- Преподавателю
- Математика
- Урок - игра по математике на тему Четырёхугольники
Урок - игра по математике на тему Четырёхугольники
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дарницкая М.В. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок геометрии в 8 классе.
Тема: Четырехугольники.
Цели:
-
Обобщить и систематизировать знания о четырехугольниках;
-
Показать применение свойств и признаков четырехугольников на практике;
-
Развивать умение аргументировать, доказывать; развивать математическое мышление;
-
Формировать навыки самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе;
Тип урока: УСОЗ;
Оборудование: компьютер; проектор; доска-экран; компьютерный тест; карточки с заданиями; чертежные принадлежности;
Ход урока:
Предмет математики столь серьезен,
что не следует упускать ни одной возможности,
чтобы сделать его более занимательным.
Блез Паскаль.
Структура урока:
-
Объявление темы и цели урока;
-
Работа частного детективного агентства:
-
Стажировка;
-
Составление портрета подозреваемого;
-
Следственный эксперимент;
-
Проведение экспертизы + тест на квалификацию;
-
Подведение итогов урока;
Хронометраж времени проведения урока.
№
Действие
Время (мин.)
1
Организационный момент
2
2
Стажировка
3
3
Составление портрета подозреваемого
5
4
Следственный эксперимент
6
5
Компьютерное тестирование +проведение экспертизы
Параллельно: 15
6
Дополнительные вопросы
4
7
Историческая справка
4
6
Подведение итогов:
А) Заключительное слово учителя
Б) Выставление оценок
3
2
7
Домашнее задание:
1
Ход урока:
| Объявление темы и целей урока. Ребята, мы с вами закончили изучать большой раздел геометрии «Четырехугольники». Цель нашего урока: обобщить и систематизировать изученный материал, то есть повторить виды четырехугольников, их свойства и признаки, показать применение этих свойств на практике. (Слайд 1).
Баллы за выполнение заданий вы будете проставлять сами в таблице для оценок. За правильный ответ на дополнительный вопрос ставите один балл в графу для дополнительных вопросов.
Если у вас будет время, не занятое выполнением общих заданий, то заполните таблицу и разгадайте кроссворд.
Запишите в тетрадях число и тему урока.
Французский математик, физик, литератор и философ Блез Паскаль, считавший защиту христианской веры главным делом своей жизни, писал: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности, чтобы сделать его более занимательным». (Слайд 2). И для того, чтобы последовать совету Паскаля, я открываю сегодня детективное агентство.
|| Работа частного детективного агентства.
-
Стажировка
Сотрудниками могут быть грамотные, умеющие логически мыслить и принимать быстрые правильные решения люди. Ими можете стать вы, если пройдете успешно стажировку, а именно, правильно установите личности подозреваемых. Листики с вопросами учащиеся вытягивают наугад. Отвечают по порядку номеров вопросов. Учитель на экран выводит каждую фигуру.
Каждый правильно ответивший ставит себе 2 балла. (Слайд 3).
Вопросы для стажировки:
-
У подозреваемого № 1 только две противолежащие стороны параллельны. (ответ: трапеция).
-
У подозреваемого № 2 противолежащие стороны попарно параллельны. (Ответ: параллелограмм).
-
У подозреваемого № 3 противолежащие стороны попарно параллельны и все углы прямые. (Ответ: прямоугольник).
-
У подозреваемого № 4 противолежащие стороны попарно параллельны и все стороны равны между собой. (Ответ: ромб).
-
У подозреваемого № 5 противолежащие стороны параллельны, все углы прямые, все стороны равны. (Ответ: квадрат).
-
У подозреваемого № 6 две стороны параллельны и диагонали равны. (Ответ: равнобокая трапеция).
-
Составление портрета подозреваемого.
А) Устно рассказать о свойствах фигуры;
А теперь каждый из вас должен вспомнить все свойства своего подозреваемого и составить его портрет: (по 4 балла).
-
Трапеция - Основания трапеции параллельны; Средней линией трапеции называется отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции, она параллельна основаниям и равна полусумме оснований;
-
Параллелограмм - диагонали точкой пересечения делятся пополам; противоположные углы и стороны равны; сумма двух прилежащих к одной стороне угла равна 180о; диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника;
-
Прямоугольник - диагонали точкой пересечения делятся пополам; диагонали равны; противолежащие стороны равны;
-
Ромб - Диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам; являются биссектрисами углов ромба; пересекаются под прямым углом; сумма углов, прилежащих к одной стороне равна 180о.
-
Квадрат - Диагонали квадрата равны и делятся точкой пересечения пополам, являются биссектрисами углов; пересекаются под прямым углом.
-
Равнобокая трапеция - боковые стороны равны, диагонали равны, высота, проведенная из вершины тупого угла делит сторону на два отрезка, меньший из которых равен полуразности оснований, а больший равен полусумме оснований, то есть средней линии.
Б) Письменно заполнить таблицу; Разгадать кроссворд - в свободное время.
-
Следственный эксперимент.
У наших подозреваемых есть опасное свойство перевоплощения, поэтому вам нужно уметь распознавать их в различных обстоятельствах. Сейчас каждый из вас получит ответственное задание - распознать фигуру. Пожалуйста, выберите задания. (Учащиеся вытягивают листики с заданиями). Итак, на листиках указано, сколько баллов вы можете получить за это задание, но тот, кто готов отвечать первым может прибавить потом еще два балла, а вторым - один балл. Двое ребят идут к доске, остальные выполняют задание в тетради (они будут проверены после урока).
Задачи для доказательства: (все по 5 баллов).
Докажите, что, если в параллелограмме все углы равны, то он является прямоугольником.
-
Докажите, что, если в параллелограмме хотя бы один угол прямой, то он - прямоугольник.
-
Докажите, что, если в параллелограмме диагонали равны, то он - прямоугольник.
-
Докажите, что, если у четырехугольника все стороны равны, то он - ромб;
-
Докажите, что, если диагонали прямоугольника пересекаются под прямым углом, то он - квадрат.
-
Докажите, что, если трапеция равнобокая, то сумма противолежащих углов равна 180о.
-
Проведение экспертизы вещественных доказательств + тест на квалификацию.
В качестве экспертизы каждому из вас предстоит решить одну задачу. На столе у вас лежит желтый листик с условием задачи.
Задачи разноуровневые.
В качестве теста на квалификацию вы выполните компьютерный тест. Эти два процесса будут проходить одновременно, параллельно. Три человека проходят тест, а затем решают задачи, а три человека сначала решают задачи, а потом проходят тест.
Задачи для самостоятельного решения:
-
Градусные меры двух углов параллелограмма относятся как 4:5. Найдите все углы параллелограмма. (6 аллов)
-
Средняя линия трапеции равна 11см, а меньшее основание - 6 см. Найдите большее основание трапеции. (6 баллов).
-
Точки Р, С, К, М являются серединами сторон равнобокой трапеции. Определите вид четырехугольника РСКМ. (8 баллов).
-
Основания трапеции равны 8см и 14 см. Найдите отрезки, на которые диагональ трапеции делит среднюю линию. (8 баллов).
-
Средняя линия длиной 21 см делит данную трапецию на две трапеции, средние линии которых относятся как 2:5. Найдите основания трапеции. (10 баллов).
6. В равнобедренный прямоугольный треугольник вписан квадрат так, что одна сторона квадрата лежит на гипотенузе. Найдите периметр квадрата, если гипотенуза равна 12 см. (10 б).
-
Выводы.
Итак, все следственные действия закончены, теперь можно дать правовую характеристику каждому участнику процесса.
Для этого вам необходимо ответить на вопросы: (Слайд 4).
-
Какие четырехугольники называются выпуклыми?
-
Дать определение параллелограмма.
-
Дать определение ромба.
-
Дать определение квадрата.
-
Дать определение прямоугольника.
-
Дать определение трапеции.
-
Дать определение равнобокой трапеции.
-
Дать определение прямоугольной трапеции.
6. Историческая справка:
Учитель: Дело закрыто. А теперь познакомимся с историческими истоками названий четырехугольников.
-
(1 ученик) Термин «параллелограмм» греческого происхождения и согласно Проклу, был введён Евклидом. Понятие параллелограмма и некоторые его свойства были известны ещё пифагорейцам.
Полная теория параллелограмма была разработана к концу средних веков и появилась в учебниках лишь в XVII веке. (Слайд 5.)
-
(2 ученик) Параллелограмм даёт определения прямоугольнику, ромбу; в жизни параллелограмм - это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости встроена диагональ. В физике параллелограмм применяется при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующих сил.
-
(3 ученик) Прямоугольник - параллелограмм, у которого все углы прямые (равны 90 градусам). В евклидовой геометрии для того, чтобы четырёхугольник был прямоугольником, достаточно, чтобы хотя бы три его угла были прямые. Четвёртый угол (в силу теоремы о сумме углов многоугольника) также будет равен 90°. В неевклидовой геометрии, где сумма углов четырёхугольника не равна 360° - прямоугольников вообще не существует. Здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных частей столбами или колоннами, называется Базиликой (в переводе с лат.). Базилика - это широко распространенный тип композиции христианских храмов. (Слайд 6).
-
(4 ученик) Слово «ромб» греческого происхождения, оно означало в древности вращающееся тело, веретено, юлу. Ромб связывали первоначально с сечением, проведённым в обмотанном веретене. В «Началах» Евклида термин «ромб» встречается только один раз. Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитку в виде ромба, квадрата - из них получаются красивые узоры. (Слайд 7).
-
(5 ученик) Термин «квадрат» происходит от латинского слова - сделать четырёхугольным. «Первый четырёхугольник, с которым познакомилась геометрия, был квадрат». (слайд 8).
-
(6 ученик) Трапеция - слово греческое, означавшее в древности «столик». Сравните слова трапеция, трапеза, трапезная. В «Началах» Евклида термин «трапеция» применяется не в современном, а в другом смысле: трапецией называется любой четырёхугольник (не параллелограмм). «Трапеция» в нашем смысле встречается впервые у древнегреческого математика Посидония. (Слайд 9).
||| Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя: (Слайд 10).
В Откровении Иоанна Богослова (глава 21, стих 16) есть такие строки: «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как широта». По современной классификации это мог быть ромб или квадрат.
Но по понятиям того времени речь, конечно же, шла о квадрате. В этой главе Иоанн Богослов описывает Новый Небесный Иерусалим, который сойдет с небес от Бога, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего и войдут в него только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. (Слайд 11). Уникальный Покровский собор в Москве, который в народе называют собором Василия Блаженного, представляет собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане (фундамент) образуют (Слайд 12) геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом 45о, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.
Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, является символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной.
Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь на четыре стороны света, то есть на весь мир.
На этом наш урок закончен. Сложите в тетрадь листы с заданиями, карточки с баллами, тетради сдайте. Спасибо за урок. Вы можете пойти в класс, взяв листики с домашним заданием и все свои принадлежности.
ФИ: _____________________________ Дата _________________
№
Этап урока:
Максимальное
Кол-во баллов:
Баллы
1
Стажировка
2
2
Портрет подозреваемого (свойства)
4
3
Следственный эксперимент (доказательство)
5
4
Проведение экспертизы (решение задачи)
Индивидуальная
5
Компьютерный тест
5
6
Историческая справка
3
7
Дополнительные ответы:
8
ИТОГО:
31-33
Оценка: Х 0,36
У подозреваемого № 1 только две противолежащие стороны параллельны.
У подозреваемого № 2 противолежащие стороны попарно параллельны.
У подозреваемого № 3 противолежащие стороны попарно параллельны и все углы прямые.
У подозреваемого № 4 противолежащие стороны попарно параллельны и все стороны равны между собой.
У подозреваемого № 5 противолежащие стороны параллельны, все углы прямые, все стороны равны.
У подозреваемого № 6 две стороны параллельны и диагонали равны.
Докажите, что, если в параллелограмме все углы равны, то он является прямоугольником.
Докажите, что, если в параллелограмме хотя бы один угол прямой, то он - прямоугольник.
Докажите, что, если в параллелограмме диагонали равны, то он - прямоугольник.
Докажите, что, если у четырехугольника все стороны равны, то он - ромб;
Докажите, что, если диагонали прямоугольника пересекаются под прямым углом, то он - квадрат.
Докажите, что, если трапеция равнобокая, то сумма противолежащих углов равна 180о.
Градусные меры двух углов параллелограмма относятся как 4:5. Найдите все углы параллелограмма. (6 баллов).
Средняя линия трапеции равна 11см, а меньшее основание - 6 см. Найдите большее основание трапеции. (6 баллов).
Точки Р, С, К, М являются серединами сторон равнобокой трапеции. Определите вид четырехугольника РСКМ. (8 баллов).
Основания трапеции равны 8см и 14 см. Найдите отрезки, на которые диагональ трапеции делит среднюю линию. (8 баллов).
Средняя линия длиной 21 см делит данную трапецию на две трапеции, средние линии которых относятся как 2:5. Найдите основания трапеции. (10 баллов).
В равнобедренный прямоугольный треугольник вписан квадрат так, что одна сторона квадрата лежит на гипотенузе. Найдите периметр квадрата, если гипотенуза равна 12 см. (10 баллов).
-
Градусные меры двух углов параллелограмма относятся как 4:5. Найдите все углы параллелограмма. (6 баллов).
В С
А D
Дано: АВСD - параллелограмм.
А : В = 4:5.
Найдите: все углы
параллелограмма.
Решение:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Средняя линия трапеции равна 11 см, а меньшее основание - 6 см. Найдите большее основание трапеции. (6 баллов).
В С
Р К
А D
Дано: АВСD - трапеция; РК- средняя линия;
ВС=6 см; РК=11 см;
Найдите: АD;
Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Точки Р, С, К, М являются серединами прямоугольника. Определите вид четырехугольника РСКМ. (8 баллов).
А В
С D
Дано: АВСD - прямоугольник.
Р,К,С,М - середины сторон;
Определите вид четырехугольника РКСМ.
Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Основания трапеции равны 8 см и 14 см. Найдите отрезки, на которые диагональ трапеции делит среднюю линию трапеции. (8 баллов).
В С
Р К
А D
Дано: АВСD - трапеция; РК- средняя линия;
ВС=8 см; АD=14 см; АС-диагональ.
Найдите: РО и ОК;
Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Средняя линия длиной 21 см делит данную трапецию на две трапеции, средние линии которых относятся как 2:5. Найдите основания трапеции.
(10 баллов).
В С
А D
Дано: АВСD - трапеция; РК- средняя линия трапеции АВСD; ОЕ - средняя линия трапеции РВСК; RF - средняя линия трапеции АРКD.
ОЕ : RF = 2 : 5; РК = 21 см.
Найдите: АD; ВС;
Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
В равнобедренный прямоугольный треугольник вписан прямоугольник так, что одна сторона квадрата лежит на гипотенузе. Найдите периметр квадрата, если гипотенуза равна 12 см. (10 б).
А
Р
В К
О Х С
Дано: АСО - равнобедренный треугольник;
О = 90о; АС = 12 см;
ВРКХ - квадрат.
Найти: РВРКХ;
Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________