таблицы учащиеся с помощью программы WORD строят диаграммы численности птиц в нашей стране, диаграммы высвечиваются на экране.

Пока ученые-теоретики обрабатывают информацию, строят диаграммы, узнаем продолжительность жизни некоторых птиц.(слайды)

« Продолжительность жизни»

Вычислите:

( - 34 - 16) : ( 76 - 78)

А. 25 Б. 23 В. 45 Г.60

Правильный ответ подскажет, сколько лет живет соловей. Столько же лет живет озерная чайка. 25 лет

Вычислите:

14 * (-15) : (28 - 31)

А. 25 Б. 23 В. 70 Г.60

Правильный ответ подскажет, сколько лет живет лебедь.70 лет

Вычислите:

125 : (2 - 27) * ( - 12)

А. 105 Б. 28 В. 120 Г.60

Правильный ответ подскажет, сколько лет живет сова. Столько же лет живет аист. 60 лет.

Вычислите:

( - 17- 35 ) * (123 -125)

А. 114 Б. 104 В. 45 Г.60

Правильный ответ подскажет, сколько лет живет Орёл-беркут. 104

Физминутка:

Совушка - сова, большая голова

На суку сидит, головой вертит.

Крыльями хлоп-хлоп.

Ножками - топ-топ.

(следующий слайд):

  • Скворец, ласточка, дятел, жаворонок

0, 08 кг 0, 021 кг 0,2 кг 0, 032 кг

- Сравните массы этих птиц, расположите их в порядке возрастания

Слайд: 0,021; 0.032; 0,08; 0,2.

Вспомните правило: Чтобы сравнить две десятичные дроби, нужно:

1. Сравнить их целые части. Если целая часть одной из десятичных дробей больше, то и сама эта дробь больше.

2. Если у дробей целые части равны, то нужно сравнивать их десятичные доли: из двух десятичных дробей с одинаковой целой частью больше та, у которой число десятых долей больше.

Если у десятичных дробей равны целые части и десятые, то нужно сравнить сотые и т.д.

4 этап. Подведение итогов урока.

Послушаем выступление мальчиков из группы теоретиков.

Ребята на основании полученных данных делают вывод о том, каких птиц и почему осталось в стране совсем мало.

1-ый учащийся. ( анализ таблицы и диаграммы). Птицы не только радуют нас своим пением и внешним видом. Но и помогают нам выращивать и сохранять урожай, спасают леса от вредителей. Кроме этого, люди используют оперение, мясо и яйца птиц. Из-за браконьерства людей, а также из-за применения пестицидов и гербицидов очень много птиц погибает. Многие птицы, а также места их обитания нуждаются в охране. В Красную книгу России включено 63 вида птиц, из которых 26 - на грани исчезновения. Например, хорошо известная вам сова занесена в Красную книгу с 1964 года и находится под охраной. Наш общий долг - сделать все для того, чтобы сохранить мир пернатых для будущих поколений россиян.

2-ой учащийся. Важную роль в деле охраны животных играют международные соглашения. Многие государства подписали соглашения о запрете на торговлю и шкурами диких животных, таких, как гепард и снежный барс, и живыми животными, например, редким попугаем под названием императорский амазон, который водится на острове Доминика в Карибском море. Существует международный договор об ограничении добычи китов.

Охраной животных занимаются неправительственные организации, например Международный фонд любителей диких животных и Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В сферу их деятельности входит создание национальных парков и заповедников, разведение диких животных в неволе, просветительская работа и многое другое. Спасибо, ребята!

Учитель: Спасибо, ребята ( выступающие!) Ребята, скажите, а как мы можем помочь птицам?

Ответы детей. слайд

  • Делать кормушки

  • Мастерить скворечники

  • В мае - июне вести себя тихо в лесу, т.к. птицы высиживают птенцов.

  • Не разорять птичьих гнезд.)

Устроим кормушку для птиц, которые в морозные дни будут прилетать к нашему окну. Собираясь на прогулку , не забудем захватить с собой орешки или крупу для птиц и мелких животных. Обязательно весной сделаем скворечник. И тогда птички порадуют весной вас своим пением.

(Запись пения птиц весной)

Ученица читает стихотворение

А. Яшин

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Что нового узнали, что повторили? Ответы детей.

Спасибо за урок, за то, вы продуктивно поработали, были активны и любознательны.

25 слайд

Домашнее задание:

П. № 1323, № 329

По желанию составить математический кроссворд о птицах




© 2010-2022