- Преподавателю
- Математика
- Открытый урок в 5 классе на тему Степень числа. Математика+Здоровье. 2015-2016 учебный год
Открытый урок в 5 классе на тему Степень числа. Математика+Здоровье. 2015-2016 учебный год
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рогозина А.В. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района
Воронежской области
Конспект урока
математика + здоровье
5 класс
Учитель: Рогозина А.В.
2015-2016 уч. год
Цели урока:
Личностные:
-уважение к личности и ее достоинству,
-устойчивый познавательный интерес,
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения .
-потребность в самовыражении и самореализации.
Предметные.
-отработать навыки чтения и записи степени;
-научиться заменять произведение степенью и представлять степень в виде произведения;
-развивать навыки самостоятельной работы.
Метапредметные.
Регулятивные.
-
Принимать и сохранять учебную задачу;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные.
Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений.
Коммуникативные.
-
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера;
-
содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Как сохранить здоровье?»;
-
воспитывать у учащихся непримиримость к вредным привычкам;
-
пропагандировать здоровый образ жизни.
Тип урока: обобщающий. Вид урока: комбинированный.
Структура урока:
1. Рефлексия начала урока.
2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений; сообщение темы, целей и задач урока.
3. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях.
4. Элементы здорорвьесберегающих технологий.
5. Перенос приобретенных знаний, их первичное применение в новых или изменённых условиях, с целью формирования умений.
6.Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
7. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Литература: Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., М.: «Мнемозина», 2014г.
Оборудование: Интерактивная доска.
Карточка у каждого из учащихся для проверки знаний, умений и навыков.
Таблица для занесения результатов.
Ход урока
Рефлексия начала урока.
-А ну проверь, скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
На уроке только «5»!
Послушайте притчу.
В IX веке стало известна задача об изобретении шахматной игры. В награду за свое изобретение автор потребовал от индийского царя пшеницу. Ее должно быть столько, чтобы на первую клетку доски можно положить одно зерно, на вторую - два, на третью - четыре, т.е. чтобы число зерен все время удваивалось. Сначала индийский царь обрадовался, что дешево отделался, и лишь потом выяснил, что такого количества пшеницы нельзя собрать со всех полей Земли в течение десятков лет. А чтобы его получить, то надо засеять пшеницей площадь всей Земли, считая моря, океаны, горы, пустыни, Арктику с Антарктидой и получать средний урожай.
1+21+22+23+24+…+263=18.446.744.073.709.551.615
Прочитайте это число.
Как вы думаете, какое математическое действие нужно выполнить, чтобы получить такое большое число?
Да, мы будем с вами продолжать изучать понятие степени.
Ребята, но сегодня вы не просто ученики 5 класса на уроке математики, но и люди, любящие физкультуру и спорт, так как спорт - это ум, здоровье, сила и ловкость.
Ваши спортивные успехи будут зависеть от умения выполнять сложение и вычитание, умножение и деление натуральных чисел, от умения возводить в степень.
Успехи будем записывать в таблицу.
-
«Забей мяч в ворота»
- Итак, мы на футбольном поле.
Каждый ответ - 1 балл. Запись в первом столбике. Ученики отвечают по очереди.
Устно: 1) 23. 2) 72. 3) Дайте определение квадрата числа.
4) (2 + 4)2.
5) Как называются числа при умножении?
6) Упростите выражение: 3х + 5х +2.
7) Как найти степень числа?
8) Приведите примеры буквенного и числового выражений.
Продолжаем забивать мячи и ставить себе баллы в 1-ый столбик.
-
Следующий вид спорта - парашютный.
Полет каждого парашютиста занимает столько времени, чему равен корень уравнения:
3x + 5x + 4 = 20 [ 2 ] 11x - 6x - 5 = 35. [ 8 ]
А в это время болельщики (у доски) выполняют задание, верное решение которого способствует успешному приземлению парашютистов.
Ребята, знаете ли вы, ответ на вопрос:
- Какие привычки вредят нашему здоровью?
Обсудить плакат.
Знаете ли вы, что у курящих людей снижается работоспособность, ухудшается внешность, память.
Плакат: «Курильщик».
Посмотрите, как выглядит человек, который курит.
Можно распечатать картинку курильщика и дать учащимся раскрасить дома.
-
Выполнив действия, узнайте, на сколько минут сокращает жизнь человека одна выкуренная сигарета? 43 + 112 - 130 (315 мин.)
А сколько же это часов? 315 : 60 = 5ч ( 25 ост.). Сколько же это минут? (15 мин.)
Каким действием мы воспользовались? ( Делением с остатком)
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать нашу жизнь интересной и счастливой. Большое значение для здоровья имеют занятия спортом.
Физкультминутка (видеосюжет).
Участвуем в следующем виде спорта. 4. Плавание.
Узнаем, какое расстояние (м) надо проплыть спортсмену, выполнив упражнение.
Найдите значение выражения 23х2 + 7 - 4х2 + 23 + х2 при х = 2 [20х2 + 30; 110]
-
А зимой многие семьи идут кататься на коньках или на лыжах.
Решив следующую задачу, узнаем, сколько литров воды расходуют на заливку катка. (Ученик у доски.)
Задача. Во дворе заливали каток с помощью двух шлангов. Через первый шланг поступало 1595 литров воды, а через второй столько литров, какова четвертая степень числа 5. Сколько литров воды израсходовали на заливку катка? [625л-II шланг; 2220 л]
Итак, ребята, те, кто занимается спортом, не только сохраняет здоровье, но и добивается высоких результатов.
-
Займемся спортивной ходьбой.
Результаты каждого из вас сейчас будут зависеть от выполнения заданий теста.
Тест
Вычислите:
Первая ступень
1. 72
4. 4∙10 2
а) 49
б) 14
в) 56
а) 400
б) 1600
в)160
2. 90 2
5. 0∙10 3
а) 180
б) 8100
в) 810
а) 1000
б) 0
в) 10
3. 20 3
6. 1∙10 3
а) 80
б) 600
в) 8000
а) 10
Вторая ступень
б) 100
в) 1000
7. 6∙2 3
8. (4+5) 2
а) 48
б) 1728
в) 36
а) 81
б) 18
в) 41
9. 27 : 3 2
10. (13 - 5) 2
а) 81
б) 3
в) 4
а) 16
б) 64
в) 144
11. 250 : 5 3
Дополнительно
12. 10 + 5 2
а) 1250
б) 150
в) 2
а) 30
б) 35
в) 20
_______________________________________________________
Ответы: 1. А, 2. Б, 3. В, 4. А, 5. Б, 6. В, 7. А, 8. А, 9. Б, 10. Б, 11. В, 12. Б.
(Ученикам выдается карточка для записи ответов.)
_______________________________________________________________________________________
Фамилия ______________________________________
Ответы: 1.___ 2. ___ 3. ___ 4. ___ 5. ___ 6. ___ 7. ___ 8. ___ 9. ___ 10. ___11. ___ 12. ___
_______________________________________________________________________________________
Проверяем. Выставляем баллы
(1балл за каждое верно выполненное задание).
Наши соревнования подходят к концу.
Посмотрите на картинку.
Какое отношение имеет эта картинка к нашему уроку?
(По знаниям мы поднялись на ступеньку выше и помогали друг другу.)
Пора подвести итоги:
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
- Что понравилось больше всего?
- С кем бы вы хотели поделиться знаниями, полученными на уроке?
Внимание! Ваши результаты: поставьте в таблицы друг другу оценки.
«3»- не выставляем, будем продолжать тренироваться.
Рефлексия. Карточки.
Оцените свою деятельность на уроке, используя карточки.
Но спорт и учеба не будут иметь хороших результатов без постоянных тренировок.
№ 666, 668(ж, з), 669.
Спасибо за помощь в проведении урока! Всего вам доброго!
_________________________________________________________________________
Занимательная задача (дополнительное задание для сильных учеников).
Расставьте скобки и знаки действий так, чтобы получились верные равенства:
4 * 4* 4 *4 *4 = 4
4 * 4 * 4 *4 *4 = 24
4 * 4* 4 *4 *4= 40
Ответ: 4+4-4+4-4=4; (4:4+4) ∙4+4=24; 4∙ (4+4)+4+4=40.
Проставить порядок действий.
А: (6944:32-183) ∙ (79+47). В: (58∙64+126): (401-199).
_________________________________________________________________________
Фамилия _________________________________
1
2
3
4
5
6
Итог
Оценка
__________________________________________________________________
Оценка урока по математике в 5 классе
на тему «Степень числа. Квадрат и куб числа».
Учитель: Рогозина А.В.
Дата: 02.12.2015 г.
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: комбинированный.
Технология: развивающее обучение, индивидуализация.
Девиз урока: «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу».
Цели урока:
Личностные:
- уважение к личности и ее достоинству,
- устойчивый познавательный интерес,
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения,
- потребность в самовыражении и самореализации.
Предметные:
- отработать навыки чтения и записи степени;
- научиться заменять произведение степенью и представлять степень в виде произведения;
- развивать навыки самостоятельной работы.
Метапредметные:
Регулятивные.
-
Принимать и сохранять учебную задачу.
-
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные.
Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений.
Коммуникативные.
-
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера.
-
Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Как сохранить здоровье?»
-
Воспитывать у учащихся непримиримость к вредным привычкам.
-
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Оборудование и наглядность:
Интерактивная доска, карточки для каждого из учащихся для проверки знаний, умений и навыков; фото-слайды, плакаты.
Методы обучения, применяемые на уроке:
-
Метод беседы (постановка вопросов, коррекция ответов, формулирование выводов) - на всех этапах урока.
-
Логический метод (выделение главного, установление аналогий, обобщение) .
Репродуктивный метод (передача учителем и запоминание учащимися информации)
Погружение в ситуацию.
Игровой.
Эмоционального воздействия.
Метод создания ситуации успеха.
Структура урока:
-
Рефлексия начала урока.
-
Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений; сообщение темы, целей и задач урока.
-
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях.
-
Элементы здоровьесберегающих технологий.
-
Перенос приобретенных знаний, их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений.
-
Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
-
Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Анализ каждого этапа урока по следующим параметрам:
дидактическая задача этапа;
содержание этапа;
условия достижения положительных результатов этапа;
показатели выполнения дидактической задачи этапа.
I. Организационный этап.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - подготовить учащихся к работе на уроке.
СОДЕРЖАНИЕ - взаимные приветствия; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ - собранность учителя, отсутствие многословия, последовательность и постоянство в предъявлении требований.
ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение в деловой ритм, установка внимания всего класса.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ - формулировка темы и целей урока, актуализация опорных знаний.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ - тему урока учащиеся выводят самостоятельно, участвуя в беседе после прослушанной притчи.
ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ - активность познавательной деятельности учащихся на данном и последующих этапах урока.
III. Этап усвоения новых знаний.
Так как данный урок по своему типу относится к урокам обобщения, а значит и углубления в тему, то этот этап занимает доминирующее положение по времени и объёму, являясь главной и решающей частью урока.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - дать учащимся представление о применении данной темы в жизненных ситуациях; развивать навыки вычислительного счета.
СОДЕРЖАНИЕ - организация внимания; организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления изучаемого материала.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ - использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала с помощью актуальных задач, связанных со здоровьем человека, фото-слайдов и плакатов.
В этот же этап урока, для повышения интереса учащихся к предмету и связи с жизнью, я добавила статистику и наглядные плакаты о вредных привычках.
ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ - правильность ответов учащихся; активное участие класса в закреплении темы степени числа.
IV. Этап закрепления новых знаний:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по изученному материалу.
СОДЕРЖАНИЕ - закрепление полученных знаний и умений, через вопросы и обобщение.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ - выработка умения оперировать ранее полученными знаниями.
ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ - учащиеся при опросе умеют:
1. Правильно упрощать выражения.
2. Правильно использовать полученные знания при возведении в степень, заменять произведение степенью.
3.Формулировать определение и нахождение степени числа.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - сообщить учащимся оценки; домашнее задание, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
СОДЕРЖАНИЕ - информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался; что повторили, что нового узнали, что закрепили.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ - коротко разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание. При подведении итогов, учащиеся вновь возвращаются к целям, поставленным в начале урока, и отвечают на вопросы.
В конце урока проведена рефлексия по выбору смайликов настроения, которая показала, что всему классу урок понравился (все выбрали смайлик с улыбкой).
Исходя из данного анализа показателей выполнения дидактических задач каждого этапа урока, урок цели достиг.
9