- Преподавателю
- Математика
- План подготовки к математической олимпиаде
План подготовки к математической олимпиаде
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корнилова Н.А. |
Дата | 01.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
На протяжении многих лет существования институтов образования складывалась практика работы с детьми, уровень интеллекта которых выше чем у сверстников. Именно они впоследствии становились лидерами и занимали ключевые позиции в различных сферах человеческой деятельности. И хотя долгое время термин одаренные дети не употреблялся, а однозначного определения одаренности нет и в настоящее время, как научная проблема одаренность насчитывает уже более сотни лет.
По мнению ряда, как отечественных, так и зарубежных современных ученых пятая часть детей в школьном возрасте обладает задатками одаренности и задача школы выявить и развить конкретный вид одаренности, если представляется возможным, на определенном этапе обучения.
Данная рабочая программа составлена для обучения математике учащихся, обладающих высокими интеллектуальными способностями и проявляющими повышенный интерес к математике. Целесообразность программы актуальна и давно назрела. В каждом классе имеются ученики, способности которых выше чем у остальных учащихся, и уделять им время в рамках обычного урока не всегда продуктивно. Эффективное развитие таких детей может быть осуществлено только благодаря дополнительным занятиям, которые должны быть направлены на оказание помощи ребенку в развитии своего творческого потенциала в соответствии с его способностями, склонностями и психофизиологическими особенностями. Именно для таких занятий и предназначена эта учебная программа.
Программа включает основные темы курса основной школы. Эти темы обобщаются, выделяются и систематизируются основные методы решения, решаются задачи повышенной сложности.
Большой акцент предполагается на самостоятельной работе учеников. Подобраны соответствующие задачи, запланированы часы и консультации по ним, чтобы с одаренным учащимся класса опробовать и развить свои способности, оценить собственные возможности, получить представление о математической деятельности, а значит осознанно определиться с профилем обучения в старших классах.
Для успешной реализации программы использованы следующие ключевые направления:
-индивидуальная работа с одаренными учащимися;
-научно-исследовательская деятельность, предполагающая выполнение учащимися исследовательских заданий;
-создание условий для социализации учащихся в современном информационном пространстве;
Цель: Расширение математического кругозора учащихся, совершенствование их математического развития.
Задачи:
- Обучать стандартным методам решения не стандартных задач
- Развивать логическое мышление и творческие способности;
- Прививать учащимся интерес к предмету «Математика»;
- Воспитывать настойчивость и самостоятельность.
В результате подготовки ученик должен знать/уметь
-значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
-уметь систематизировать полученные знания;
-применять различные методы при решении нестандартных задач;
- конструктивно оперировать математическими понятиями и терминами;
Тематическое планирование в 5 классе
№ заня-тия
Тема
Вид
занятия
Сроки проведения
1
Натуральные числа. Десятичная запись чисел. Задачи с числами и задачи с цифрами. Арифметические ребусы.
Лекция. Практика
17.09. 12
2
Простейшие комбинаторные задачи.
Практика
24.09.12
3
Логические задачи. Взвешивание. Переливание.
Практика
1.10.12
4
Логические задачи. Анаграммы и криптограммы.
Практика
8.10.12
5
Игры. Стратегии.
Практика
15.10.12
Тематическое планирование в 6 классе
№ занятия
Тема
Вид занятия
Сроки проведения
1
Натуральные числа. Признаки делимости. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Практика
17.09. 12
2
Простейшие комбинаторные задачи.
Лекция
Практика
24.09.12
3
Логические задачи. Взвешивание. Переливание. Замощение.
Лекция
Практика
1.10.12
4
Логические задачи. Анаграммы, криптограммы, софизмы
Практика
8.10.12
5
Игры. Стратегии.
Практика
15.10.12
Тематическое планирование в 9 классе
№ занятия
Тема
Вид
занятия
Сроки проведения
1
Метод математической индукции; разновидности.
Задачи комбинаторно-логического характера
Лекция №1.Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
11.09. 12
2
Методы решения олимпиадных задач. Принцип Дирихле. Правило крайнего. Инварианты. Четность, нечетность. Задачи на раскраски, укладки, замощения.
Практика.
18.09.12
3
Многочлены
Практика
25.09.12
4
Аналитические методы в геометрии
Лекция №2.Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
2.10.12
5
Игры, турниры, стратегии и алгоритмы
Практика
9.10.12
6
Уравнения с целой и дробной частью
Лекция №3.Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
16.10.12
7
Функции
Практика
22.10.12
Тематическое планирование в 11 классе
№ занятия
Тема
Сроки проведения
1
Теория чисел
Лекция №1.Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
11.09. 12
2
Многочлены
Комплексное применение знаний и способов деятельности
12.09.12
3
Неравенства
Практика
18.09.12
4
Последовательности
практика
19.09.12
5
Ряды
Лекция №2.Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
26.09.12
6
Графы
Практика
3.10.12
7
Множества
Практика
10.10.12
8
Планиметрия
Практика
17.10.12
9
Функции
практика
24.10.12
10
Аналитические методы в стереометрии
Лекция №3.Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
7.11.12
Ожидаемые результаты
Развитие интереса и познавательных способностей учащихся, углубление и расширение их знаний, овладение стандартными методами решения нестандартных задач,
создание условий для подготовки к участию в математических соревнованиях различного уровня, получение опыта творческой и исследовательской деятельности.
Литература:
-
Агаханов Н.Х, Подлипский О.К. Математические олимпиады Московской области. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Физмат книга, 2006.
-
Васильев Н.Б., Савин А.П., Егоров А.А. Избранные олимпиадные задачи. Математика.- М.: Бюро Квантум, 2007.
-
Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике. - М.: МЦНМО, 2005
-
Григорьева Г.И. Задания для подготовки к олимпиадам.10-11 классы. Волгоград: "Учитель", 2005.
-
Ковалева С.П. Олимпиадные задания по математике. - Волгоград: "Учитель", 2007.
-
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО "Книга", 2005.
-
Перельман Я.И. Занимательная арифметика. -М.: АСТ, 2007.
-
Маркова И.С. Новые олимпиады по математике. - Ростов на Дону: "Феникс", 2005.
-
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд.-М.: Просвещение, 2006.
-
Шеховцов В.А. Решение олимпиадных задач повышенной сложности.
-
Волгоград "Учитель", 2009.
-
Фарков А.В. Как готовить учащихся к математическим олимпиадам. М.: "Чистые пруды", 2006.
-
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы.- 8-е изд., испр. и доп.- М.: Айрис - пресс, 2009.
Интернет ресурсы.
-
mat.1september.ru?- Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября".
-
math.ru?- Math.ru: Математика и образование.
-
allmath.ru?- Allmath.ru - вся математика в одном месте.
-
math-on-line.- Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике).
-
zaba.ru?- Математические олимпиады и олимпиадные задачи.
mihailovoschool. -Математические термины в ребусах.