Исследовательский подход в обучении математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский подход в обучении математики.

Долотова Н.И.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Очень важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность. Задача учителя состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, поддержать и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Поиск». Главная цель научного общества - выявляя одаренных детей, помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследовательской деятельности и получать практические навыки, а также научиться проведению и написанию исследовательской работы.

Формы нашей работы с учащимися самые разнообразные: теоретические, экспериментальные, работа с научной литературой, работа в архивах, экскурсии.

Научное общество учащихся на сегодняшний день насчитывает 40 ребят и состоит из 3 секций: гуманитарных, естественных, физико- математических. На протяжении 12 лет в нашей школе проводятся научно - практические конференции. Если в первые годы в конференции принимали участие только ребята 9 -11 классов, то на протяжении 6 последних лет интерес стали проявлять ребята средней ступени, а 2 года назад впервые приняли участие ребята начальной школы и показали хорошие результаты,

Любой ученик, желающий заниматься исследовательской работой, может выбрать предмет, который ему интересен. Жесткого отбора в научное общество нет, он происходит сам собой. Если ученик увлечен своей темой, поиском, открытием, то он с удовольствием проводит исследование и учится анализировать полученный результат под руководством своего научного руководителя, которым является учитель - специалист в выбранной сфере знаний.

Исследовательской деятельностью я занимаюсь с 2009 года. Работа начинается с выбора и обоснования темы, а также ее актуальности для сегодняшнего дня. Это является, на мой взгляд, одним из важных моментов в исследовательской работе. Тема может быть выбрана как самим ребёнком, так и предложена мной в соответствии с возрастом и наклонностями.

При данной работе с детьми необходимо учитывать следующее:

- тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

- тема исследовательской работы должна быть реальной, так как отсутствие необходимой материальной базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению.

Тема выбрана. Начинается неспешная, кропотливая работа. Так как в группу исследователей входят ребята разного возраста, я работаю с каждым ребенком индивидуально, ведь подготовка, опыт исследовательской работы у каждого ребенка разный.

Для того, чтобы работа была плодотворной, обсуждается и составляется так называемый "план действий" в котором, поэтапно расписываются шаги следования к заданной цели. Порой нельзя предугадать те или иные моменты, и поэтому на протяжении всей работы в план вносятся изменения.

Следующим этапом является работа с литературой по выбранной теме. Ребята отправляются в библиотеку для самостоятельного поиска, используют предложенный мною подбор, а также ищут необходимый материал в Интернете.

Следующий этап-это выбор методов и подбор материалов. Мы стараемся использовать такие методики исследования, которые не требуют сложных или специфических приборов и материалов, проводим экскурсии, выбираем и составляем анкеты, работаем с архивами. Иногда обращаемся к различным организациям за помощью в проведении экспериментов.

Полученный материал систематизируем, а затем проводим анализ полученных данных или результатов, выявляем закономерности. Ребята заполняют таблицы, строят графики и диаграммы. Обрабатываем данные сами, используя статистические и математические методы исследования.

В каком виде могут быть представлены результаты исследования?

Этот непростой вопрос нуждается в индивидуальном рассмотрении. Итогом исследовательской работы может быть научный отчет о проведенном эксперименте, мультимедийная презентация и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

"Обучая других, обучаешься сам" - эта точная мысль Яна Амоса Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита работы или проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты ребенок учится излагать найденную информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Все это позволяет ребятам быть настоящими исследователями.

Каждый исследователь, после долгой и кропотливой работы, представляет свою работу на суд компетентного жюри и слушателей, сначала в классе, если работа завершена, её рекомендуют на школьную конференцию.

Выступление на конференции каждого ребенка отличается не только оригинальностью темы, но и наглядностью. Ребята, с которыми я строю свою работу, постоянно становятся победителями школьной научно - практической конференции. Лучшие выходят со своими работами на более высокий уровень. Становятся участниками и победителями региональных и всероссийских научно - практических конференций по исследовательской работе.

На протяжении трёх лет мои ребята принимают активное участие в конкурсе учебно-исследовательских работ «Детские исследования-великим открытиям» при ТГТУ и занимают призовые места-2011 год-3 место, 2012 год-1 место,2013 год-2 место. В 2012 году моя ученица принимала участие в 7областной научно - практической конференции школьников «Путь в науку», тезисы её работы были напечатаны в сборнике. В марте 2014 года принимали участие в областном конкурсе «Первые шаги в науку»-заняли 2 место. В 2014 году мы впервые участвовали во Всероссийском конкурсе "Первые шаги в науке" и стали победителями.

Таким образом, исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления при условии овладения учащимися алгоритмом исследовательской работы.

Исследовательская работа необходима для приобретения новых знаний и навыков, в том числе навыков постановки и проведения эксперимента, фиксируемых наблюдений, обработки полученного материала, публичных выступлений и участия в конкурсах и конференциях.

Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ под руководством учителя, помогут им в проведении самостоятельных научно-исследовательских работ в старших классах и в ВУЗах.



© 2010-2022