- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока на тему «Геометрическая прогрессия»
Конспект урока на тему «Геометрическая прогрессия»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маликова Р.Т. |
Дата | 15.10.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова»
Геометрическая прогрессия
Работу выполнил: учитель математики Маликов Ильназ
Фанисович
2012 год
План урока составлен по теме
«Арифметическая и геометрическая прогрессия»
из учебника Ю.Н. Макарычева
«АЛГЕБРА 9 класс»
Тема урока: ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
А)образовательные : ввести понятия «геометрическая прогрессия», «разность геометрической прогрессии»;
Б) развивающие : научить наблюдать, выводить закономерности, проводить рассуждения по аналогии;
В) воспитательные: воспитать интерес к математике.
Оборудование : интерактивная доска.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация.
-
Формирование новых способов и действий.
-
Физкультминутка.
I.Закрепление ЗУН
II.Самостоятельная работа
V.Домашнее задание
Ход урока
-
Организационный момент.
Учитель:
Здраствуйте учащиеся! Сегодня мы с вами продолжим работать с прогрессиями и введём новые понятия. Оказывается прогрессия может быть не толко арифметической, но иметь и другую разновидность. Это название нам поможет разгадать задачник. На интерактивной доске даны примеры.
-
Актуализация.
Тему сегодняшнего урока мы узнаем, решив задачи применяя наблюдательность и закономерность.
Это название нам поможет разгадать «буквенный» задачник .
№
Задачи
Ответы
буквы
1
Дана последовательность чисел: 2,4,…. Найти а4.
8
г
2
Дана последовательность чисел: 3,7,11,…. Найти восьмой член последовательности.
31
о
3
Дана последовательность чисел: 7,12,17,…. Найти S4.
58
е
4
В последовательности 0,1; 0,9;1,7,.. найти d .
0,8
е
5
Дана последовательность чисел: 3,_,9,12 ..Найти d .
3
м
6
Дана последовательность чисел: 3,8,_,18,…. Найти d.
5
р
7
В последовательности 4,6,8,… найти S5
40
т
8
Дана последовательность 5,_,11,14,__,… S5=?
55
ч
9
Дана последовательность 3,7,__,15,… S6=?
78
и
10
Дана последовательность 2,4,8,16,… Найти частное второго и первого члена.
2
я
11
Дана последовательность 3,9,27,… Найти b4.
81
а
12
Дана последовательность 3,_,12,… Найти b2.
6
с
13
Дана последовательность 3,12,48… Найти b3.
144
к
Бланк расположения ответов задач:
8
58
31
3
0,8
40
5
78
55
58
6
144
81
2
Расшифровка слова:
8
58
31
3
0,8
40
5
78
55
58
6
144
81
2
г
е
о
м
е
т
р
и
ч
е
с
к
а
я
Учитель: Какое ключевое слово мы разгадали? Прочитаем !
Ученик: Геометрическая!
Учитель: Верно! Мы отгадали слово. Оказывается бывает и геометрическая пргрессия.
II.Формирование новых способов и действий.
Учитель: Тема нашего урока «Геометрическая прогрессия»
Историческая справка
Ещё в Древней Римской империи диаметры колес в водопроводах были выбранены в соответствии с геометрической прогрессией. В конце ХVII - начале ХVIII вв. в Германии для расчета темперированного музыкального строя была применена геометрическая прогрессия со знаменателем , во Франции в 1805г.
Размеры типографского шрифта были установлены в соответствии с геометрической прогрессией. В конце прошлого века русский ученый академик А. В. Гадолин разработал теорию рационального построения кинематических соотношений в металлообрабатывающих станках, основанную на использовании закономерных рядов чисел, и научно обосновал рациональную теорию выбора чисел оборотов станков по геометрической прогрессии.
Учитель: Рассмотрим следующую таблицу и выпишем формулы.
Последовательность
Геометрическая
прогрессия
Определение
Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену, умноженному на одно и то же число, называется геометрической прогрессией
Формула n-го члена
bn=b1 . qn-1
Знаменатель
q=bn+1:bn
Задача:
В геометрической прогрессии 2,4,8, … вычислить знаменатель и шестой член. Составить график прогрессии и дать характеристику.
Решение: а5=32, q=2
-
Физкультминутка.
Учитель: Проведём небольшую разминку. Выполняем гимнастику для глаз и рук.
-
Закрепление ЗУН.
Учитель: Для закрепления новой темы решим задачи. Каждый ученик решает свой уровень трудности (ученики распределены по трём уровням: слабый, средний и повышеный).
Задачи
Уровень учащихся
№
«I»
«II»
«III»
387(а,б)
+
+
+
389(а,б)
+
+
391(а)
+
-
Самостоятельная работа.
I вариант
II вариант
1)Дано: (bn) геометрическая прогрессия
b1=2,3, q=2.
Найти: b2(4,6)
1) Дано: (bn) геометрическая прогрессия
b1=2, q=6.
Найти: b2(12)
2) Дано: (bn) геометрическая прогрессия
b1=3, q=2.
Найти: b4(24)
2) Дано: (bn) геометрическая прогрессия
b1=0,3, q=3.
Найти: b4(8,1)
-
Домашнее задание.
Задачи
Уровень учащихся
№
«I»
«II»
«III»
387(в,г)
+
389(в,г)
+
+
391(в,г)
+
+
393
+