- Преподавателю
- Математика
- «Конкурс знатоков тригонометрических уравнений»
«Конкурс знатоков тригонометрических уравнений»
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скороходова С.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Конкурс знатоков тригонометрических уравнений» 10 класс
Скороходова С.В., учитель математики МШЛ №3 имени А.С.Пушкина г. Степногорска Акмолинской области
Цель: повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Простейшие тригонометрические уравнения», познакомить учащихся с историческими событиями, показать связь математики с другими науками, развивать интерес учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет, развивать навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы, воспитывать нестандартно логически мыслящую личность, воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки.
Форма урока: математическое состязание.
Подготовка к уроку: класс делится на 3 равные по силе команды, которые придумывают название и выбирают себе координатора; учитель готовит с отдельными участниками исторические миниатюры; слайды с текстом заданий; таблицы для оценивания.
ПЛАН «КЗТУ»
-
«Next».
-
Найди ошибку.
-
«Ярмарка - распродажа»
-
«Три в одном».
-
Связь математики с жизнью.
-
Мини - кросс для капитанов.
«Величие человека
в его способности мыслить»
Ход урока. Сегодня мы проводим «КЗТУ», мы еще раз закрепим и систематизируем знания, полученные при изучении темы «Простейшие тригонометрические уравнения», поговорим немного об истории математики, об ее связи с другими науками, вы покажите насколько сплоченно и честно умеете работать в команде, умеете думать логически. Можно ли стать гимнастом, не занимаясь гимнастикой? Также и с математикой, именно системное занятие этой наукой учит нас правильному мышлению. А величие человека, говорят, именно и заключается в его способности мыслить. Итак, девиз нашего урока « Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».
Урок пройдет в форме состязания трех команд, их названия: «Зубрилки», «Синусоид», «Мозголомы». В каждой есть координатор, который помогает капитану организовывать работу в команде, определять, кто будет отвечать, считает заработанные баллы.
Принято, что к соревнованию человек готовится и свой день начинает с зарядки, т. е. с разминки. Проведем разминку и мы.
1.КОНКУРС «NEXT» посвящен повторению и систематизации свойств тригонометрических функций, т.к. зная их, не нужно зазубривать формулы корней. Каждая команда отвечает на вопросы в течение 1,5 минут. Чем быстрее отвечают игроки, тем больше баллов они наберут. Вопросы я задаю последовательно каждому участнику, если он не знает ответа, то говорит «next» (следующий). За полный и правильный ответ 1балл. Если команда не знает ответа, то заработать балл может другая команда.
Вопросы для команды____________
-
Дайте определение аrcsin а. (Запись сделать на доске).
-
Как называется изображенная на рисунке кривая? Это график какой функции?
-
Назовите точки пересечения графика с осью Ох.
-
Какие точки называются точками max?
-
Назовите по графику точки max.
-
Назовите точки min.
-
Наименьший положительный период?
-
Как графическим способом решить уравнение sin x = a?
-
Формула корней sin x = a?
-
Частные случаи формулы корней: sin x = 1?
-
sin x = - 1?
-
sin x = o?
Вопросы для команды _____________
-
Дайте определение arccos а.
-
График какой функции изображен?
-
Наименьший положительный период функции?
-
Когда уравнение cos x = а не имеет корней?
-
Нули функции?
-
Следовательно, корни уравнения cos x = 0?
-
Назовите корни уравнения cos x = -1.
-
cos x = 1?
-
Формула корней уравнения cos x = а?
-
Сколько корней имеет уравнение cos x =о,5 на промежутке от о до3П?
-
Чему равен arccos ½?
-
arccos (-½)?
-
arcsin(- ½)?
Вопросы для команды ______________
-
Графики каких функций изображены?
-
Какая из функций возрастающая?
-
Назовите асимптоты тангенсоиды.(х = П/2+Пп)
-
Назовите асимптоты графика у=ctqx.(х = П+Пп)
-
Формула корней уравнения tqx=a?
-
Какие из формул записаны неверно? (см на слайд)
-
Ответьте на вопрос коротко: да или нет. Тригонометрическое уравнение - это уравнение, в котором неизвестное содержится под знаком тригонометрической функцией.
-
Область значений tqx и ctqx от -1 до 1.
-
Область определения ctqx- все числа, кроме П/2+Пп.
-
Математика - твой любимый предмет.
2.КОНКУРС «НАЙДИТЕ ОШИБКУ» Посмотрите на экран. Здесь все уравнения уже решены, но некоторые решения неверны. Найдите их, и за каждый правильный ответ вы получите 2балла.
3. «ЯРМАРКА - РАСПРОДАЖА»
Сегодня на ярмарке продаются верные уравнения, но сначала их нужно собрать. В левом столбике уравнение, в правом - верное решение. Я благодарный продавец: за то, что вы у меня покупаете товар, я вам даю 2 балла. В результате у нас должно появиться слово из математической терминологии.
«Гониометрия» - наука, изучающая тригонометрические функции. Такое название предложил немецкий математик, член-корреспондент Петербургской АН
Феликс Клейн. Но это название не привилось.
4.КОНКУРС - «ТРИ В ОДНОМ»
Объединим три конкурса «Расшифруй», «Поименный» и «Восстанови формулу». Вот задание на этот тур: расшифровать изречение английского философа, естествоиспытателя Роджера Бэкона, который придавал большое значение математике. Каждой команде достается по 11 букв из высказывания, которые мы затем сложим. Команда, первая выполнившая задание, получит 5 баллов, вторая- 4 балла, третья -3. Во время расшифровки некоторые участники могут заработать для команды дополнительные очки (по 2 балла) по правилам «поименного конкурса». Т.е., координатор команды указывает имя соперника и номер задания, который тот должен выполнить у доски. А также можете обменяться карточками на «восстановление формул». Если вызванный участник решает неправильно, то ему может помочь команда, но в этом случае она зарабатывает вместо 2 баллов только 1.
Итак, переверните листочки с заданиями и обменяйтесь заданиями с соперниками.
После расшифровки на слайде появляется текст «… - первая из всех наук, и необходима для них», но он неполный. Какое слово следует вставить? «Математика - первая из всех наук и полезна, и необходима для них». Координаторы проверяют «восстановленные формулы» соперниками, подсчитывают баллы.
5.КОНКУРС -«СВЯЗЬ МАТЕМАТИКИ С ЖИЗНЬЮ» Говорят все в жизни начинается с истории. И наш урок не исключение. Немного из истории великих открытий.
Вопрос из области ГЕОГРАФИИ.
Вопрос. Этот город был известен еще до нашей эры. С ним связано имя известного человека. Находится он на о. Сицилия. Назовите этот город.
Подсказки:
1. Именно в этом городе на 75-м году жизни был убит римским воином известный математик, изобретатель, физик, инженер.
2. Этот ученый был горячим патриотом своей родины и города, в котором он родился и жил.
3. В течение двух лет с помощью своих машин он с успехом защищал родной город от мощи римской армии, которой командовал Марк Клавдий Марцелл, один из самых крупных военачальников того времени.
4. Вот в каких словах передает древнегреческий писатель Плутарх взятие города римлянами: «Марцелл вполне полагался на обилие и блеск своего вооружения и на собственную свою славу. Но все оказалось беспомощным против Архимеда и его машин».
5. Плутарх рассказывает следующее: «Когда корабли Марцелла приблизились на расстояние полета стрелы, то Архимед велел приблизить шестигранное зеркало, сделанное им. На известном расстоянии от этого зеркала он поместил другие зеркала поменьше такого же вида. Эти зеркала вращались на своих шарнирах при помощи квадратных пластинок. Затем он устанавливал свое зеркало среди лучей солнца летом и зимой. Лучи, отраженные от этих зеркал, произвели страшный пожар на кораблях, которые были обращены в пепел на расстоянии, равном полету стрелы ».
6. Этот рассказ, по словам профессора М.Е. Ващенко-Захарченко, долгое время считался басней, пока известный ученый Бюффон в 1777 г. не показал на опыте, что это возможно. С помощью 168 зеркал он в апреле зажег дерево и расплавил свинец на расстоянии 45 м.
Ответ. Сиракузы.
Буквально в этом году по кабельному телевидению в научно-популярной американской программе «Разрушители легенд» сообщили о том, что был вновь повторен опыт Архимеда.
ЛИТЕРАТУРА
Всем известны пословицы: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; «Кашу маслом не испортишь»; «Дальше от кумы - меньше греха».
Вопрос. Чем (с точки зрения математики) отличаются пословицы?
Подсказки:
1. Представьте себе, как нарастает количество дров по мере продвижения в глубь леса: от опушек, где все давным-давно собрано, до чащоб, куда еще не ступала нога заготовителя.
2. Заметьте, что согласно пословице «Каши маслом не испортишь», качество каши не ухудшается с добавкой масла. Оно, возможно, станет лучше, но может и оставаться на прежнем уровне.
3. Рассмотрите качество каши как функцию количества масла в ней.
4. Какой является функция, которая показывает, как изменяется мера греха по мере удаления от кумы?
5. О каком свойстве функции идет речь?
Ответ. Функция в первой пословице монотонно возрастает, во второй - монотонно неубывает, в третьей монотонно убывает.
ПЕНИЕ
Так говорят, когда какое-то дело безнадежно затягивается, когда раз за разом попытки уладить что-то приводят к пустому или бессмысленному результату.
«У попа была собака. Он ее любил. Она съела кусок мяса. Он ее убил. И в землю закопал. И надпись написал: «У попа была собака. Он ее любил...»и т.д.
Вопрос. Какая существует связь между песней и математическим понятием, являющимся одним из свойств функции?
Подсказки:
1. Обратите внимание на повторяемость текста.
2. Так в обыденной речи называют чуть ли не всякую повторяемость.
3. Какую букву ни возьми, она обязательно повторится через 89 букв.
4. Вспомните про динамо-машину: вспомните, как вращающаяся рамка размеренно и точно раз за разом занимает каждое из своих положений.
5. Безупречные примеры ... способна дать только математика.
6. ... называется всякая функция, любое значение которой в точности повторяется каждый раз, когда аргумент увеличивается на определенную величину, называемую ...
Ответ. Понятие периодичности. Прекрасными примерами периодических функций являются синус, косинус, тангенс... Для синуса и косинуса период составляет 360°, для тангенса 180°.
С периодически повторяющимися ситуациями человек стакивается повсюду.
Попробуйте привести примеры периодических процессов из жизни. (Биение сердца, вращение колеса, морские приливы и отливы, заполненность городского транспорта, эпидемии гриппа - в этих примерах можно найти общее: эти процессы периодичны. Жизнь человека сопровождают различные астрономические явления - восход и заход Солнца, изменение фаз Луны, чередование времен года, положение звезд на небе, затмения и движение планет.)
Астрономия, которая дает нам наиболее наглядное представление о периодических процессах, определяет положение объектов в небесной сфере с помощью углов. Поэтому первоначально тригонометрия возникла и развивалась в древности как один из разделов астрономии. И только в 17-19 веках тригонометрия становится одной из глав математического анализа, и находит широкое применение в механике, физике и технике, особенно при изучении колебательных движений и других периодических процессов.
6. МИНИ - КРОСС для капитанов и координаторов.
Кто первый из координаторов решит уравнение? Решают одновременно на доске, используя закрытые доски. Если кто-то из членов команд решит быстрее, то получает дополнительный балл. Аналогично, кто первый из капитанов?
7. Подведение итогов урока, выявление «знатоков». Призы - пятерки. Координаторы выставляют оценки членам команд, исходя из набранных баллов.