Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс)

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по алгебре 9 класс

Дата проведения 22.10.2014

Учебник Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2014.

Тема урока. Корень n-ой степени.

Цель урока: актуализировать знания по теме «Квадратные корни». Формировать понятие

корня n-ой степени; арифметического корня n-ой степени, объяснить его

свойства

Тип урока: усвоение новых знаний.

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Мотивация обучения

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

V. Задание на дом

VI. Итог урока

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

II. Мотивация обучения

В связи с практикой решения сложных алгебраических заданий и оперирования степенями возникла необходимость обобщить понятие степени и расширить его введением нулевого показателя, отрицательных и дробных показателей. Для многих задач физики важно определить степени с рациональным и иррациональным показателями. В физике встречаются величины, имеющие следующее свойство: за равные промежутки времени величина изменяется в одно и то же число раз. Примером такой величины может быть масса радиоактивного вещества.

Понятие степени возникло в связи с вычислением площади квадрата и объема куба. Равенство Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) (Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс)) применил в своих работах самаркандский ученый ал-Каши в XV веке. Отрицательные показатели ввел французский математик Никола Шюке в XV веке.

Введение степени с рациональным показателем является одним из многих примеров обобщения понятия математического действия. Степень с нулевым, отрицательным и дробным показателем определена так, что для нее можно применить действия, имеющие место для степени с натуральным показателем.

Знание свойств степени с рациональным показателем и арифметического корня n-ой степени позволят решать степенные и иррациональные уравнения, неравенства и их системы.

III. Изучение нового материала

Знакомство с новым материалом осуществляется параллельно с актуализацией опорных фактов (определение и свойства арифметического квадратного корня), усвоенных учащимися в 8 классе.

Объяснение проводится в виде беседы. Понятие квадратного корня возникло при решении простейшего квадратного уравнения Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) . При этом квадратным корнем из числа Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) называют такое число, квадрат которого равен Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) . Кроме уравнения Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) необходимо решать уравнения Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) . Поэтому надо ввести понятие корня любой натуральной степени n (аналогичное понятию квадратного корня).

Определение. Корнем n-ой степени из числа Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) называют такое число, n-ая степень

которого равна Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) . Этот корень обозначают символом Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) . Причем n

называют показателем корня, Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) - подкоренным выражением.

Пример 1

а) Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) , т.к. Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) б) Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) ; т.к. Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) ; в) Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) , т.к. Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) .

Принято корень второй степени называть квадратным корнем, корень третьей степени - кубическим корнем.

Уточним понятие корня. Сначала рассмотрим степенную функцию Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) с нечетным показателем n. Из рис. Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) видно, что для любого значения Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) уравнение Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) имеет единственное решение Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) . Обратимся теперь к степенной функции Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) с четным показателем n (рис. б). Тогда уравнение Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) при Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) < 0 решений не имеет, при Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) = 0 имеет единственное решение Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) , при Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) > 0 имеет два противоположных по знаку решения. В этом случае положительное решение обозначают символом Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) .

Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс)Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс)

Нечетное Четное

Пример 2

Рассмотрим уравнение Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) . Очевидно, такое уравнение имеет два решения: Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) , т.к. при подставлении этих чисел в уравнение получаем верное равенство. Учитывая, что Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) , такие решения, можно записать в виде Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) и Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) .

Итак, выражение Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) при Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) имеет смысл при четном и нечетном n, и значение этого выражения является неотрицательным числом. Его называют арифметическим корнем n-й степени из Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) . Арифметическим корнем n-й степени из неотрицательного числа Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) называют такое неотрицательное число, n-я степень которого равна Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) .

Корень нечетной степени из отрицательного числа можно выразить через арифметический корень из положительного числа.

Пример 3

Получаем Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) , т. к. Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) и Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) .

Изученные ранее свойства квадратного корня можно обобщить на случай корня n-й степени:

1. Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс)

2. Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс)

3. Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс)

4. Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс)

5. Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс)

В равенствах 1-5 числа m и n - натуральные, в равенствах 1-4 числа a, bРазработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) и в равенстве 4 число Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) .

Пример 4

Вычислим, используя приведенные свойства.

а) Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) ;

б) Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) ;

в) Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) ;

г) Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) ;

д) Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) ;

е) Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс) ;

ж) Разработка урока по алгебре на тему Корень n-ой степени (9 класс)

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1. Работа с учебником

Учащимся предлагается найти в тексте учебника § 4 п. 9 (стр. 54 - 57) ответы на вопросы на стр. 60.

2. Решение упражнений на доске и в тетрадях учащихся

№ 159 (а, г, ж); № 160 (е); № 162; № 164; № 168 (д); 171 (в); № 173; № 177 (а); № 178 (б); № 179.

V. Задание на дом

Учебник § 4 п. 9, знать определение и свойства арифметического корня n-й степени.

Упражнения № 159 (б, в, з), № 160 (е), № 163, № 165, № 168 (е), № 171 (г).

Дополнительные упражнения № 177 (в). № 178 (а)

VI. Итог урока

Учащимся предлагается вспомнить (или найти в учебнике) определения арифметического квадратного корня, корня n-й степени, указать, чем они отличаются; еще раз обращает внимание учащихся на свойства корня n-й степени и основные тождества.

С учетом работы учащихся на уроке учитель выставляет отметки с кратким комментарием.

© 2010-2022